О государственном регулировании экономики

«Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в пределах той хозяйственной системы, в которой мы живём.» (Дж. Кейнс.)

Прежде всего в рамках теоретического анализа Кейнс разграничивает независимые переменные (склонность к потреблению, предпочтение ликвидности, предельная эффективность капитала и др.) и переменные зависимые (объём занятости, величина национального дохода и т.д.).

Кейнс говорит о расширении функций правительства в связи с задачей «координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать». Государственная экономическая политика должна соответствовать следующим требованиям:

1. Государство должно регулировать важнейшие макроэкономические параметры, воздействуя на компоненты совокупного спроса, а именно: потребление, инвестиции и госрасходы.

2. Госрегулирование должно сглаживать циклические колебания и удерживать безработицу в приемлемых размерах.

3. Госрегулирование не должно ограничивать хозяйственной свободы экономических субъектов. Государству не следует вмешиваться в процесс принятия частных хозяйственных решений.

Среди конкретных методов регулирования основная роль отводится фискальной (налогово-бюджетной) политике. Её эффективность Кейнс оценивает выше кредитно-денежной, поскольку фискальная политика более тесно связана с доходами и расходами.

Единое требование и к фискальной и к кредитно-денежной политике состоит в следующем: они не должны быть автоматическими, а быть дискреционными, т.е. производиться по благоусмотрению.

Задача фискальной политики – стимулировать инвестиции и потребление. Стимулирование инвестиций предполагает:

1) социализацию инвестиций, т.е. кредитование частных предпринимателей из госбюджета;

2) увеличение госзакупок товаров и услуг;

3) увеличение прямых государственных инвестиций в экономику.

Общий критерий госрасходов таков: они должны поддерживать необходимый уровень совокупного спроса, даже если они могут показаться на первый взгляд бесполезными. Более того, госрасходы на непроизводительные цели более предпочтительны: они не увеличивают предложение товара и в то же время создают мультипликационный эффект.

Стимулирование потребления предполагает:

1) организацию общественных работ за счёт бюджетного финансирования;

2) уменьшение имущественного неравенства путём перераспределения доходов в пользу социальных слоёв с высокой склонностью к потреблению;

3) рост потребления госслужащих.

Чем крупнее наши доходы, тем больше, к несчастью, разница между нашими доходами и нашим потреблением. Таким образом. не существует другого решения задачи, кроме достаточной безработицы, благодаря которой мы обеднели бы. (Дж. Кейнс.)
Что касается меня, я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства дохода и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал.
Кейнсианство доминировало в западной экономической литературе до середины 70-х гг. прошлого века. В это же время оно служило основой экономической политики правительств всех стран с развитой рыночной экономикой, способствуя её развитию и стабильности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: