В экономике вообще известны два основных механизма регулирования спроса и предложения:
1. Ценовой (рыночный) механизм.
2. Неценовой (нерыночный) механизм.
1. Ценовой (рыночный) механизм основан:
а) на добровольном обмене ресурсами и благами в соответствии с предпочтениями потребителей благ;
б) на конкуренции;
в) на свободе рыночных цен.
2. Неценовой (нерыночный) механизм основан:
а) на принудительном характере распределения ресурсов и благ со стороны государства;
б) на соблюдении бюджетно-финансового равновесия (т.е. на сбалансированности государственного бюджета, что означает равенство налоговых поступлений и государственных расходов);
в) на установлении режима рационирования в потреблении благ с помощью карточек либо установлении очередности в получении благ;
г) на использовании института голосования с помощью избирательной системы.
Инструменты неценового (нерыночного) механизма:
- Налоги;
- Финансовые нормы;
- Временные нормы очередности;
- Голоса избирателей-налогоплательщиков.
|
|
Эти инструменты считают отдаленными аналогами рыночных цен (квазирыночных цен).
В различных сегментах общественного сектора роль этих механизмов регулирования различна:
- в одних сегментах преобладает рыночный механизм,
- в других – нерыночный.
Ценовой (рыночный) механизм регулирования преобладает в следующих сегментах общественного сектора:
1. В сегменте исключаемых и перегружаемых смешанных общественных благ:
- Цены на такие смешанные общественные блага устанавливаются на основе рыночного спроса и предложения с момента возникновения перегрузки;
- Возможность исключения из потребления позволяет на рыночной основе регулировать доступ к этим благам (т.е. нормировать их потребление);
- Возможность установления и взимания рыночной цены позволяет поставщикам таких благ получать доход, необходимый для содержания и текущего ремонта производственной базы;
- Нерыночный механизм действует только до момента возникновения перегрузки, а также в области регулирования цен на такие блага для различных категорий потребителей.
2. В сегменте общественных благ клубного типа:
- Цены на клубные блага устанавливаются на договорной основе;
- Цены представлены в виде членских взносов, которые собираются на добровольной основе;
- Размер взносов устанавливается на уровне, который не допускает перегрузки блага (т.е. на основе равенства предельных затрат пользователей благом их предельным выгодам).
3. В сегменте продукции, производимой естественными монополиями:
- Равновесие спроса и предложения на продукцию естественных монополий устанавливается в соответствие с условиями несовершенной конкуренции.
|
|
- Однако здесь, наряду с ценовым механизмом регулирования спроса и предложения, применяется неценовой механизм регулирования тарифов и цен.
4. В сегменте интернализации внешних эффектов:
- На устанавливаемые рыночным путем цены государство воздействует:
а) введением корректирующих налогов (в случае, если при рыночных сделках наблюдается отрицательный внешний эффект) – налоги Пигу (в виде экологических налогов, акцизов);
б) введением корректирующих субсидий (в случае, если при рыночных сделках наблюдается положительный внешний эффект) – субсидии на образование, культуру и т.п.
Неценовой (нерыночный) механизм регулирования преобладает в сегментах чистых и социально значимых общественных благ:
- Регулирование спроса и предложения общественных благ связано с трудностями в осуществлении денежной оценки этих благ:
- Финансирование производства общественных благ осуществляется с помощью налогов;
- Налог трактуется как квазицена общественного блага.
- Однако определить равновесное значение налога (как квазицены) путем взаимодействия спроса и предложения трудно в связи с существованием проблемы безбилетника (т.е. сложно определить истинный спрос и готовность платить потребителей за определенный объем предоставленного блага).
- Тем не менее, финансирование и производство таких общественных благ осуществляется на основе выявления предпочтений потребителей.