Основные исторические этапы развития свободомыслия

Свободомыслие как закономерность духовного и социального прогресса человечества.

Вся история человече­ского общества и современная жизнь свидетельствуют, что свободомыслие не случайное явление, что его возникнове­ние, развитие происходило параллельно с прогрессом че­ловечества. Оно было вызвано к жизни реальными потреб­ностями людей в верном отражении мира с целью его пре­образования. Социальные функции свободомыслия очень многообразны: так, например, оно стимулирует производ­ственно-трудовую активность и научно-познавательную деятельность людей, является своеобразным условием развития общественного прогресса, выступая постоянным союзником прогрессивных классов общества.

Развитие свободомыслия связано с трудовой и позна­вательной деятельностью человека, который в процессе своего труда преобразует окружающую природу и самого себя, обогащает свой духовный мир, расширяет кругозор, познает истинные причины и содержание происходящих явлений. Обосновывая свои положения, свободомыслие опирается на развитие естественных и общественных наук, искусства и литературы. Развитие свободомыслия связано с развитием материалистической философии, яв­ляющейся его теоретической основой, идейной базой. Ис­тория свободомыслия свидетельствует, что чем более по­следовательна материалистическая философия, тем более надежно свободомыслие, тем более убедительные доводы против религии она предоставляет.

Таким образом, свободомыслие есть порождение и вместе с тем выражение общественного прогресса. Разви­тие свободомыслия составляет один из многих элементов этого прогресса и одновременно является одним из мощных факторов, способствующих развитию человечества. В этом — его главная социальная функция.

К основным историческим этапам развития свободо­мыслия относятся следующие: а) свободомыслие в древнем мире; б) свободомыслие и атеизм средних веков; в) атеизм эпохи Возрождения и периода ранних буржуазных револю­ций; г) свободомыслие и атеизм французских просветите­лей XVIII века; д) свободомыслие и атеизм XIX— XX вв., ре­волюционно-демократическое свободомыслие.

Впервые свободомыс­лие в оформленном виде появилось в странах рабовладель­ческого Востока. Наиболее ярко особенности свободо­мыслия древнего мира отразились в учениях материали­стов древней Греции и Рима.

Материализм древних греков и римлян был результа­том непосредственного созерцания мира. Природу они рассматривали как одно целое, но не умели ее анализиро­вать. Тем не менее стихийный материализм позволил им высказывать идеи естественного развития мира, что иск­лючало представления о сверхъестественных силах.

Наиболее видными представителями античного свобо­домыслия являются:

— материалисты так называемой Милетской школы: Фалес,

Анаксимандр, Анаксимен, полагавшие, что основу мира составляют материальные первоначала: вода, воздух;

— Гераклит, выдвинувший идею диалектического развития природы;

— Демокрит впервые в мире утверждал взгляд об атомах как о первооснове мира;

— Эпикур. Он одним из первых пытается вскрыть психологические и гносеологические корни религии.) Источниками религии он считал страх прежде всего перед смертью, а также незнание и непонимание законов природы;

— Тит Лукреций Кар, обобщивший завоевания античной материалистической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: