Финансовой системы страны

Государственный и местные бюджеты в составе

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство определяется государственным режимом и государственным (территориально-политическим) устройством. Государственный режим оказывает влияние в основном на принципы построения бюджетной системы. Государственное устройство оказывает влияние в основном на характер межбюджетных отношений.

В зависимости от степени реализации принципа народного суверенитета все государственные режимы подразделяются на демократические и авторитарные. Демократическому режиму присущ высокий уровень политической свободы в обществе. Это отражается и на бюджетном устройстве. В демократическом государстве орган власти любого территориального уровня имеет право на свой бюджет. Поэтому количество звеньев бюджетной системы демократических государств определяется административно-территориальным делением страны, что закрепляется конституционно.

Существует две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная. Наиболее распространенной формой является унитарная. Такую форму территориально-политического устройства имеет и Украина. Административно-территориальные единицы унитарного государства не обладают политической самостоятельностью. Федеративное государство состоит из административно-территориальных единиц, являющихся государственными образованиями. В свою очередь, в состав государственных образований также входят административно-территориальные единицы, но уже не обладающие политической самостоятельностью.

Таким образом, в унитарных (единых) государствах бюджетная система имеет два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: Государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Тема 5. Формирование Государственного и местных бюджетов

Бюджет как институт не всегда сопутствовал государственной деятельности. Он появился с возникновением планового начала в управлении финансовыми ресурсами государства.

Государственный бюджет, как уже ранее отмечалось, является центральным звеном финансовой системы. Он представляет особую форму перераспределительных отношений, в результате которых происходит обособление части национального дохода в руках государства и ее использование с целью реализации возложенных на государство полномочий. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития. Таким образом, бюджет занимает ключевое положение в финансовой системе государства.

Важным звеном финансовой системы являются и местные бюджеты. Местный бюджет - экономические отношения, возникающие между органами власти, юридическими и физическими лицами по поводу функционирования фонда бюджетных средств, созданного в целях повышения уровня жизни местного населения. К местным бюджетам относятся финансы графств, областей, округов, городов, общин, районов и др. Это зависит от названия административно-территориальной единицы, имеющей самостоятельный бюджет.

Как система бюджет (как государственный, так и местный) представляет собой совокупность различных его частей, разделенных в соответствии с каким-либо признаком.

В соответствии с разделами бюджета как плана он может быть представлен: доходами, расходами и источниками покрытия дефицита бюджета.

В соответствии с характером формирования и использования средств бюджет может быть разделен на текущий бюджет и бюджет развития (инвестиционный). Текущий бюджет создается для финансирования текущих потребностей. Бюджет развития - долгосрочных потребностей.

Бюджет также может состоять из общего и специального фонда. В Украине деление бюджета на общий и специальный фонды регламентируется законодательством. В Бюджетном кодексе Украины отдельное внимание уделено такому делению на местном уровне. В ст.71 кодекса также определен состав поступлений бюджета развития местных бюджетов и расходов бюджета развития местных бюджетов.

Для осуществления контроля за финансовой деятельностью участников процесса формирования и исполнения бюджета, как правило, применяется бюджетная классификация, которая имеет законодательное утверждение.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджета по определенным признакам для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости данных.

Бюджетная классификация Украины имеет следующие составные части:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения);

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

Утверждает бюджетную классификацию и изменения к ней Министр финансов Украины. Об изменениях обязательно информируется Верховная Рада Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: