Монополистически конкуренция и эффективность

Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность.

а) Эффективность экономики.

Экономическая эффективность – отношение между затратами ограниченных ресурсов и производимым в результате их использования объемом товаров или услуг.

Эффективное использование ограниченных ресурсов требуется соблюдение двух условий: эффективности распределения ресурсов и эффективности производства.

Для достижения эффективность распределения ресурсов они должны быть распределены между фирмами и отраслями таким образом, чтобы обеспечить производство определенного ассортимента продуктов, которые более всего нужны обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно как-либо изменить структуру совокупного продукта, чтобы при этом получать чистую выгоду для общества.

Эффективность производства – требует, чтобы каждый товар, входящий в этот оптимальный ассортимент продуктов (достигаемый при эффективном распределении ресурсов), производился наименее дорогостоящим способом.

Экономическая эффективность требует выполнения тройного равенства

Р = min(AC) = MC.

Монополистически конкурентная фирма, с точки зрения экономической эффективности, больше походит на монополиста. Так же как и для монополиста, для нее не выполняется тройное равенство. Однако, конкуренция вносит свои коррективы. Если монополист может получать долгосрочную прибыль, то у монополистического конкурента, как уже отмечалось выше, дела обстоят по-другому.

Из-за несовпадения точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее:

1. структура монополистической конкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;

2. при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции;

3. так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирмы, поэтому они не будут этого делать.

Таким образом, чем выше степень дифференциация (различия, об этом речь пойдет ниже) товара, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. И тем более монополистический конкурент похож на монополиста. И наоборот, чем больше степень взаимозаменяемости продукции, тем более монополистический конкурент похож на совершенного конкурента. Но в любом случае, при рассмотрении монополистической конкуренции, речь идет о неэффективной экономике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: