Компоненты проблемных ситуаций
Классификации проблемных ситуаций
Ключевые понятия
Проблемное обучение
(И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, В.Оконь, и др.)
Задача - такие интеллектуальные задания, в результате выполнения которых ученик должен раскрыть некоторое искомое отношение, свойство, величину, действие. Не предполагает включение в нее субъекта действия.
Проблема - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учеников в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Проблемная ситуация - ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором
· усвоение учениками готовых выводов наук сочетается с систематической самостоятельной поисковой деятельностью;
|
|
· система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;
· процесс взаимодействия учителя и ученика ориентирован на формирование научного мировоззрения, познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей учащихся.
В обучении принцип проблемности реализуется в содержании учебного предмета (системе проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины) в ходе развертывания этого содержания в учебном процессе (построения обучения по диалогическому типу).
Для субъекта решение проблемных ситуаций означает определенный шаг в его развитии, в получении нового, обобщенного знания на основе решения содержащейся в ней проблемы. Возникает субъективная познавательная потребность в новых знаниях, происходит субъективное открытие новых знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач.
· задачи с недостающей или избыточной информацией;
· задачи с противоречивыми данными;
· задачи различной степени сложности числом операций и т.п.
· объект познания (что узнать);
· субъект познания (кто узнает);
· мыслительное взаимодействие объекта и субъекта познания (определяется особенностями учебного материала и дидактическими приемами).
· Мотивационное, творческое.
· Информационное.
· Тренировочное.