К. Маркс

Неуважительное отношение к К. Марксу и его научным дости­жениям сегодня расценивается некоторыми как знак «экономичес­кого новаторства». Но заслуги К. Маркса в экономике были настоль­ко убедительными, что Британский музей выделил ему пожизненно отдельный кабинет. Такой чести могли быть удостоены только вы­дающиеся ученые. К. Маркс, без сомнения, был таковым. Он и се­годня занимает достойное место в истории экономических учений.

Обосновывая экономические процессы, К. Маркс (1818—1883) впервые исходит из природной, социальной и духовной сущности человека. По его мнению, система разделения труда и товар­ных отношений отнимает у человека его «родовую» (сущностную) жизнь, сводя ее к индивидуальному существованию. При этом человек отчужден и от собственной трудовой деятельности, и от средств производства, и от их продукта — товара, превращенных в капитал, который к тому же начинает над ним господствовать. В отличие от А. Смита и Д. Рикардо, Маркс усматривает сущность человека не в эгоизме, а в саморазвитии его как личности в рам­ках общества и (на определенном этапе) — в его творческом са­моразвитии. Решающее значение в экономическом обосновании такой формы жизни К. Маркс придавал форме собственности на средства производства. Общественная собственность является ос­нованием социального равенства людей в их взаимном отноше­нии к средствам производства, и единственным критерием ее при­своения является живой труд в условиях производственных отно­шений сотрудничества и взаимопомощи.

Социальное неравенство людей, позволяя одним (собственни­кам) присваивать труд других (не собственников), утверждает себя как частная собственность на средства производства, отношение господства и подчинения.

К. Маркс неоднократно писал о необходимости различать ма­териальные (экономические) и идеологические отношения по поводу собственности.

Как экономическая категория собственность представляет собой общественные отношения производства и неотделимые от них обще­ственные отношения распределения, обмена (обращения) и потреб­ления. «Всякое производство есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством нее. В этом смысле будет тавтологией сказать, что собственность (присво­ение) есть условие производства».

Как феномен идеологических отношений собственность, по мне­нию Маркса, есть юридическое выражение производственных отно­шений: владения, пользования и распоряжения объектом собствен­ности, отражающие общественные отношения производства, распре­деления, обмена и потребления и закрепляемые в нормах права.

Маркс обосновывает необходимость четкого разграничения собственности: юридический аспект производственных отноше­ний, социальный аспект и связанную с ним проблему справедли­вости. Экономические отношения присвоения закрепляются в классовом обществе юридическими принципами и нормами владения, пользования, распоряжения. В отличие от юридического выражения производственных отношений имущественные отно­шения отражают производственные отношения не только через нормы права, но и нормы морали, принимают форму обычаев, принципов справедливости и т.п.

В соответствии с особым характером и способом такого соеди­нения выделяются исторические типы (формы) собственности на средства производства и, следовательно, исторические типы (фор­мы) производственных отношений, составляющих сущность оп­ределенных общественно-экономических формаций. Экономичес­кое принуждение к труду формально свободного, но лишенного средств производства работника, вынужденного продавать свою рабочую силу, определяет капиталистический тип собственности.

В качестве экономической категории собственность представля­ет собой общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена (обращения) и потребления. «Всякое производство есть присвоение индивидом предметов приро­ды в рамках определенной формы собственности и посредством нее».

В книге «Капитал» К. Маркс увязывает проблему собственно­сти со сложной системой взаимообусловленности производствен­ного процесса с товарно-денежными отношениями. Он последовательно строит свою теоретическую систему путем восхождения от абстрактного к конкретному. Попробуем проследить за неко­торыми этапами этого логического восхождения.

Первый уровень абстракции логически завершается понятием «товар» (IV глава I тома «Капитала»). Капитал на данной ступени анализа представляется неизвестным образом самовозрастающей стоимостью. Абстракцией является фигура капиталиста: «растущее присвоение абстрактного богатства является единственным дви­жущим мотивом его операции». К. Маркс постоянно подчерки­вает, что целью капиталиста является не только получение еди­ничной прибыли... но ее неустанное движение. Здесь поня­тие «капиталист» совпадает с понятием «экономический человек» А. Смита.

Второй уровень абстракции показан в III отделе I тома «Капи­тала». Здесь раскрывается тайна производства абсолютной при­бавочной стоимости. «Капиталист» здесь предстает как эксплуа­татор наемного труда, как «классовый индивид», противостоящий наемному рабочему.

На этом уровне объективная функция капитала и субъектив­ная цель капиталиста сходятся в извлечении прибавочной стоимости путем эксплуатации рабочей силы. Исследование производства обнаруживает общественное разделение труда, рост производитель­ности труда и процесс накопления прибавочной стоимости. Здесь функции капиталиста соотносятся со структурой кооперации, ману­фактуры, фабрики. С каждой из обоснованных исторических и ло­гических стадий производства связано растущее значение управления рабочей силой и технологическими процессами. Управление, надзор и согласование являются одними из функций капитала в сочетании с научно-техническим прогрессом, увеличивающим производитель­ность труда и относительную прибавочную стоимость. На данном уровне абстракции анализируются категории «сущностного ряда», фиксирующие чисто трудовую природу стоимости (абстрактный труд, стоимость, прибавочная стоимость, переменный капитал и т.д.). Эти категории, согласно Марксу, недоступны пониманию простого чело­века, участвующего в производстве. Когда в рассмотрение вводится категория заработной платы, становится ясным, что цена труда есть превращенная форма стоимости рабочей силы. Капиталист сталки­вается теперь с этими превращенными формами: он борется за по­нижение цены труда точно так же, как торговался бы из-за цены любого товара, который он покупает на рынке. В заключительных разделах I тома «Капитала» мотивация капиталиста конкретизирует­ся основной целью — производством прибавочной стоимости. В этом процессе Маркс кристаллизует центральное понятие в его экономии ческой системе — «абстрактный труд», которого не было в англий­ской классической теории трудовой стоимости.

Третий уровень восхождения от абстрактного к конкретному начинается в III томе «Капитала», где вводятся следующие кате­гории: «прибыль», «издержки», «средняя прибыль», «процент», «рента», «предпринимательский доход». Здесь же выделяются абстракции: «пассивный капиталист-собственник» и «активный функционирующий капиталист», обусловленные абстрактной мотивацией собственника капитала и более конкретной мотиваци­ей функционирующего капиталиста-управляющего. В итоге эко­номическая концепция К. Маркса оказалась намного глубже и адекватнее, чем модель «экономического человека» А. Смита и Д. Рикардо.

Экономическая концепция К. Маркса, связанная с понятиями «товарно-денежные отношения», «собственность на средства про­изводства», «абстрактный и конкретный труд», «капитал», «отчуж­дение», обусловлена конкретно-историческим этапом развития общества и, следовательно, применялась К. Марксом с большей исторической определенностью. Она формирует понимание при­чинно-следственной связи предшествующих социально-экономи­ческих событий с отдаленной перспективой их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: