Расчетные цены в экономическом анализе
Направление проектного анализа
На всех стадиях проекта идет анализ его основных аспектов или осуществляются различные направления анализа.
1 направление: технический анализ. Его задача: определение наиболее подходящей для данного проекта техники и технологии.
2 направление: коммерческий анализ (маркетинговый). Анализируется рынок сбыта продукции (потенциальное количество произведенной и реализованной продукции) и рынок закупаемой для проекта продукции.
3 направление: институциональный анализ. Это оценка организационно-правовой, административной и политической среды, в которой будет реализовываться проект и приспособление проекта к этой среде. Особенно к требованиям государственных организаций. Другая цель этого анализа – приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.
4 направление социальный (социально-культурный) анализ – это исследование воздействия проекта на жизнь местных жителей, стремление добиться благожелательного или хотя бы нейтрального отношения жителей к проекту.
|
|
5 направление: анализ окружающей среды. Это выявление и экспертная оценка ущербу наносимому проектом окружающей среде, а также поиск способов смягчения или предотвращения этого ущерба.
6 направление: финансовый анализ.
7направление: экономический анализ.
Финансовый анализ – это сопоставление затрат и выгод от проекта с точки зрения фирмы и ее кредитора.
Экономический анализ – это оценка доходности проекта (тоже затрат и выгод) с точки зрения всего общества (страны).
Цены которые фирма заплатит за необходимые для проекта товары и услуги, и цены, которые заплатят потребители за продукцию, получаемые от реализации проекта с точки зрения общества не всегда могут быть приемлемой мерой стоимости затрат и выгод. Данные цены могут быть завышены или занижены по следующим причинам:
1) включение в цены расходов на выплату налогов;
2) субсидирование предпринимательства или потребление государством;
3) монопольная политика;
4) государственное регулирование цен;
5) таможенные пошлины и т.д.
В результате воздействия вышеуказанных факторов цены отклоняются от равновесных. Для очищения цен в экономическом анализе используют расчетные или так называемые теневые цены. Одним из способов определения теневой цены (расчетной) является пересчет цены мирового рынка в рубли с использованием ряда приемов.
В проектном анализе используются следующие приемы:
1) с проектом –без проекта. При анализе деятельности сравнивается две будущие альтернативные ситуации:
а) фирма осуществляла проект;
|
|
б) фирма не осуществляла проект.
Проект принимается в том случае, если его реализация несмотря на рост затрат позволяет увеличивать выгоду (прибыль) компании.
2) наименьшие затраты. В случаях, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном измерении среди ряда альтернативных проектов выбирается тот, который позволяет достичь эту выгоду при уменьшенных затратах.
3) учет амортизации и инфляции. Амортизационные отчисления не включаются в затраты проекта для избежания двойного счета. Инфляция – повышение цены на все товары и услуги – учитывается лишь при гиперинфляции, в других случаях условно принимается равновестность воздействия инфляции как на выгоды, так и на затраты.
4) учет изменения стоимости денег во времени. В процессе проектного анализа необходимо сопоставлять затраты и доходы возникающие в разное время. Стоимость денег во времени изменяется вследствие трех причин: инфляция, процент, риск. Для учета изменения стоимости денег во времени в экономическом и финансовом анализе используют технические приемы наращения и дисконтирования.