Надежность облигаций. «Старшие» и «младшие» облигации

Понятие облигаций, их классификация

Финансовых ресурсов

Облигации корпораций как один из источников привлечения

Отраслей экономики.

Особенности организации финансов в разных отраслях экономики могут быть вызваны различными причинами. К ним относятся: 1. Естественные причины (месторасположение, природно-климатические) условия. 2. Технологические особенности. В одних отраслях производятся товары, в других – продукция, ил оказание услуг. Это влияет на материалоемкость, рентабельность пр-ва.

При определении доходов можно исходить из того, что Прибыль=Выручка -Затраты. Но затраты во всех отраслях различны (как по статьям так и по структуре). Выручка определяется как Кол-ичество умножить на цену. Но при этом имеются отличия в цене. (Свободные цены, тарифы (связь, транспорт, торговля). В Сельскохозяйственных предприятиях помимо прибыли определяют валовой доход. Валовой Доход=Валовая Продукция - МДЗ. Цель расчета - определить достаточно ли Валового Дохода для оплаты труда. В торговле расчитывается Валовой Доход и Прибыль. Валовой Доход = Объем продаж -Объем покупки. Прибыль = Валовой Доход - Издержки обращения.

Наблюдаются особенности в организации текущей деятельности(в оборотных средствах). Различия в их структуре и составе. По составу в одних отраслях есть сырье - (сельское хозяйство, промышленность), а где-то товары (торговля), в сельском хозяйстве в составе оборотных средств есть корма, семена, живот­ные. По структуре - в строительстве большой удельный. вес занимает незавершенное строительство, в торговле 80 % занимают товары.

Источники оборотных средств при­мерно одинаковые, но имеются различия различия в планировании. Например: в транспорте - есть статья «форменная одежда». Рассчитываются отдельные нормативы (счетно-аналитическим методом). В торговле – рассчитывается норматив по товарам. Норму запаса (в днях) умножают на однодневный расход.

Особенности в инвести­циях присущи сельскому хозяйству. Инвестиции включат: 1) закладку многолетних насаждений; 2) улучшение земель; 3) формирование основного стада.

Имеются отличия в системе налогообложения. Предоставление льгот, особые режимы налогообложения (сельское хозяйство – ЕСХН).

Облигация есть обязательство эмитента выплатить в определенные срок владельцу этой ценной бумаги некоторые суммы денежных средств (купонные платежи и номинальную стоимость при погашении). Благодаря своему долговому характеру облигации более надежные вложения, чем акции: будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, то есть дают преимущественное право при выплате дохода или возвращении вложенных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента.

Более высокая надежность облигаций обеспечивает им популярность среди инвесторов, и именно на облигации приходится более 2/3 оборота большинства крупнейших фондовых рынков мира. В России рынок облигаций представлен в основном государственными ценными бумагами — это Государственные краткосрочные купонные облигации (ГКО), облигации Внутреннего валютного займа 1993 года, облигации Сберегательного займа и другие виды.

Можно выделить 6 основных признаков, по которым классифицируются облигации:

1. Статус эмитента.

2. Цель выпуска облигации.

3. Срок обращения облигаций.

4. Способ выплаты дохода.

5. Способ обеспечения займа.

6. Способ погашения облигаций.[1]

Рис. 1. Виды облигаций

Классическая облигация, какой она сформировалась несколь­ко веков назад и во многом сохранилась до наших дней, - это дол­говое свидетельство, которое содержит два главных атрибута: обя­зательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которую эмитент получил при выпуске данной бумаги; обязательство эмитента выплачивать держателю облигации регулярный фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости, указанной на облигации.

Облигация - это, прежде всего, долговая ценная бумага, дол­говое обязательство. Но не каждое такое обязательство является облигацией. Облигация - это серийное долговое обязательство. Каждая облигация выпускается не сама по себе, а в рамках облига­ционного займа - сериями, которые состоят из ценных бумаг, рап­ных между собой по объему предоставляемых ими прав. Облига­ционный заем выпускается на срок не менее одного года. Одна серия облигаций отличается от другой содержанием обязательных реквизитов облигаций.

К обязательным реквизитам облигаций относятся: фирменное наименование эмитента и его местонахождение, имя держателя (для именных облигаций), ее порядковый номер, номинальная сто­имость, дата выпуска, вид облигации (закладная, облигация без обеспечения, конвертируемая облигация), общая сумма выпуска, процентная ставка (для процентных облигаций), а также условия и порядок выплаты процентов, условия и порядок погашения, под­пись руководителя.

Корпоративная облигация - это не только долговая, но и каузальная, эмиссионная, котируемая, фондовая, биржевая, рыночная, срочная ценная бумага. Это особая инвестиционная стоимость:

- выражающая заемные, долговые отношения между облигационером и эмитентом;

- самостоятельно обращающаяся на фондовом рынке вплоть до ее погашения эмитентом и имеющая собственный курс;

- обладающая свойствами ликвидности, надежности, доходности и другими инвестиционными качествами.

Если корпорации нужны средства для финансирования теку­щих затрат, то она получает их у банка обычно на срок до одного года. Если деньги требуются на больший срок, то применяется иная форма заимствования. В этом случае заем (долг) называется фондированием. Это означает, что при нормальном ходе бизнеса задолженность не будет погашена в течение одного года. В настоя­щее время новые фондированные займы предоставляются корпорациям на срок от 5 до 10 лег и крайне редко на больший срок. Такие фонды обычно расходуются на покупку земли и других элементов основного капитала, а иногда и на погашение краткосроч­ных банковских ссуд, взятых для пополнения оборотных средств.

Инвестиционный дилер (обычно группа дилеров) является тем посредником, который помогает корпорации получить фондовый заем путем конструирования и покупки у нее облигационных выпусков с целью их перепродажи своим клиентам.

Выпуск облигаций - это более дешевый способ финансирования, чем выпуск акций, т. к. по закону процент по облигациям выплачивается из прибыли до налогообложения, то есть засчитывается как вид инве­стиций, а дивиденд выплачивается из чистой (после уплаты нало­гов и процента) прибыли, то есть включается в налогооблагаемый доход.[2]

Учитывая заемный характер отношений, опосредуемых обли­гацией, можно отметить, что лицо, выпустившее облигации, - не столько эмитент, сколько должник.

Облигационер же, по сути дела, является кредитором. Облигация же выступает в качестве ценной бумаги, опосредующей отношения займа между се владельцем (кре­дитором) и эмитентом (заемщиком). Корпоративные облигации - это документированные инвестиции, осуществляемые в предприя­тия различных форм собственности с целью получения от эмитентов оговоренных форм (и размеров) доходов, а также погашения (возврата) авансированных ранее сумм к определенному сроку.

Базовые понятия облигации номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения, дисконт и др.

Номинал - это сумма, обозначенная на облигации и удостоверяющая размеры ос­новного долга по ней. Обязательство выплаты процентов является здесь вторичным. Во многих зарубежных странах обычная величи­на номинала (принципала) составляет 1000 долларов. Однако сум­ма, уплачиваемая заемщиком кредитору в счет погашения облига­ции не обязательно должна совпадать с номиналом (она может быть и больше и меньше его).

По мнению Макаровой С.А. облигации классифицируются по семи основным критериям:

- статусу заемщика (эмитента);

- целям выпуска;

- срокам, на который выпускается заем;

- форме выпуска;

- надежности;

- способу выплаты дохода;

- способу погашения.[3]

Деление по критериям в определенной степени условно, по­скольку они взаимосвязаны. К примеру, надежность облигации (то есть оценка опасности того, что эмитент не выполнит взятые на себя обязательства) во многом зависит от целей выпуска и еще боль­ше от статуса эмитента.

На облигационный рынок страны выходят эмитенты трех ка­тегорий:

- государство в лице тех или иных органов центральной или местной власти;

- частный бизнес;

- иностранные заемщики, которые в свою очередь подразде­ляются на государственных и частных.

Статус эмитента тем выше, чем меньше риск его банкротства. Считается, что государство не может обанкротиться и потому его облигации выступают «эталоном надежности». Но чем меньше риск, сопряженный с приобретением облигации, тем меньше оснований выплачивать по ней высокий процент. Это доказывает механизм фондового рынка: недостаток надежности необходимо компенси­ровать повышенным доходом. Таким образом, из всех поступаю­щих на облигационный рынок бумаг государственные обязатель­ства являются наименее доходными. На другом полюсе, где доход­ность максимальна, расположатся бумаги эмитентов, внушающих меньше всего доверия. Ими могут оказаться облигации иностран­ных компаний, которым нередко приходится выплачивать инве­сторам высокий процент как своеобразную «премию» за повышен­ный риск.

По целям облигационные займы обычно подразделяются на три группы, выпускаемые для:

- финансирования инвестиционных проектов, которые наме­ревается осуществить эмитент;

- рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности;

- финансирования мероприятий, не имеющих отношения к производственной деятельности эмитента.

Особо следует сказать о третьей группе, значение которой за последние 10—15 лет возросло. В нее зачисляются облигации, спе­циально предназначенные для проведения слияний и поглощений. Мобилизованные такими выпусками финансовые средства идут на скупку акций компании, ставшей объектом поглощения со сторо­ны эмитента облигаций. При этом скупка может производиться по курсу, который существенно отличается от балансовой стоимости имущества, приходящейся на акцию. Балансовая стоимость вооб­ще, как было показано выше, условна. Но цена, по которой скупа­ются акции, сплошь и рядом оказывается еще более субъективной, чем оценка нематериальных активов поглощаемой фирмы. Особен­но в случаях, когда корпорация-поглотитель, стремясь сломить сопротивление совета директоров, обращается с тендерным пред­ложением к акционерам и когда имеется несколько конкурирующих предложений скупить акции. К облигациям принято относить бумаги, выпущенные на срок более одного года.

По срокам облигации подразделяются на среднесрочные и долгосрочные. К первым можно отнести бумаги со сроком действия от 1 года до 10 лет, ко вторым - свыше 10 лет. Предельный срок, на который сейчас выпускаются облигации — 30 лет. При этом надо иметь в виду, что инфляция ведет к сокращению среднего срока, на который выпускаются облигации акционерных обществ. По под­счетам фирмы «Меррилл Линч», средний срок, на который выпус­кали свои облигации американские корпорации, сократился за 1974-1994 годы вдвое - с 20 до 10 лет.

Для кредитора предоставление денег в долг сопряжено, при прочих равных условиях, с тем большим риском, чем дольше срок, на который выдается кредит. Поэтому в обычной ситуации процент по долгосрочным облигациям более высок, а по краткосрочным - более низок.

С точки зрения сохранения срока действия облигаций их мож­но подразделить на облигации с неизменным и изменяющимся сро­ком. Облигации с неизменным сроком сохраняются в течение того времени, на которое они выпущены. Облигации с изменяющимся сроком действия могут быть двух типов: с сокращением и удлине­нием срока действия. Облигация с сокращением срока займа, или отзывная облигация, может быть погашена (отозвана) досрочно, о чем эмитент должен сообщить держателю облигации заблаговре­менно, т. к. такое досрочное погашение отвечает интересам эми­тента, но может противоречить интересам инвестора, то досрочное погашение облигации производится по цене, которая несколько превышает номинал. Выпуск облигаций с удлинением срока дей­ствия, или пролонгируемых облигаций, применяется в условиях инфляции, когда долгосрочные облигации не пользуются спросом инвесторов. Разумеется, условия пролонгирования должны отве­чать интересам как эмитента, так и инвестора.

В зависимости от реализации прав владельца (форме выпус­ка) облигации могут быть именными и на предъявителя. Облига­ции на предъявителя должны содержать следующие реквизиты: номер, номинал, процентную ставку, наименование общества-эми­тента, общую сумму займа, условия и порядок выплаты процентов.

Именная облигация помимо этого должна содержать дополнитель­ный реквизит - наименование (имя) держателя.

За последние два десятилетия вспышки инфляции сильно видоизменили рынок облигаций. Классический вид такой бумаги, как долгового свидетельства, выпущенного на заранее определен­ный срок под фиксированный процент, в значительной мере ото­шел в прошлое.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных особенностей выпускаемых ныне облигаций акционерных обществ (государствен­ные бумаги оставляем в стороне), необходимо коснуться оформле­ния условий облигационных займов и практики контроля за их со­блюдением.

С точки зрения надежности, обеспечиваемой условиями эмис­сии, облигации делятся на выпущенные под залог и необеспечен­ные залогом. В финансовой прессе и экономической литературе часто можно встретить понятие «старшие» и «младшие» ценные бумаги.[4] В первом случае имеются в виду облигации, обеспеченные залогом, во втором - не обеспеченные. Старшинство проявляется, когда компания выпускает обе разновидности облигаций: при воз­никновении финансовых трудностей или банкротстве эмитента держатели облигаций, обеспеченных залогом, имеют безусловный приоритет, их требования должны быть удовлетворены прежде всего.

В свою очередь «старшие» облигации делятся на две большие группы - обеспеченные залогом материальных активов (зданий, сооружений, оборудования) и обеспеченные ценными бумагами, принадлежащими компании - эмитенту.

Облигации, выпускаемые под залог материальных активов, именуются закладными. При эмиссии обычно оговаривается харак­тер залога - «открытый» или «закрытый». При «открытой» заклад­ной материальные активы, под которые она была выпущена, могут быть заложены повторно. Если эмитент действительно реализуем такую возможность, то будут сосуществовать «первые» закладные и «вторые» закладные. Очередность залога определяет и очеред­ность предъявления требований при неплатежеспособности эми­тента. «Закрытая» закладная не допускает повторного залога иму­щества, служащего ее обеспечением.

В условиях займа может быть включен пункт, согласно кото­рому залогом становится и имущество, которым компания обзаводится после эмиссии облигаций.

Разновидностью закладных являются облигации, введенные и свое время в оборот железнодорожными компаниями для финан­сирования покупки необходимого им подвижного состава. Эти бу­маги сочетают в себе облигационный заем с договором о лизинге оборудования. Особенность этих бумаг состоит в том, что юридически их владельцем выступает не компания, которая их использует и на балансе которой они значатся, а доверенное лицо (банк).

Разновидностью облигаций, выпускаемых под залог материальных активов, являются бумаги, индексированные по рыночным ценам какого-либо товара (например, серебра). Это проявляется в том, что номинал облигации получает двоякое выражение: в день­гах или в соответствующем количестве драгоценного металла. По­явление данных бумаг - еще один результат мощного воздействия, которое инфляция оказала на рынок облигаций. При погашении инвестор может получить либо товар, либо его стоимость на мо­мент погашения. Так как инвестору предоставляется надежная защи­та от инфляции, эмитент выпускает свои бумаги под низкий процент.

Рассмотрим облигации, выпускаемые без обеспечения. Неред­ко оказывается, что облигации без обеспечения ничем не уступают облигациям, выпущенным под залог. Это происходит, когда компа­нии имеют основания полагаться на прочность как своего финан­сового положения, так и репутации в деловом мире, и поэтому не считают нужными обеспечивать свои облигации залогом. Более того, компания может посчитать, что выпуск закладных как бы при­низит ее статус. В таких случаях облигации без обеспечения эмити­руются под такой же процент, под какой выпускались бы заклад­ные. Одинаковость процента — самое убедительное доказательство того, что надежность таких облигаций находится на одинаковом уровне.

Разновидностью долговых обязательств, выпускаемых без обеспечения, являются конвертируемые облигации и облигации с ордерами. Конвертируемая облигация даст инвестору дополнитель­ные возможности, а значит и более высокую надежность, чем у обыкновенной необеспеченной облигации, поскольку он получает право в любой момент в течение срока, на который выпущена об­лигация, обменять ее на акции эмитента. Конечно, важна цена, по которой это можно сделать. Тем самым у конвертируемой облига­ции появляется новая черта - курс конверсии, т. с. цена акций, по которой эмитент взял обязательство обменивать облигации на ак­ции. Обычно курс этот на 15-20 % превышает существующий в момент эмиссии.

На американском и международном фондовых рынках попу­лярность конвертируемых облигаций циклична и зависит от преоб­ладающей тенденции в динамике биржевой конъюнктуры[5].

Облигация с ордером отличается тем, что дает владельцу пра­во на покупку обыкновенных акций компании-эмитента по огово­ренной цене в определенный срок. Ордер может быть выдан как во время эмиссии облигаций, так и через определенное время (иногда через несколько лет) после выпуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: