Индексы монополизации рынка. Оценка монополии с позиций эффективности и интересов общества.
4. Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России.
Как известно, одним из сущностных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.
Конкуренция ( от лат. сonkurro – «бежать вместе») – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в двух основных методов борьбы:
1) ценовой конкуренции;
2) неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция – это борьба между производителями с помощью неценовых методов: дифференциации товара; рекламы; созданием товаров-субститутов; технического уровня, новизны и качества товара; послепродажного обслуживания и т.п.
|
|
Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно,снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Этот фактор вместе с концентрациейпроизводства и является главной причиной появления монополий и монопольной власти.
Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирм, рассмотрим кратко основные положения теории монополии, которая раскрывает:
а) сущность, причины появления и существования монополий и монопольной власти;
б) последствия существования монополий для экономики и общества в целом;
в) условия и особенности функционирования фирмы-монополиста;
г) индексы концентрации монопольной власти;
д) необходимость и сущность проведения антимонопольной политики государства.
Фридман М., один из родоначальников монетаризма, в работе «Капитализм и свобода» определил следующие источники монополии:
· «технические» соображения;
· прямая или косвенная правительственная поддержка;
· частный сговор. Так, он отмечал: «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».
Процесс возникновения монополистических союзов показан на рис. 32.
Рис.32. Процесс возникновения монополистических союзов