Свободомыслие как закономерность духовного и социального прогресса человечества.
Вся история человеческого общества и современная жизнь свидетельствуют, что свободомыслие не случайное явление, что его возникновение, развитие происходило параллельно с прогрессом человечества. Оно было вызвано к жизни реальными потребностями людей в верном отражении мира с целью его преобразования. Социальные функции свободомыслия очень многообразны: так, например, оно стимулирует производственно-трудовую активность и научно-познавательную деятельность людей, является своеобразным условием развития общественного прогресса, выступая постоянным союзником прогрессивных классов общества.
Развитие свободомыслия связано с трудовой и познавательной деятельностью человека, который в процессе своего труда преобразует окружающую природу и самого себя, обогащает свой духовный мир, расширяет кругозор, познает истинные причины и содержание происходящих явлений. Обосновывая свои положения, свободомыслие опирается на развитие естественных и общественных наук, искусства и литературы. Развитие свободомыслия связано с развитием материалистической философии, являющейся его теоретической основой, идейной базой. История свободомыслия свидетельствует, что чем более последовательна материалистическая философия, тем более надежно свободомыслие, тем более убедительные доводы против религии она предоставляет.
|
|
Таким образом, свободомыслие есть порождение и вместе с тем выражение общественного прогресса. Развитие свободомыслия составляет один из многих элементов этого прогресса и одновременно является одним из мощных факторов, способствующих развитию человечества. В этом — его главная социальная функция.
К основным историческим этапам развития свободомыслия относятся следующие: а) свободомыслие в древнем мире; б) свободомыслие и атеизм средних веков; в) атеизм эпохи Возрождения и периода ранних буржуазных революций; г) свободомыслие и атеизм французских просветителей XVIII века; д) свободомыслие и атеизм XIX— XX вв., революционно-демократическое свободомыслие.
Впервые свободомыслие в оформленном виде появилось в странах рабовладельческого Востока. Наиболее ярко особенности свободомыслия древнего мира отразились в учениях материалистов древней Греции и Рима.
Материализм древних греков и римлян был результатом непосредственного созерцания мира. Природу они рассматривали как одно целое, но не умели ее анализировать. Тем не менее стихийный материализм позволил им высказывать идеи естественного развития мира, что исключало представления о сверхъестественных силах.
|
|
Наиболее видными представителями античного свободомыслия являются:
— материалисты так называемой Милетской школы: Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен, полагавшие, что основу мира составляют материальные первоначала: вода, воздух;
— Гераклит, выдвинувший идею диалектического развития природы;
— Демокрит впервые в мире утверждал взгляд об атомах как о первооснове мира;
— Эпикур. Он одним из первых пытается вскрыть психологические и гносеологические корни религии.) Источниками религии он считал страх прежде всего перед смертью, а также незнание и непонимание законов природы;
— Тит Лукреций Кар, обобщивший завоевания античной материалистической мысли.