Тема 3. Поэзия 1920-х гг

Тема 2. Октябрь и литература

Раздел 2. Русская литература 1920-х гг.

Тема 1. Проблема периодизации истории русской литературы ХХ века

Раздел 1. Введение

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (ЧАСЫ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий Всего час. Семестры
    8-й 9-й
Всего аудиторных занятий      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа, всего:      
Курсовой проект (работа)   +  
Всего по дисциплине      
Вид итогового контроля     экзамен
№ п/п Раздел дисциплины Лекции Практ. занятия Всего
  Введение      
  Русская литература 1920-х гг.      
  Русская литература 1930-х гг.      
  Русская литература 1940-х гг.      
  Русская литература 1950-х – 1980-х гг.      
  Современный литературный процесс      
  Итоговые занятия      
  Итого      

Своеобразие развития русской литературы ХХ века после 1917 года. Проблема периодизации историко-литературного процесса в послеоктябрьскую эпоху. Социологические, культурологические, исторические и другие принципы периодизации истории русской литературы.

Основные закономерности, отличающие:

· 1917 – середину 1920-х гг. (идейно-стилевое многообразие литературы, существование различных литературных группировок, единство русской литературы);

· вторую половину 1920-х гг. – середину 1950-х гг. (проблема взаимоотношений между властью и литературой, утверждение социалистического реализма, деление литературы на официальную, конъюнктурную и литературу непрямого социального действия, а также андеграундную, русского зарубежья);

· середину 1950-х гг. – середину 1980-х гг. (возвращение к духовно-нравственным ценностям, возобновление интереса к судьбе «маленького человека», углубление аналитичности, психологизма и философичности);

· современный литературный процесс – с конца 1980-х гг. (обретение утраченного единства, демократизация литературы, стилевое и жанровое многообразие, постмодернизм).

«Идейное размежевание» русских писателей по отношению к революции. Возникновение двух потоков русской литературы (внутри России и за рубежом).

Публицистика первых послеоктябрьских лет (А. Блок, И. Бунин, М. Горький, В. Короленко и др.): различное восприятие Октябрьской революции (проблема интеллигенции и революции, судьба гуманизма, отношение к стихии и «музыке» революции).

Статьи М. Горького в журнале «Новая жизнь» («Несвоевременные мысли»): революционный нигилизм и косность крестьянской среды; идея социального и культурного строительства.

-5-

Поэтизация революционной стихии А. Блоком в статье «Интеллигенция и революция» и других публицистических произведениях: «музыка революции»; «скифство», западноевропейская цивилизация и «варварская» культура; проблема взаимоотношений народа и интеллигенции. Связь публицистики А. Блока с его художественным творчеством («Скифы», «Двенадцать»).

Книга И. Бунина «Окаянные дни»: художественно-публицистический дневник 1918–1919 гг.; изображение «массы»; тема предательства.

«Письма к Луначарскому» В. Короленко: проблема гуманизма, судьба русской буржуазии.

Литературные группировки 1920-х гг. и их эстетические позиции. «Серапионовы братья»: культ искусства; проблема формы и содержания. Пролеткульт и РАПП: А. Богданов как идеолог Пролеткульта; журналы «На посту» и «На литературном посту»; проблема «попутничества». Леф и «эстетика жизнестроительства». Литературная группа «Перевал»: журнал «Красная новь» и литературно-критическая деятельность А. Воронского.

Разные судьбы дореволюционных поэтических течений после Октября (символизма, акмеизма, футуризма): поэтический спор З. Гиппиус («Последние стихи») и А. Блока («З. Гиппиус»); своеобразие осмысления произошедшего в стихотворениях В. Брюсова («Парки в Москве»); мессианская идея А. Белого и ее претворение в творчестве поэта, место романа «Петербург» в русской литературе; противоречивый диалог О. Мандельштама с «веком-волкодавом»; усиление гражданских, христианских мотивов в лирике А. Ахматовой; постижение трагедии революции и Гражданской войны в цикле стихов М. Цветаевой «Лебединый стан»; драматизм и философская глубина поздней лирики Н. Гумилева («Огненный столп», «Шатер»); М. Волошин о судьбах цивилизации и культуры («Демоны глухонемые», «Путями Каина»); гармоническое единство природного и человеческого, любви и творчества, жизни и поэзии в книге Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь».

Пролетарская поэзия: характерные черты (революционный романтизм, космизм, пафос коллективизма, безлично-коллективное восприятие мира); основные представители (Д. Бедный, А. Гастев, В. Казин, М. Светлов и др.).

Крестьянская поэзия (С. Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин и др.) и творчество Н. Клюева: противопоставление городской цивилизации и деревенской культуры; опора на древнерусскую книжность и фольклор; многообразие творческих индивидуальностей.

-6-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: