Структура научного познания может быть рассмотрена в различных ее срезах и совокупности составляющих ее элементов. Ее можно представить как сумму следующих ее
элементов:
1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;
3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
4) законы, принципы и теории;
5) философские установки;
6) методы, идеалы и нормы научного познания;
7) социокультурные основания;
8) стиль мышления,
Научное познание - развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация, классификация или иная фактофиксируюшая деятельность - признаки эмпирического познания.
|
|
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мыслительной деятельности. Живое созерцание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познавание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем обобщений данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического познания - достижение истины во всей ее конкретности. К числу основных компонентов отражающих структуру теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория.
Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами - это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Проблема - это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания - ее постановку и решение.
Гипотеза - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется фактами опыта, приобретая характер истины, Гипотеза становится плодотворной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему догадка находит подтверждение.
|
|
Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В теории факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних. Всякому теоретическому познанию присущ момент неуверенности, в силу этого она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине
6 8. АГНОСТИЦИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ
Большинство философов утвердительно решало все о том, в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составить верное отражение действительности. Ряд философов оспаривают возможность познания мира.
Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - это учение, отрицающее возможность достоверно» познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Сам термин «агностицизм» был введен в конце 19 в. английским естествоиспытателем Гексли, но агностики заявили о себе еще во времена античности. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Софисты - учителя мудрости должны были научить каждого, обратившегося к ним, убедительно доказать или опровергнуть любую точку зрения. В основе их учения присутствует убеждение в отсутствии истинности и закономерности.
К самым ярким представителям агностицизма относят Д.Юма и И.Канта. Юм был уверен в том, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом, и мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Кант называл недоступный нашему познанию объективный мир «вещью в себе» и настаивал на принципиальной границе между действительностью и познанием. Мир явлений (феноменов) - «вещей для нас» ничего не говорит о мире ноуменов - «вещей в себе», которые согласно Канту, находятся вне пространства и времени.
Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но и из столкновения человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером ее отражения в сознании человека. Материальный объект и сознание человека постоянно изменяется. Поэтому абсолютно точно познать эти объекты невозможно. Познавательные возможности человека ограничены своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможно изучение микромира. Признанные истинными знания с течением времени оказываются ошибочными. Скептицизм, первоначально возникший как направление древнегреческой, философии, по своей сути был обращен к тому, чтобы все подвергать сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность в мире, отвергали все нормы и законы, не верили в существование добра и зла. Они сомневались в возможности или продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицали способности человека к познанию.
Возникновение скептицизма связывают с именем Пирона (4 в. до н.э.). Резкое противопоставление знания, основанного на доказательстве и субъективной чистой видимости, является, начиная с Пирона, самой главной чертой скептицизма. Так как все течет и меняется, то следует воздержаться от всех суждений. Вещи неразличимы, не исследуемы и неопределимы. Ни наши ощущения, ни наше мышление не являются ни истинными, ни ложными, им не следует верить. Мир настолько изменчив, что, невозможен сам факт передачи своих знаний другому.
|
|
Скептицизм может поддерживать идеи свободомыслия, подвергать сомнению теологические и догматические истины. В более широком смысле скептицизм можно рассматривать как метод, предполагающий возражение против принятого и устоявшегося.
Несмотря на однотипность, между скептицизмом и агностицизмом существует разница. Агностицизм, отрицая познаваемость реальности, не отрицает возможности теоретического знания и возможности иметь суждения. Агностицизм естествоиспытателей признает наличие теоретической проблемы.