Лекция 6
ГРАФИКИ
Средние общие издержки.
Вопросы:
1.Совершенная конкуренция
2.Чистая монополия
3.Олигополия
4.Монополистическая конкуренция
5.Антимонопольное регулирование
Степень развитости конкуренции:
1) рынок совершенной конкуренции
2) рынки несовершенной конкуренции:
- монополия (один продавец и множество покупателей)
- монопсония (множество продавцов и один покупатель)
- олигополия (от 2 до 10, от 2 до 24)
- монополистическая конкуренция (несколько десятков продавцов и множество покупателей)
1.
Совершенная конкуренция предполагает:
- множество покупателей и продавцов, доля каждого экономического агента чрезвычайно мала (не превышает 1%).
- однородность товаров и услуг: отсутствует различие у товаров одинакового качества;
- никто не подвергается ценовой дискриминации: товар продается всем категориям потребителей по одинаковой цене; (скидки, льготы, оптом);
- полная мобильность ресурсов, то есть отсутствие барьеров для входа в любую отрасль производства;
- абсолютная информированность оценок - отсутствие необходимой информации может стать препятствием для перелива капитала;
В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершённую конкуренцию в несовершенную.
2.
Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. Когда в отрасли господствует только одна фирма, где границы фирмы и отрасли сливаются.
Монополия (от греч. монос - один, полио - продаю). Чистая монополия возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт уникален. Это можно отнести к естественным монополиям. Когда увеличение числа фирм в отрасли приводит к росту средних постоянных издержек.
Доклад: ЖКХ, ТСЖ, как платить меньше.
Монополист обладает реальной властью над продуктом, контролирует цену, изменяя объем выпускаемой продукции. Монополия возникает там, где велики барьеры, для вступления в отрасль:
1) экономия от масштаба (химическая, автомобильная, металлургия);
2) государство создает официальные барьеры, выдавая патенты или лицензии;
Патентное право США: Apple и Xerox
Авторское право
3) исключительное право на какой-либо ресурс ("Де Бирс");
4) стереотипом выступает мнение, что монополист всегда стремится ограничить выпуск - это не совсем верно, поскольку он стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции;
5) рыночная ситуация - когда на рынке множество продавцов и один покупатель - называется монопсония.
3.
Олигополия (олигос - несколько) - это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей строго ограничен.
Характерные черты олигополии:
- немногочисленность фирм в отрасли;
- олигополистические ситуации могут складываться как в отраслях производящих стандартизированный товар, так и дифференцированный товар;
- вступление в отрасль ограничено;
- всеобщая взаимозависимость: число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкуренетов;
Возможны две основные формы поведения:
1) некооперативная, когда производитель самостоятельно решает вопросы относительно цены и рынков сбыта продукции
2) кооперативная - стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует появлению картелей.
Картель - это объединение фирм, согласующихся свою решения по поводу цены и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
Образование картелей преследуется законом, поэтому чаше всего имеет место тайный сговор, то есть тайная договоренность конкурентов относительно цен и рынков сбыта.
4.
Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли господствуют десятки фирм. Тайный сговор между которыми невозможен в принципе. Предсказать действия всех участников рынка нельзя, поэтому предприниматели действуют на свой страх и риск. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, учитывать вкусы и предпочтения потребителей: такси, торговля, парфюмерия,
косметика, легкая промышленность, пищевая промышленность. Важную роль в дифференциации товара играет не ценовая конкуренция: реклама, красивая упаковка, обслуживание, гарантийный ремонт, доставка. Нет высоких барьеров для вступления в отрасль.
5.
Антимонопольное регулирование
Чтобы избежать негативных явлений, связанных с монополизацией государство создает для нее официальные барьеры:
1) административный контроль;
2) организационные методы - не затрагивая монополию как форму производства, государство делает монопольное поведение невыгодным: способствует созданию малых предприятий, снижает таможенные пошлины, упрощает процедуру лицензирования;
3) антимонопольное законодательство (первый - 1890 год - закон Шермана, второй - закон Клейтона - 1914 год - впервые обозначил проблему монополизации).
В 80-х годах американское правительство приняло нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфендаля-Хершмана Ihh%<1000, значит имеет место монополизация рынка. >1800 - рынок высоко концентрирован.