Лекция 2. Объект и субъект социологии социальной работы

План:

1. Субъект и объект социологии социальной работы

2. Социальные функции социологии социальной работы и их социологический анализ

3. Роль социологических методов и информации в социологии социальной работы

Вопрос 1. Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов. Формирование мира человека - сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается свое видение и оценка вещей.

Активная, творческая природа человека по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории и практической организации социальной работы. Особенно важным для понимания человека как целостной личности стало развитие гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Все способы познания должны быть использованы при систематическом целостном разностороннем изучении социокультурных феноменов, и прежде всего человека - как неотъемлемой части той культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы[71].

Объект, и предмет - основополагающие категории развития социологии социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социологии социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социологии социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе».

Границы объекта и предмета теории социологии социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социологии социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.

Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое понимание социальности является важнейшим критерием осуществления социальной работы.

Объект и предмет социологии социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социологии социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.

Субъект и объект социологии социальной работы — важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социологии социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Объект социологии социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В социологии социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид; группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

Субъект социологии социальной работы — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Вопрос 2. Социальная работа как профессиональная деятельность развивалась для выполнения определенных функций в обществе. Эти функции можно описать различными способами. При рассмотрении положения в социальной работы в Финляндии за прошлый год, в своем отчете я описала функцию социальной работы следующим образом:

Функция социальной работы как профессии в обществе - предотвращать и исправлять негативные социальные условия и способствовать смягчению трудных жизненных ситуаций. Ее функция также заключается в предоставлении возможностей гражданам категориям населения, уровень доходов которых ниже установленного прожиточного минимума путем создания условий для их функциональной дееспособности, поощряя их участие в общественной жизни и поддерживая их рост к повышению контроля над своей жизнью и поступками.

Функции социологии социальной работы могут быть описаны как функции по следующим направлениям:

- функции социальной работы в отношении клиента/пациента

- функции социальной работы в отношении организации, в которой он работает

- функции социальной работы в отношении его собственной профессии

- функции социальной работы в отношении общества в целом.

Функции социальной работы в отношении пациентов. Функция социальной работы в отношении пациентов основывается на всестороннем видении человеческого существа. В ситуацию заболевания вовлекаются социальные и социально-психологические (включая эмоциональные, интеллектуальные, религиозные и прочие психические элементы) факторы. У людей есть социальные потребности, а также социальные ресурсы, которые важны с точки зрения понимания болезни, а также с точки зрения выздоровления. Всестороннее видение человеческого существа это не монополия социальной работы, однако, в социальной работе данный вопрос является основой рода деятельности, т.к. социальная работа многонаучна по своей сути.

В идеале, социальная работа должна играть свою роль в медицинском уходе

- при изучении ситуации и условий пациента (анамнез). Социальный работник должен изучать и анализировать реальные, фактические условия жизни пациента - семью, работу, финансовое положение, жилищные условия и т.д. - его человеческие взаимоотношения, его роль в сообществе и обществе, историю его жизни, его стремления и жизненные цели, его обязанности, а также его веру в себя. Конечно же не все факторы играют значительную роль во всех случаях, однако говоря в целом, социальный анамнез должен покрывать вышеназванные области. В вопросе понимания социальных факторов как части истории болезни и выздоровления пациента важны не только объективные факты, но и жизненный опыт пациента. Разные люди могут по разному воспринимать одинаковые жизненные ситуации: то что один видит как вызов, другой может воспринять как тяжелейшую ношу. При проведении диагностики врач принимает в расчет и социальный анамнез. В бригаде специалистов каждый из них вносит свой вклад в процесс диагностирования.

- планирование курса лечения является тем вопросом, где социальный работник должен внести свой значительный вклад, если изучение и анализ состояния пациента показывают, что социальные факторы имеют место в данном заболевании. Так как участие в планировании курса лечения в значительной степени варьируется от конкретного заболевания, то я не буду углубляться в детали данного вопроса. В случаях с детьми огромную важность имеет вовлечение семьи - и это является частью социального вмешательства. В случаях психических заболеваний, социальные факторы часто играют центральную роль и в лечении, в особенности в последующем уходе. Поэтому, социальные работники должны быть вовлечены уже в стадию планирования курса лечения. Это же относится и к организации курса лечения и ухода за пожилыми людьми.

Выполнение лечебного плана может включать отдельные вмешательства социальных работников. Это могут быть беседы с пациентом или его семьей с целью оказать помощь в выздоровлении или в адаптации к переменам в повседневной жизни, вызванным заболеванием или его лечением; это могут быть определенные мероприятия в отношение ближайшего окружения или финансового положения пациента; это может быть помощь пациенту в осуществлении необходимых перемен в его образе жизни, если этого требует характер болезни.

Центральным элементом социальной работы в сфере медицины является взаимодействие и сотрудничество как со специалистами в области медицины, так и другими специалистами и общественными организациями. Выписка из больницы часто является критической стадией. Результаты стационарного лечения зачастую зависят от организации последующего ухода, от того осуществляется ли он семьей, самим пациентом или прочими службами. Все это требует соответствующего сотрудничества между различными обслуживающими организациями и специалистами. Просто наличие очевидной информации, предоставленной лечебным учреждением, не является достаточной гарантией всесторонности ухода. Очень часто требуется проведение бесед и дискуссий с работниками первичного звена здравоохранения, надомными социальными работниками, семьей. Подготовленная по индивидуальному плану выписка является одним из важнейших направлений медико-социальной работы, хотя конечно же также важна и работа прочих специалистов. Взаимосвязь и сотрудничество требуют специальных навыков, которые могут быть получены посредством специальной подготовки и практической работы.

Функции социальной работы в отношении организации. Ответственность социальных работников перед организацией, в которой они работают, заключается в отслеживании и анализе работы организации с точки зрения пациента. В некоторых учреждениях социальные работники формально играют даже роль своего рода адвокатуры. В связи с тем, что социальная работа рассматривает опыт восприятия людей в качестве основного элемента всего лечения, вполне естественно и то, что социальные работники заинтересованы в том, что испытывают люди по отношению к медицинским процедурам и процессу ухода. Огромную важность имеет опыт восприятия детей, т.к. дети не могут понять все исходя из знаний: вместо этого они постигают свой опыт через ощущения. Я должна отметить, что это очень деликатная задача. Для того, чтобы играть роль, содействующую организации, социальные работники должны уметь представлять свои взгляды и предложения таким образом, чтобы они не были восприняты как негативная оценка работы прочих специалистов. Здесь требуется искусство и навыки управления человеческим отношениями.

Социальные работник могут также внести свой вклад в развитие организации передавая свои знания и опыт в области влияния на социальные факторы заболеваний и лечения. В идеальном случае это может привести к изменениям в деятельности медицинских учреждений. Например в Финляндии, социальные работники играют более значительную роль в лечении детей и уходе за пожилыми людьми. До недавнего времени психиатрический уход был прерогативой стационарных учреждений. Социальные работники внесли большой вклад в области нестационарного ухода за психиатрическими пациентами, т.к. в работе по поддержанию их повседневного функционирования требуется сеть многих прочих служб, и общественных организаций.

Функции социальной работы в отношении профессиональной деятельности. Этика социальной работы основана на принципе ценности /достоинства/ каждого человека независимо от его социального статуса, расы, религии, экономических ресурсов. Это не означает, что социальные работники принимают любое поведение или любые поступки людей, т.к. люди могут поступать абсолютно неприемлемым способом с точки зрения людей и фактически некоторые поступки пагубны для окружающих. Однако социальные работники вынуждены работать и с теми людьми, кто поступает “неправильно”. Поэтому важно, чтобы они могли проводить различие между личностью и поступком.

Согласно своей профессиональной этике, социальные работники должны повышать свои профессиональные знания и навыки. Это означает, что подготовка, исследовательская работа и развитие являются неотъемлемыми элементами данной профессиональной деятельности. По сравнения с традиционными медицинскими профессиями, такими как врач и медсестра, социальный работник - это молодая профессия. Ее базовые знания имеют более расплывчатые очертания, т.к. она не располагает научно-теоретической основой. Ее базовые знания в большей степени развились через практику, но не через научное исследование практики. Проблема заключается в том, что практические знания - если они не задокументированы, не были собраны и проанализированы. Результатом этого является то, что знания нельзя с легкостью передать новому поколению специалистов. Очень часто, каждое поколение специалистов вынуждено проходить один и тот же процесс формулирования знаний. Социальный работник должны в большей степени /чем до настоящего момента/ заниматься научными исследованиями своей работы и усиливать свои практические достижения посредством формулирования данного опыта в письменном виде с тем, чтобы передавать его новому поколению социальных работников.

Очень часто социальная работа преподается и изучается людьми, не являющимися социальными работниками. Даже не смотря на то, что они могут обладать ценными знаниями и взглядом из вне, которые также необходимы, этого явно недостаточно. Представьте, что врачей готовят люди без медицинского образования и у которых никогда не было медицинской практики! Врачи не стали бы долго терпеть подобное положение дел. Однако таково положение дел в области социальной работе, в том числе и в Финляндии. Лишь немногие из тех, кто преподает или ведет исследовательскую работу в области социальной работы сами имеют опыт практической работы в качестве социальных работников. Это одно из препятствий для развития профессиональных методов и методики.

Функции социальной работы в отношении общества. Очень часто социальные работники функционируют в тех ситуациях, когда люди предпочитают не признаваться в своих проблемах. Это работа с людьми, которые не могут защитить себя сами - например, с детьми или умственно отсталыми людьми - или которые не способны приспособиться к любого рода переменам в своем социальном и экономическом окружении. Обязанность социальных работников - информировать обо всех подобных вопросах не только свои собственные организации, но и общество в целом. Они могут выступать в качестве своего рода системы обратной связи для тех, кто проектирует жизненно важные функции общества. Это относится не только к социальным услугам и пособиям, но также и к образованию, вовлеченности граждан - ко всему тому, что формирует жизненно важные предпосылки человеческой жизнедеятельности и функционирования в обществе.

Роль социального работника заключается также в поддержке людей в их попытках и усилиях, а также оказании им помощи в вопросе усиления своей роли в собственной жизни и веры в себя. Цель не в том, чтобы сделать людей зависимыми от окружающих или социальной помощи. Сегодня, понятие «наделение возможностями» снова стало весьма часто используемым в социальной работе и в социальной политике в целом. Это означает, что ее целью является повышение собственных сил человека и его способности управлять своей жизнью, решать свои проблемы и вносить свой вклад в свое сообщество и общество в целом. Это, фактически, еще один древнейших исток социальной работы в дополнение к обязанности помогать нуждающимся.

Вопрос 3. Специфика социологического подхода в социальной работе. Социальная работа является объектом изучения различных наук. Социология рассматривает социальную работу как явление общественной жизни. Методы социологии широко используются в деятельности социальных работников. Таким образом, социальная работа и социология неразрывно связаны.

Социологическое видение проблем социальной работы учитывает закономерности развития социальной сферы, акцентирует внимание на том, как влияет деление социума на классы, социальные группы, слои на решение проблем социальной работы.

Результаты исследования социологами социальной структуры общества, а также условий труда учреждений социальной работы могут быть использованы для повышения уровня эффективности социальной работы, подготовки и переподготовки социальных работников, для анализа самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, экспертов, практиков, работников образования, социальных педагогов, социальных психологов и др.

Социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления как отраслевой теории социологии, основывающейся на социологических парадигмах и эмпирических исследованиях. Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы: социального работника как специалиста, занимающего определенную должность, выполняющего известные функции, учреждения социальной работы как группы социальных работников, а также социология управления изучает и учитывает в исследованиях социальной сферы социальную политику государства, отдельных крупных фирм, политических партий, общественных организаций.

Социальная работа взаимодействует с социологией семьи: деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы, связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда – отрасли социологической теории и практики, организующей целесообразность деятельности человека, социальной группы.

Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально – трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствие труда на конкретном рабочем месте.

Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально–профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, вырабатывать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций.

Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.

Все большее влияние на социальную работу оказывает социология духовной жизни. Социология духовной жизни предоставляет специалистам по социальной работе данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно–идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим и другим ориентациям.

Усложнение внутреннего мира человека, проблемы духовного и культурного развития общества должны отражаться в специфике социальной работы. Поэтому необходимо знать, какое влияние на социальную работу оказывает социология культуры. Учреждения культуры как факторы и условия оказания помощи нуждающимся, осуществляют учет данных о дифференциации населения по ориентации на те или иные культурные ценности. Социальная работа находится в тесном контакте с библиотеками, музеями, театрами и другими культурно-образовательными центрами. Учет культурного контекста бытия клиента, его пристрастий в мире культурных ценностей – важное условие эффективности социальной работы.

Кроме всего перечисленного, социология воздействует на подготовку специалистов социальной работы: наличие социологических дисциплин в базовом учебном плане государственного образовательного стандарта по специальности «социальная работа». Социологическое содержание программы подготовки социальных работников задается характеристикой сферы и объектов их профессиональной деятельности.

Главное направление влияния социологии на социальную работу связано с анализом самой социальной работы, характера участия в ней разных групп социальных работников, эволюции социальной работы как общественного института. В данном случае социальная работа предстает как объект социологического исследования.

Программа социологического исследования в социальной работе. Исходный пункт социологического исследования – это формирование программы исследования. Результативность социологического исследования во многом зависит от степени разработанности программы. Программа представляет собой теоретико–методологичекую основу социологического исследования.

Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа – это изложение теоретических и методологических предпосылок исследования.

В соответствии с назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы социологического исследования состоит в:

- определении научных проблем, для решения которых проводится исследование;

- формировании цели и задач исследования;

- фиксировании исходных представлений об объекте;

- установлении отношения исследования к ранее выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы состоит в том, что в программе разрабатывается общий логический план исследования. Методическая функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за ходом и процессом исследования.

Составление программы предполагает осуществление ряда процедур:

- постановка проблемы,

- определение объекта и предмета исследования,

- описание целей и задач исследования,

- интерпретация основных понятий,

- формулировка рабочих гипотез,

- разработка стратегического плана исследования,

- описание методов сбора данных,

- описание схемы анализа данных.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических выводов, во многом зависит от степени разработанности программы исследования.

Исследование, имеющее сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае, оно называется – дескриптивным.

Этап 1. Непосредственным поводом к проведению социологического исследования служит проблемная ситуация, как реально возникшее противоречие в развитии социума. Проблемная ситуация состоит из двух компонентов – гносеологического аспекта и практического.

В гносеологическом плане проблемная ситуация – это противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности. Предметная сторона – это некоторое социальное противоречие, которое требует не только осознания, но и конкретных действий выхода из этих противоречий. Реальные противоречия создают социальную проблемную ситуацию.

Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В такой ситуации необходимо проведение теоретических и эмпирических исследований для получения нового знания. Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке, которая располагает возможностями решения противоречий, возникающих в социуме.

Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности, не всегда перерастает в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными способами, то речь идет о практической проблеме.

Особенностью решения научных проблем является получение нового знания. Таким образом, решение научной проблемы представляет собой получение нового знания, создание научной модели объяснения социального явления.

Промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью, является гипотеза, которой руководствуется социолог на протяжении всего исследования. Формулировка гипотезы во многом зависит от проблемы. Таким образом, постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу. Исходя из этого, социологу необходимо избегать постановки так называемых мнимых проблем (либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных).

В самом широком смысле под гипотезой подразумевается всякое предположение, догадка, основанная либо на предшествующем знании, либо на фактах. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой.

В социологическом исследовании гипотеза – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Предварительный анализ объекта социологического исследования содержит ряд этапов:

- рассмотрение объекта исследования в качестве целостной системы;

- выявление составляющих элементов данной системы;

- описание функций элементов системы;

- описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;

- рассмотрение условий функционирования всей системы.

Предварительный анализ объекта социологического исследования представляет собой средство построения гипотезы.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Научно обоснованная гипотеза в социологическом исследовании должна соответствовать ряду требований:

- гипотеза не должна содержать не утонченных понятий;

- гипотеза не должна содержать ценностных суждений;

- гипотеза не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки;

- гипотеза не должна включать много ограничений и допущений;

- гипотеза должна быть проверяемой.

Итак, гипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе прежних научных исследований, на основе представлений о предмете исследования, на основе наблюдений, на основе здравого смысла. Трудности при построении гипотезы могут возникнуть при многообразии и сложности объекта исследования.

Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: необходимо выдвигать возможно большее число взаимосвязанных гипотез и стремиться указать возможно большее число эмпирических показателей переменных изучаемого объекта.

Существует классификация гипотез по содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта. Различают описательные и объяснительные гипотезы.

Описательные гипотезы содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта.

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно – следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют основные и неосновные гипотезы. Основные гипотезы отражают основную задачу (цель) социологического исследования. Неосновные гипотезы отражают второстепенные задачи социологического исследования.

Кроме этого, гипотезы делят на первичные и вторичные. Первичными считаются гипотезы, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте. Вторичные гипотезы формулируют после получения дополнительной информации об объекте.

На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Виды и свойства гипотез отражены в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: