АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
• семья
|
• групп сверстников и друзей
|
• детские дошкольные учреждения и школа
|
• высшие и средние специальные учебные заведения
|
• СМИ
|
• трудовые коллективы, ассоциации по интересам, армия, церковь
|
• Еще в глубокой древности делались попытки выделить основные типы характеров и темпераментов человека с целью воздействия на него. Так, согласно Аюрведе и Чжуд-ши тело человека состоит из пяти элементов - эфира (пространства), воздуха (ветра), огня (жара), воды (жидкости) и земли (твердого вещества). На этом основании выделяются основные психосоматические типы - доши. Из эфира и воздуха образуется Вата, из огня и воды - Пита, из земли и воды - Капха. Эти три типа управляют всеми биологическими и психологическими функциями человека. Вата контролирует движения, Пита заведует обменом веществ, Капха поддерживает конституцию организма и форму его органов. Всего существует семь ярко выраженных типов людей, в т.ч. три типа монодошных («Желчь», «Ветер», «Слизь»); три типа двудошных («Ветер-Желчь», «Ветер-Слизь» и «Желчь - Слизь»), а также один тип уравновешенных людей, у которых все доши занимают относительно равные доли.
|
• В Древнем Риме еще во II в. до н.э. можно встретить описание четырех основных темпераментов человека:
холерический (греч. chol - желчь);
меланхолический (греч. melas chol - черная желчь);
сангвинический (лат. sanguis - кровь) и
флегматический (греч. phlegma - лимфа).
|
В психологических учениях XX в. наиболее известны типологии Э.Шпрангера, К. Хорни, Юнга и Фромма. Так, немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963), описал 6 типов личности, каждому из которых соответствует определенный вид активности:
• теоретический (стремление к раскрытию истины, рационализм и критический подход);
|
• экономический (стремление к выгоде и практичность);
|
• эстетический (стремление к гармонии и образному построению мира);
|
• социальный (любовь к людям, склонность к самопожертвованию и служению людям);
|
• политический (любовь к власти и лидерству);
|
• религиозный (поиск смысла жизни и единства мироздания, вера в сверхъестественное).
|
У Э.Фромма типы личности исследуются сквозь призму характеров - рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный и продуктивный.
В зависимости от повышения или понижения активности
|
• инициативной личности, опирающейся на ответственность;
|
• инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности;
|
• безынициативной, пассивной личности.
|
В зависимости от их ценностных ориентаций:
|
• традиционалисты - ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореали зации низкий;
|
• идеалисты - критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие;
|
• фрустрированный тип - характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;
|
• гедонистические материалисты - ориентированы на удовлетворение потребительских желаний;
|
• реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем
|
Среди представителей социальной и культурной антропологии известны типы личности Р.Липтона, А.Каринера, М.Мид. Так, Ральф Липтон является не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепций базисной личности и статусной личности.
Под базисной личностью он понимал особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Базисная структура личности передается из поколения в поколение посредством культуры.
|
Статусная личность - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом - конфигурация личности, свойственная большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус.
|
В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность». Ее авторами считают Франца Боаса (1858-1942) и Киру Дюбуа (р. 1903).
Модальная личность - это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества.
|
Р.Мертон разработал социологическую типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам, выделяя несколько его классов:
• конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства;
|
• новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными (незаконными) средствами;
|
• ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели ради осуществления деятельности;
|
• изолированный тип - личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств;
|
• мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.
|
Р.Дарендорф, опираясь на термин Аристотеля homo politicus («животное общественное») и подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий, дал свою типологию личностей, пользуется термином homo sociologicus:
• homo faber - человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, напр., крестьянин, воин, политик и пр.) - в традиционном обществе;
|
• homo consumer - человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением)
|
• homo universalis - человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности, в концепции К.Маркса - меняющий всевозможные занятия);
|
• homo soveticus - человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).
|