Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

В науке НП отсутствует единый подходя к данному понятию.

Обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

Система мер государственного принуждения, применяемая специализированными государственными органами к нарушителям норма законодательства о налогах и сборах, связанного с восстановлением нарушенного права государства, а так же с дополнительным обременением правонарушителя.

Среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяют:

1. Налоговые правонарушения.

2. Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административного правонарушения – административные проступки.

3. Нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления – налоговые преступления.

ПП ВАС № 5 от 28.02.2008 г.: ФЛ может быть одновременно привлечено только к 1 виду ответственности. Организации и должностные лица одновременное несут налоговую и административную\уголовную ответственность.

Признаки налоговой ответственности:

1) Обладает всеми признаками юридической ответственности.

2) Наступает за налоговое правонарушение, определение которого дано в ст. 106 НК.

3) Реализуется в специфической процессуальной форме, определённой НК.

4) Является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. В качестве такой меры выступает налоговая санкция.

Общие условия привлечения к налоговой ответственности (принципы)

- перечень требований, предъявляемых законодателем к процедуре привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Законность – запрет на привлечение к налоговой ответственности иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 108).

2. Запрет на привлечение к налоговой ответственности повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения – принцип однократности.

3. Презумпция невиновности.

4. Принцип сложения налоговых санкций (п. 5 ст. 114) – при совершении 1 лицом 2 и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждые правонарушения в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

5. Установление и применение налоговых санкций должно быть основано на таких конституционных принципах, как справедливость, соразмерность, возможность ограничения прав и свобод только для достижения целей, указанных в Конституции (Постановление КС РФ № 11-П от 15.07.1999 г.). Налоговые санкции должны применяться с учётом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Смягчающие обстоятельства:

1) Совершение правонарушения в результате стечения тяжёлых личных и семейных обстоятельств.

2) Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной зависимости и иной зависимости.

3) Тяжёлое материальное положение ФЛ.

Судом или налоговым органом могут быть признаны в качестве смягчающих обстоятельств иные обстоятельства.

Отягчает налоговую ответственность совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемом к ответственности за аналогичное правонарушение.

При наличии хотя бы 1 смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в 2 раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей ст. гл. 16 и 18 НК, а при наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%.

Налоговая санкция

Как мера ответственности за совершение налогового правонарушения является денежным выражением тех неблагоприятных последствий, которые должен претерпеть правонарушитель. Установлена в виде штрафа.

В случае отказа от возбуждения уголовного дела но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления в суд исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Давность привлечения к налоговой ответственности

Состоит в установлении срока, по истечении которого лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности. Согласно ст. 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено и до момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности истекли 3 года. Для большинства налоговых правонарушений исчисления срока давности начинается со дня совершения налогового правонарушения, а для налоговых правонарушений, которые могут привести к неуплате конкретных налогов, - со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Течение срока давности прекращается в момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение активно противодействовало проведению ВНП, что стало непреодолимым препятствием для её проведения и определения налоговыми органами сумм налога, подлежащих уплате в бюджетную систему.

Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение (ст. 106) – виновно совершённое противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые НК установлена ответственность. Объектом налогового правонарушения являются урегулированные налоговым законодательством отношения, возникающие при уплате налогов и сборов, а так же в ходе проведения налогового контроля. Объективная сторона характеризуется 3 обязательными признаками: наличие противоправного деяния, негативных последствий, причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативным последствием.

Субъектом налогового правонарушения являются лица, обладающие налоговой деликтоспособностью. Таковыми выступают ФЛ и организации.

Субъективная сторона выражается в психологическом отношении лица к содеянному и к последствиям противоправного поступка. НК предусматривает совершение налогового правонарушение по умыслу и по неосторожности.

Обстоятельства исключающие вину (ст. 111):

1) Совершение деяния в следствии стихийного бедствия или других чрезвычайных или непреодолимых обстоятельств.

2) В момент совершения не мог отдавать себе отчёта в совершении своих действий или руководить ими в следствии болезненного состояния.

3) Выполнял письменные разъяснения финансовых органов по вопросам применения финансового законодательства.

4) Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом.

Виды налоговых правонарушений

1) (в зависимости от субъекта правонарушения):

- правонарушения налогоплательщиков;

- налоговых агентов;

- свидетелей;

- переводчика, эксперта или специалиста;

- банков;

- иных лиц.

2) (в зависимости от объекта, на который направлено противоправное деяние):

- нарушение порядка постановки на учёт в налоговые органы;

- нарушение порядка предоставления сведений налоговым органам;

- нарушение установленного порядка учёта объекта налогообложения;

- нарушение порядка уплаты (удержание и\или перечисления налогов);

- нарушение порядка осуществления налогового контроля;

- нарушение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом;

- нарушение банками установленных НК обязанностей.

Общий порядок применения ответственности за налоговые правонарушения

НК различает виды производств по делам о налоговых правонарушениях в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение. Если налогов правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки, то производство осуществляется в порядке, установленном ст. 101 НК. Если правонарушение выявлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК. Такие налоговые правонарушения, как грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120); неуплата или неполная уплата сумм налога или бора(ст. 122); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123) могут быть выявлены только в ходе налоговых проверок. Для этой категории дел законодатель предусматривает усложнённую процедуру привлечения к ответственности. Для остальных налоговых правонарушений предусмотрена упрощённая процедура привлечения к налоговой ответственности.

Общий порядок

Процедура привлечения за правонарушения, выявленные в ходе налоговой проверки:

1. Составление акта налоговой проверки. Должен быть вручён лицу в течение 5 дней. В течение 15 дней лицо вправе представить письменные возражения. В течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений, принимается решение по результатам налоговой проверки. Указанные срок может быть продлён не более, чем на мес. на основании проведения доп. мероприятий налогового контроля. Полномочиями по рассмотрению материалов налоговой проверки и принятия решения наделены руководитель налогового органа и его заместитель. По результатам рассмотрения может быть вынесено одно из 2 решений:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности.

Основаниями для безусловной отмены решения налогового органа являются нарушение существенных условий процедуры его принятия. К существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через представителя; обеспечение возможности налогоплательщика представить пояснения. Кроме того, судебной практикой нарушением существенных условий признаются: несоблюдение принципа непосредственного участия в исследовании материалов проверки и обсуждения её итогов лицом, принявшим решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; несоблюдение права проверяемого лица знакомиться со всеми материалами налоговой проверки, включая материалы, полученные в ходе доп. мероприятий. В случае несогласия лица с выводами налогового органа наступает стадия обжалования.

2. Обжалование может происходить как в судебном, так и в административном порядке. Согласно п. 5 ст. 101.2 НК решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Внесудебный порядок обжалования, предполагающий рассмотрение жалобы заявителя, может быть апелляционным, если жалоба подана на решение, не вступившее в законную силу, и обычным, если решение вступило в силу. Согласно. 9 ст. 101 решение о привлечении\отказе в привлечении к налоговой ответственности вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено. В случае подачи апелляционной жалобы указанное решение вступает в силу со дня его утверждения налоговым органом полностью или в части.

Процедура привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное вне рамок налоговых проверок

Выявленный факт налогового правонарушения в течение 10 дней со дня его выявления фиксируется в акте, который подписывается составившим его должностным лицом налогового органа и лицом, совершившим налоговое правонарушение. В акте должны быть указаны документально подтверждённые факты нарушения налогового законодательства и выводы и предложения должностного лица, обнаружившего данные факты по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций. Акт, а так же документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение, рассматриваются руководителем налогового органа в течение 10 дней, исчисляемых со дня истечения срока для представления возражений по акту. Лицо, в отношении которого составлен акт, извещается заблаговременно о времени и месте его составления. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов руководитель\зам. налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. Оно вступает в силу в момент его провозглашения.

Административный порядок обжалования

Обжалование решений по результатам налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган 1 из 2 видов жалоб.

1. Апелляционная жалоба на решение, не вступившее в законную силу. Подаётся в течение 10 рабочих дней после вручения, либо в течение 16 рабочих дней с даты его направления по почте заказным письмом. Жалоба направляется в письменном виде в налоговый орган, который проводил налоговую проверку и вынес решение. Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без удовлетворения и утвердить решение нижестоящего налогового органа (решение привлечении к налоговой ответственности вступает в силу с даты утверждения); удовлетворить жалобу и отменить или изменить решение нижестоящего налогового органа. В этом случае оно вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

2. Обычная жалоба на решение, вступившее в законную силу. Такая жалоба направляется в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. Подаётся в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Одновременно с жалобой налогоплательщик вправе направить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Если вышестоящий налоговый орган имеет достаточные основания полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых актов. Согласно правовой позиции ВАС вышестоящий налоговый орган не вправе принимать решения о взыскании дополнительных налоговых платежей, не взысканных решением нижестоящего налогового органа. При установлении обстоятельств, согласно которым с налогоплательщика могут быть взысканы налоговые платежи, не указанные в резолютивной части оспариваемого решения, вышестоящий налоговый орган вправе провести повторную ВНП и принять решение с учётом её результатов (Постановление Президиума ВАС т 28.06.2009 г.). Решение налогового органа по жалобе принимается в течение 1 мес. со дня её получения. Указанный срок может быть продлён, но не более, чем на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня его принятия сообщается налогоплательщику в письменной форме.

Административный порядок обжалования иных решений, принимаемых налоговым органом

В отношении обжалования иных решений, равно в отношении обжалования действий\бездействия должностных лиц налоговых органов действует общее правило, установленное ст. 138, 139 НК РФ: запрет на одновременное обжалование вышестоящему налоговому органу или в суд; жалоба подаётся непосредственно вышестоящему налоговому органу или вышестоящему должностному лицу этого налогового органа; жалобы может быть подана в течение 3 мес. со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав; о заявлению налогоплательщика, иных лиц исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа.

Обеспечительные меры, применяемые в рамках вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Согласно п. 10 ст. 101 руководитель налогового органа, либо его заместитель может принять обеспечительные меры при вынесении решения, если есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным дальнейшее исполнение решения налогового органа. Обеспечительными мерами могут быть:

1. Запрет на отчуждение либо передачу в залог имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Производится последовательно в отношении недвижимого имущества, транспортных средств, ЦБ, иного имущества.

2. Приостановление операций по счетам в банке. Возможно только при наложении запрета на отчуждение имущества, и если стоимость такого имущества меньше налоговой задолженности.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить указанные выше меры на банковскую гарантию; залог ЦБ и иного имущества; поручительство.

Обжалование решений в судебном порядке

Организации и ИП обжалуют решения, действия, бездействия налоговых органов или их должностных лиц в АС. Защиту нарушенных прав и законных интересов налогоплательщика можно осуществить путём подачи исков:

1) Об оспаривании нормативного акта налогового органа, не соответствующего НК РФ и нарушающего права и охраняемые законом интересы ФЛ и организаций.

2) Об оспаривании ненормативных актов налогового органа\должностного лица, не соответствующим законам и иным НПА и нарушающих права и законные интересы организаций и ФЛ.

3) Об обжаловании и признании неправомерными действий должностных лиц налоговых органов.

4) О возмещении убытков, причинённых налогоплательщику в результате незаконных действий\бездействий налогового органа или его должностного лица.

5) О признании неподлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится бесспорное взыскание.

6) О возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком.

7) О возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке, а так же процентов на эти суммы.

8) О зачёте излишне взысканных налоговым органом, либо самостоятельно уплаченных налогоплательщиком денежных средств в счёт предстоящих платежей, либо задолженности по налогу, пени и штрафам.

Срок подачи – 3 мес. В случае подачи жалобы в суд о привлечении\отказе в привлечении к налоговой ответственности срок для обжалования исчисляется со дня, когда лицу стало известно о вступлении в силу вынесенного в отношении него решения. С требованиями имущественного характера лицо вправе обратиться в течение 3 лет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: