Общественные блага. Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками

Общественные блага — блага, обладающие следующими признаками:

- признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага, т.е. невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков»;

- признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим;

- признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы, в связи с чем возникает проблема безбилетника, т.е. ситуация, когда лицо пользуется благом не заплатив за него.

Блага, полностью соответствующие названным признака называет чистыми общественными благами. Это определение хорошо иллюстрируется следующими примерами: маяк, направляющий моряков ночью светит всем, до кого доходит его свет либо обеспеченная внутренняя и внешняя безопасность государства доступна всем, кто находится на его территории. Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Это клубные, перегружаемые блага и общие ресурсы, типа чистой воды и рыбы в море.

Общественные блага совсем не похожи на частные блага, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить.

Для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству. Мнение о том, что общественные блага может предоставлять только государство не совсем верно. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков; а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.

Необходимость государственного регулирования в условиях рынка распространяется на следующие сферы:

1. производство общественных благ;

2. минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий;

3. пресечение асимметричной информации. Асимметричная информация - ситуация, в которой часть участников сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерна для многих ситуаций в бизнесе. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля качества товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т.д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются санки против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирмы и т.д.

4. защита конкуренции;

5. сглаживание макроэкономических колебаний. В период кризиса сфера действия рыночного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть. Государство в таких условиях должно поддерживать рынки, помогая им выжить.

6. правовое обеспечение функционирования рыночного механизма (обеспечение права частной собственности; защита прав производителей и потребителей);

7. политика поддержания доходов (неравенство доходов). По вопросу о принципе распределения совокупного дохода общества среди всех граждан высказываются две прямо противоположные точки зрения.

Согласно одной из них (ее проповедуют сторонники многих ре­лигиозных, этических, социалистических и иных концепций) распределение всего дохода общества должно основываться на прин­ципах равенства и справедливости. Идея такого уравнительного рас­пределения наглядно представлена на рисунке (см.ниже). Биссектриса на рисунке демонстрирует абсолютное равенство в рас­пределении дохода в стране. Как видно, любой данный процент се­мей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей — 40 % дохода и т.д.).

По-видимому, такой поря­док теоретически предопределяет социальную устойчивость обще­ства.

Сторонники свободной рыночной экономики исповедуют совер­шенно противоположные взгляды. Они считают, что распределе­ние дохода в обществе не может и не должно строиться на принци­пах равенства и справедливости. Рыночная система — это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо «совестью», он не является носителем нравственных норм.

Причины неравенства доходов:

А. Неравенство спо­собностей людей (умственных и физических). Каждый человек находит соответствующее применение своим природным дарованиям.

Б. Различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству.

Каждый человек, владеющий каким-то фактором производства, должен получить доход, равный вкладу своего фактора

В. Различия в образовательном уровне. Эта причина зависит от первых двух названных.

Г. Даже при равных стартовых условиях больший доход будут получать лица, которых иногда называют трудоголиками (берут работу на дом, задерживаются на работе и т.п.).

Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства и рост его эффективности. Если же одинаково вознаграждать и тех, кто дает высокую выработку, и тех, кто ленится и дает мало продукции, то это уменьшит стремление людей больше зарабатывать за счет улучшения экономических показателей.

Д. Группа причин, связанная с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т.д.

Итак, сторонники концепции свободной рыночной экономики считают, что равенство доходов никак не совместимо с рыночной системой и может подорвать ее.

Неравенство в распределении доходов в условиях рыночной экономики иллюстрируется с помощью кривой Лоренца.

Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей (40% семей полу-, чает 20% дохода, 60% семей — 40% всего дохода и т.д.).

На горизонтальной оси отложено все население страны (в %), поделенное на 5 квинтелей, в каждый из которых входит 20% населения, а по вертикальной — национальный доход как совокупность всех доходов, полученных обществом за год (в %). Биссектриса ОС характеризует абсолютное равенство: на долю 20% населения приходится 20% национального дохода, на долю 40% населения — 40% национального дохода и т.д.

Кривая ОАВС и есть кривая Лоренца; она отражает фактическое распределение доходов, свиде­тельствующее о его неравномерности. Чем более выпукла кривая Лоренца, тем более неравномерно распределен доход.

Коэффициент Джини. Децильный коэффициент.

Степень неравенства в распределении доходов измеряется с помощью индекса концентрации дохо­дов — коэффициента Джини,равного отношению площади заштрихованной фигуры ОАВСЕ к площади треугольника O CD.

Чем больше значение коэффициента Джини, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация об­щества по уровню доходов. Чем меньше значение этого коэффициента, тем равномернее распределены доходы.

На основе данных кривой Лоренца определяется так называе­мый децильный (от лат. dccem - десять) коэффициент, или же коэф­фициент дифференциации доходов. Он показывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% са­мых бедных семей, при подсчете все население страны делят на 10 групп по уровню дохода (в Швеции значение коэффициента 1:4, как и в СССР; в РФ – 1:15 в среднем (6-15 по регионам).

Для свободной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода меж­ду гражданами. Это приводит, в конечном счете, к тому, что значи­тельная часть людей опускается ниже официально признанной чер­ты бедности, снижается качество жизни населения.

Под качеством жизни понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами, безопасность, доступность медицинской помощи, возможность получения образования, состояние природной среды и социальные отношения в обществе.

Государство призвано обеспечить приемлемый уровень жизни каждому члену общества посредством перераспределения доходов. Существует два основных канала перераспределения доходов:

• Прогрессивное налогообложение личных доходов (ставка налога возрастает с ростом налогооблагаемого дохода);

• Система трансфертных платежей (безвозмездных платежей государства: пенсий, пособий и т.п.).

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности. В связи с программой перераспределения доходов экономисты выделяют так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества большими потерями в экономической эффективности

Главная роль в уменьшении неравенства в распределении доходов принадлежит трансфертным платежам, цель которых не допустить обнищания отдельных слоев, сгладить остроту социально-экономических противоречий. Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не безразмерны. Это означает, что увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляют стимулы к труду. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на экономику и социальную атмосферу общества.

Сплошь и рядом видим, что целью трансферта является сам трансферт, хотя государство, предоставляя социальную помощь, надеялось, что производители и потребители изменят свое поведение так, чтобы повысились стимулы к труду и инвестициям.

Увеличение прогрессивности налогообложения также подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым и стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряя утечку капитала зарубеж. Это также отрицательно сказывается на развитии национальной экономики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: