Классификация нефтепродуктов
Смеси различных типов нефти, поставляемые российскими предприятиями для экспорта, условно разделяют на четыре типа в зависимости от их физико-химических свойств, определяемых такими показателями, как плотность, фракционный состав, содержание серы, парафина и тяжелых металлов. По степени подготовки (обезвоживания, обессоливания) экспортную нефть делят на три группы: по содержанию воды, хлористых солей и механических примесей. Требования качеству российской экспортной нефти изложены в ТУ 39-1623-93
Качество нефти контролируется при ее перевалке в морских (речных) портах, пограничных пунктах сдачи, в прямой железнодорожной заадресовке на приемо-сдаточных пунктах, которые должны быть оснащены основными и резервными средствами измерений и другим технологическим оборудованием, обеспечивающим возможность контроля нефти по количеству и качеству.
Массу нефти измеряют, руководствуясь требованиями ГОСТ 26976 - 86 и инструкциями по учету нефти, утвержденными в установленном порядке (РД 39-0147103-343 - 89 и др.). При измерении массы нефти на узлах учета должно быть обеспечено одновременное измерение ее объема, температуры, плотности и давления.
|
|
В ТН ВЭД нефтепродукты в основном входят в товарную группу 27 и расположены в порядке увеличения пределов их выкипания (фракционного состава): легкие, средние и тяжелые дистилляты.
Ассортимент нефтеперерабатывающей промышленности насчитывает более 500 наименований газообразных, жидких и твердых нефтепродуктов в зависимости от их назначения.
Основную группу нефтепродуктов представляют различные виды топлива. Моторное топливо, применяемое в двигателях внутреннего сгорания, составляет около 60 % объема всех нефтепродуктов. Моторное топливо - это светлые нефтепродукты, применяемые для сжигания в двигателях. В зависимости от типа двигателя используется топливо карбюраторное (бензин различных марок и сортов), дизельное или реактивное.
Для эксплуатации транспортных и стационарных тепловых установок, а также промышленных печей используют котельное топливо.
К нему относят мазут различных марок, сланцевое масло, топливо печное бытовое. Все нефтяное топливо, кроме котельного, подвергается очистке.
Вторую по объему производства ассортиментную группу нефтепродуктов составляют нефтяные масла.
Нефтяные растворители (нефрасы). Их применяют в различных отраслях промышленности для растворения органических соединений. Основной объем нефрасов поставляют для нужд отраслей промышленности, а также для обезжиривания металлических поверхностей. В зависимости от углеводородного состава растворителя, определяемого исходным сырьем и технологией получения, нефрасы подразделяют на группы. В обозначение растворителя входят следующие данные: сокращенное название нефрас, обозначение группы, номер подгруппы, пределы выкипания. За нижний предел выкипания принимают температуру начала кипения, за верхний - конечную температуру, установленную техническими требованиями на соответствующий продукт. Например, в коммерческих документах указано, что предметом сделки купли-продажи является нефрас П1-63/75. Следовательно, фактическими характеристиками товара являются: пределы выкипания - 63 - 75 °С, содержание ароматических углеводородов - от 0,1 до 0,5 %, основной углеводородный состав - парафиновые углеводороды нормального строения.
|
|
В настоящее время в технической и коммерческой документации на нефрасы можно встретить как новое обозначение, так и старое наименование растворителя. Некая система обозначения введена ГОСТ 26377 - 84. Приведем в качестве примера некоторые старые обозначения нефтяных растворителей и их новые наименования: бензин-растворитель для резиновой промышленности - нефрас С2-80/120, нефрас СЗ-80/120, бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности (уайт-спирит) - нефрас С4-155/200, бензин-растворитель для лесохимической промышленности - нефрас СЗ-105/130 и др.
Моторный бензин предназначен для поршневых авиационных и автомобильных двигателей с принудительным воспламенением (от искры).В настоящее время вырабатывают авиационный бензин двух марок: Б-95/130 и Б-91/115 (ГОСТ 1012-72); числитель означает октановое число бензина по моторному методу, знаменатель - сортность на богатой смеси.
Авиационный бензин выпускают в этилированном виде с содержанием тетраэтилсвинца не более 3,1 г/кг. Для безопасности в обращении авиабензины маркируют специальными красителями.
Автомобильный бензин вырабатывают в довольно широком ассортименте: А-72, А-76, Аи-93 и Аи-95, а также А-80, А-92, А-96 (экспортные). Основное различие в свойствах указанных марок бензина заключается в разной величине их детонационной стойкости. Требования к величине детонационной стойкости бензина, измеряемой в единицах октанового числа, определяемого моторным или исследовательским методом, отражены непосредственно в марке.
Если марка бензина содержит буквенный индекс "и" (Аи), то это означает, что октановое число данного бензина определяют исследовательским методом; если только букву "А" - моторным. Учитывая более жесткие условия испытания с помощью моторного метода, его результаты, как правило, на 4 - 8 единиц октанового числа меньше, чем результаты испытания этого же бензина исследовательским методом. В маркировке экспортного бензина марок А-80, А-92, А-96 имеется только буква "А" (что означает автобензин), тем не менее требования к величине их октанового числа указаны для исследовательского метода.
Бензин марок А-72, А-76, Аи-91, Аи-93 и Аи-95 выпускают летнего и зимнего видов (последние с более высокими характеристиками испаряемости). Бензин экспортный вырабатывают только летнего вида. Бензин марок А-76, Аи-93, А-80, А-92 производят как этилированный, так и неэтилированный; А-96 - только этилированный, А-72 - только неэтилированный. Этилированный бензин А-76 маркируют желтым цветом, Аи-93 - оранжево-красным, А-80, А-92 и А-96 - бледно-желтым. Содержание свинца в неэтилированном бензине всех марок не должно превышать 0,013 - 0,015 г/л. Этот показатель в ТН ВЭД служит одним из критериев кодирования товаров.
Дизельное топливо. Предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей автомобильной и судовой техники. Промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305 - 82 трех марок: Л - летнее, применяемое при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 - зимнее - до минус 20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь температуру застывания не выше минус 45 °С и помутнения не выше минус 35 °С); А - арктическое - до минус 50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и 3 не превышает 0,5 %, марки А - 0,4 %, для топлива высшей категории качества - 0,2 %. В летний период разрешаются выработка и применение топлива температурой застывания О °С.
|
|
Принято следующее обозначение дизельного топлива: летнее - с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,5-40); зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (3-0,5 - минус 35 °С). В обозначение арктического топлива входит только содержание серы (А-0,2). По ТУ 38001355 - 86 вырабатывают дизельное топливо утяжеленного фракционного состава. Его отличие от стандартного дизельного топлива - более высокая (на 20 - 30 %) температура конца кипения - до 360 °С, перегоняется 90 вместо 96 %. Вследствие этого температура выкипания 50 % его на 10 °С выше. По фракционному составу и основным физико-химическим показателям это топливо приближается к зарубежным.
Топочные мазуты. В зависимости от содержания серы топочные мазуты подразделяют на малосернистые (до 1 %), сернистые (от 1 до 2 %) и высокосернистые (от 2 до 3,5 %). В отдельных случаях допускается содержание серы до 4,3 %. Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10°С вовлекают 8- 15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют.
Флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. Флотский мазут Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 45 - 55 % мазута прямогонного и 55 - 45 % дизельного топлива.
Смазочные масла. По назначению, ассортименту, типам и маркам они являются самой многочисленной группой товарной продукции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, что объясняется различными условиями работы машин, механизмов и других устройств, для которых предназначен данный смазочный материал.
|
|
По происхождению" все смазочные масла делят на нефтяные или минеральные, синтетические и смешанные, содержащие в своем составе в разных соотношениях нефтяные и синтетические компоненты. Последнее обстоятельство имеет существенное значение при проведении таможенного контроля: синтетические масла, многие виды смешанных масел не могут классифицироваться в товарной группе 27 ТН ВЭД. Им должен присваиваться другой код в зависимости от химического состава синтетической основы (для синтетических масел) и от соотношения нефтяного и синтетического компонентов (для смешанных масел). Синтетические и смешанные масла, как правило, имеют значительно более высокую стоимость.
В зависимости от назначения нефтяные, синтетические и смешанные масла разделяют на группы и подгруппы, представленные ниже.
Группа | Подгруппа |
Моторные масла | Для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от искры; дизельных двигателей; авиационных двигателей, в том числе поршневых, турбореактивных, турбовинтовых, для вертолетов |
Трансмиссионные масла | Для механических передач, гидромеханических передач, гидростатических передач; редукторные масла; осевые масла |
Рабочие жидкости для гидравлических систем | Для летательных аппаратов, мобильной наземной и морской техники; гидротормозов и амортизаторов; гидроприводов и циркуляционных масляных систем машин и механизмов пром-предприятий |
Энергетические масла | 1 - турбинные; 2 - электроизоляционные, в том числе трансформаторные, конденсаторные, кабельные и пр.; 3 - компрессорные |
Индустриальные масла | Общего назначения; для легко- и тяжелонагруженных узлов, для прокатных станов; цилиндровые; приборные |
При исследовании нефтепродуктов, топливно-смазочных материалов и легковоспламеняющихся жидкостей определяют:
· является ли вещество нефтепродуктом;
· к какой группе, марке продукции относится исследуемое вещество;
· октановое число бензина;
· основное назначение исследуемого вещества;
· относится ли представленная на исследование жидкость к труппе легковоспламеняющихся жидкостей.