2.3.
ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНА. Это означает, что вне социума, вне группы, вне коммуникации - личность не возникает. «ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА»: НЕСОЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДЕТИ (дети “каспар-хаузеры”, “маугли”, Амала и Камала (1920-е – тогда как “Маугли” Р.Киплинга - 1894-95 гг.); девочка Джени (1970-е, Англия), девочка Оксана Малая (1980-е, Украина).
ОКСАНА МАЛАЯ (девочка-собака). Украина, 1983 г. С 3-х до 7 лет жила в доме родителей в собачьей будке. В 2000 г., когда сюжет о ней прошел по ТВ, ей 18 лет. По уровню развития – 10. Говорить, одеваться, есть ложкой ее научили, но научить чтению и письму не удается. Собачьи повадки полностью сохранились. Бегает на четвереньках, лает, дышит с высунутым языком (особенно если одета в шорты и майку – одежду, в которой провела 4 года в будке). В платье старается вести себя по-человечьи. Друзей нет. Ненавидит кошек. Сексуальный интерес выражен.
НЕОБУЧАЕМОСТЬ из-за пропуска сенситивного периода и критического возраста обучения.
Принятый советской марксистской наукой тезис о социальном характере личности имел огромные последствия - значит, ЛИЧНОСТЬ МОЖНО СТРОИТЬ, ФОРМИРОВАТЬ, РАЗВИВАТЬ. Из этого следовало, что достаточно изменить среду обитания человека – и он изменится («Измените общество – изменится человек») Считалось, что создание новой социальной среды без особых усилий приведет к формированию нового человека (от Р.Оуэна до СССР). Такие представления оказались иллюзорны. Но тезис уже принес свои плоды. В социальной практике Советского Союза долго господствовал подход т.н. “вульгарной социологии”, когда социальное происхождение, статус, общественная цель ТОЛКУЕТСЯ грубо ОДНОСТОРОННЕ, ПРЯМОЛИНЕЙНО как ГЛАВНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ДЕТЕРМИНАНТА во всем - в человеке, в искусстве, в природе (академик Лысенко “воспитывал” растения). Социальная роль образования и воспитания представлялась почти магическим средством, способным из любого «человеческого материала» создать личность с заданными свойствами. С точки зрения этого подхода мы очень долго представляли себе личность почти сугубо рационально и считали вполне достаточными способы воздействия, опирающиеся на СОЗНАНИЕ и “СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ”. По этим представлением личность - объект формирования, она доступна для сколь угодно жесткого воздействия педагогики и идеологии. А если не поддается формированию - следует наказание, изоляция, исправительные меры. |
Еще одно эмпирическое доказательство социальности личности – ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ. Это педагогический подвиг.
|
|
Еще в прошлом веке слепоглухой человек был обречен оставаться в этом мире ПОЛУРАСТЕНИЕМ - ПОЛУЖИВОТНЫМ, ибо из всего множества каналов коммуникации с окружающим миром, у него были отрезаны все, кроме одного - тактильного. ЭЛЕН КЕЛЛЕР в Америке в начале XX в. - первой пробилась из тьмы по стечению счастливых обстоятельств.
|
|
У нас: дефектолог профессор Иван Афанасьевич СОКОЛЯНСКИЙ (1889-1960), создавший школу обучения слепоглухих, дающую его ученикам пропуск в мир людей. Вместе со своей воспитанницей Ольгой Скороходовой, ставшей писательницей, при помощи М.Горького открыли в Загорске (ныне Сергиев Посад) интернат для слепоглухонемых детей.
Ученик Соколянского, психолог Александр Иванович МЕЩЕРЯКОВ и философ Эвальд Васильевич ИЛЬЕНКОВ.
Четверо питомцев интерната - Александр Васильевич Суворов, Юрий Лернер, Сергей Сироткин, Наталья Корнеева - в 1977 г. окончили МГУ, защитили диссертации. Учителя и ученики совместно доказали на опыте, что личность социальна, и что ОТ ОБЩЕСТВА целиком ЗАВИСИТ ЕЕ РАСЦВЕТ.
А. СУВОРОВ: Всю жизнь Ильенков ломал голову над тем, что необходимо сделать, чтобы “кусок мяса” превратить в человека, в личность... и он имел опыт “делания людей” из такого материала, из которого, как выгодно было думать советским чиновникам от педагогики, могут получаться лишь клинические идиоты...”
Из статьи Инги Преловской “Феномен Суворова” (“Известия”, 18.06.94)
В России 4-8 тыс. слепоглухих людей. Их число растет. До некоторой степени это следствие успехов в выхаживании недоношенных. У них катастрофически теряются зрение и слух. В Загорске в 1963 г. – 50 чел., в 2003 – 250. После обучения многие овладевают навыками нормальной жизни. |
Итак, О ЯВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА и ЛИЧНОСТИ говорят как ГЕНЕТИКИ, так и педагоги. Это помогает бороться с мифом о необучаемости детей (в рамках медицинской нормы).
– Кадеты корпуса железнодорожных войск (Сборник стихов учащихся кадетского корпуса, написанных по методике «французских мастерских»)
Следует решительно ОТВЕРГАТЬ точку зрения о генетической ОБУСЛОВЛЕННОСТИ КЛАССОВЫХ И РАСОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ИНТЕЛЛЕКТЕ. Генетика - именно та наука, которая камня на камне не оставляет от расизма и национализма, от их воплей об “испорченном генотипе нации” вследствие смешанных браков и пр.
ОТВЕЧАЕМ НА ЗАДАННЫЕ ВЫШЕ ВОПРОСЫ:
1. О результатах социализации и возможности культурного программирования.
Если допускается субъектный характер индивида в процессе социализации (а это цивилизационное завоевание XX века), она не может быть “культурным программированием”, в котором ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны.
Результат социализации – интегральный, складывается на основе всех упомянутых типов воздействий.
2. О социальной природе личности, виктимности и ответственности
Общество несет ответственность за то, каков человек. Но и он в ответе – прежде всего, за себя, но также и за общество. З.Бауман: сегодня и завтра каков человек – таково общество
Остаются не отвеченными сложнейшие вопросы:
При том, что есть всего два канала информации – биологический и социальный (генетическая наследственность – и научение)
1. Нет ничего, что не могло бы быть изменено сознательным целенаправленным социальным действием (Мануэль Кастелльс «Сетевое общество»)
2. Нет ничего, чего нельзя было бы достичь целенаправленным социальным научением???
К курсу «Социология образования»
Концептуальные схемы социализации
(А.В.Мудрик, С.Г.Вершловский и др.)
Параметры | Признаки | |
1. Социализация как освоение норм: | · поведения (от личной гигиены до ритуалов культуры) · мышления (рационального, абстрактно-логического, рефлексии и пр.) · деятельности (индивидуальной и коллективной, предметной, профессиональной) | |
2. Социализация как овладение социальными ролями | человек учащийся | · познавательный интерес · мотивация учебы, образования |
человек трудящийся | · учеба как труд · ценности и мотивации труда | |
человек семейный | · статус в семье · адаптированность, интеграция отношений · семейные ценности | |
человек культурный | · знания в области культуры, искусства · познавательный интерес в этой области | |
человек в коллективе | · способность к сотрудничеству · взаимное уважение, ценность “другого” · “командный дух”, коллективизм · взаимопомощь, доверие и др. | |
человек политический | · мировоззрение · гражданские ценности · участие в управлении, самоуправлении | |
3. Результаты социализации | Эмоциональная Зрелость | · высокий внутренний статус · способность к сопереживанию · толерантность, приемлемость “другого” |
Интеллектуальная зрелость | · познавательный интерес · освоение и рост знаний · развитие мышления | |
Социальная зрелость | · ответственность · самостоятельность · наличие жизненных целей, планов (проектирование жизни) · мотивации · ценности · готовность к сотрудничеству, к работе в коллективе, команде | |
Личностная зрелость | · адекватная самооценка, самосознание · самоанализ, самоконтроль · рефлексия, умение видеть себя со стороны |
Три вида и три действующих силы социализации (А.В.Мудрик):
|
|
1. Стихийная, спонтанная социализация. Источник воздействий – среда
2. Направляемая и управляемая, целенаправленная социализация. Источник воздействий – специализированная деятельность воспитателей (семья, педагоги)
3. Самовоспитание. Источник воздействий – духовная работа индивида.
Приложение 2
Рабочий тезаурус самовоспитания старшеклассников
(контент-анализ открытого вопроса,
% от числа ответивших 9-11-классников – 60 чел., фрагмент общей выборки)
Вопрос: «Что такое, по-Вашему, самовоспитание?» | %% |
Соблюдать нормы, принимать внешние требования: быть вежливым и понимающим, общаться с людьми культурно | |
Самостоятельность, самореализация: человек сам принимает свои решения, навыки и умения, которых добился в одиночку; это установленные мною принципы, достигнутые цели, умение проявлять себя в разных ситуациях | |
Самоанализ: «умение заметить, понять и исправить свои ошибки; способность анализировать свои действия и сделать правильные выводы, когда следишь за своими поступками, оцениваешь свои действия и осмысливаешь их | |
Самоконтроль: умение делать то, что надо, а не то, что хочешь; заставить себя сделать то, что не хочешь, способность себя приучать и воспитывать; сам высказываешь свои недостатки и воспитываешь себя; способность человека следить за своими действиями, заставить себя что-то сделать, координировать и контролировать себя в разных ситуациях, самоконтроль, контроль над собой, тренировка (закалка, развитие) силы воли | |
Самосовершенствование:«самообразование, работа над собой в моральном плане, изменение себя в лучшую сторону, развитие в себе хороших (лучших) качеств, добровольное хождение по культурным местам, улучшение своего характера, поведения | |
Формирование личности:формирование себя как личности, формирование взглядов, правил поведения, понятие своего культурного самосознания, появление своих моральных ценностей и устоев |
Приложение 3
|
|