Причины появления и виды монополий. Монополия и монопольная власть. Ценовая дискриминация в условиях монополии

Индексы монополизации рынка. Оценка монополии с позиций эффективности и интересов общества.

4. Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России.

Как известно, одним из сущностных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция ( от лат. сonkurro – «бежать вместе») общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в двух основных методов борьбы:

1) ценовой конкуренции;

2) неценовой конкуренции.

Неценовая конкуренция – это борьба между производителями с помощью неценовых методов: дифференциации товара; рекламы; созданием товаров-субститутов; технического уровня, новизны и качества товара; послепродажного обслуживания и т.п.

Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно,снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Этот фактор вместе с концентрациейпроизводства и является главной причиной появления монополий и монопольной власти.

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирм, рассмотрим кратко основные положения теории монополии, которая раскрывает:

а) сущность, причины появления и существования монополий и монопольной власти;

б) последствия существования монополий для экономики и общества в целом;

в) условия и особенности функционирования фирмы-монополиста;

г) индексы концентрации монопольной власти;

д) необходимость и сущность проведения антимонопольной политики государства.

Фридман М., один из родоначальников монетаризма, в работе «Капитализм и свобода» определил следующие источники монополии:

· «технические» соображения;

· прямая или косвенная правительственная поддержка;

· частный сговор. Так, он отмечал: «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным».

Процесс возникновения монополистических союзов показан на рис. 32.

Рис.32. Процесс возникновения монополистических союзов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: