Шаг 2. Узнайте собеседника
Сначала поздоровайтесь (варианты «Куда я попал?», «Какой это номер?», «Это кто?» воспринимаются негативно), подождите ответного приветствия и лишь затем спрашивайте, туда ли попали. Обязательно назовите свою фамилию, должность и издание / PR-агентство: «Вас беспокоит корреспондент газеты «Татьянии день» Василий Петечкин», «С Вами говорит Самсон Васечкин, PR-менеджер агентства «Персона РRо» — отношение к вам будет лучше и вы получите более полную информацию. Иначе вы заставите собеседника потратить время на выяснение, кто это и стоит ли с этим типом разговаривать.
Если звоните знакомому и он сам снял трубку, узнайте его по голосу и сразу назовите его по имени. Если трубку снял другой человек, уместнее будет после приветствия и представления сказать: «Попросите, пожалуйста, Ивана Ивановича». Если звоните в учреждение незнакомому человеку, то в самом начале предстоящею разговора узнайте имя и должность собеседника: “Как вас зовут?”, «С кем имею честь говорить?», «Как я могу к вам обращаться?».
|
|
Очень важно записать имя собеседника, чтобы не ошибаться в дальнейшем в беседе с ним и впоследствии обращаться к нему поимени. В разговоре чаще называйте его имя.
Согласно этикету требуется спросить того, кому звоните, удобно ли ему сейчас разговаривать с вами на данную тему или лучше перезвонить в другое время. Однако журналисту нередко важно проявить определенную напористость, чтобы привлечь внимание собеседника именно к предмету вашего разговора, не спрашивать, удобно ли ему говорить, а сразу уверенно и энергично начинать обсуждение. Робость, застенчивость и лишние извинения умаляют ваш авторитет и вредят делу. Во многих редакциях вы можете обнаружить новичка, стесняющегося звонков, разговаривающею просительным голосом, поминутно извиняющегося. Это как раз тот человек, который уже неделю выясняет фамилию директора фирмы. Для пиарщиков важна более «мягкая» тональность общения. Излишняя напористость порядком навредит - что делать, иная социальная роль.
Узнайте у собеседника, может ли он ответить на ваши вопросы, если нет - спросите, к кому с ними можно обратиться. Выясните фамилию, имя, отчество и должность нужного вам информатора. При обращении к нему (информатору) скажите, что ею порекомендовал для ответа ваш предыдущий собеседник (как правило, сотрудник пресс-службы или начальник управления или отдела). Вся хитрость в том, что чиновники любят ссылки, - предоставьте им возможность при разборе ситуации «перевести стрелки» на своего коллегу (который, в свою очередь, посетует на пронырливость журналиста).
Фиксируйте все «промежуточные» телефоны - они вам потом пригодятся. Далеко не всякий раз удается раздобыть телефонный справочник интересующего вас ведомства. Однако в “блужданиях по ссылкам” нам удавалось «реконструировать» сей полезный документ.