Чистая монополия и монопольная власть

Классификация монополий

1) Естественная монополия – формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства. Иными словами – ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые участки, виды услуг (например, связи, подачи электроэнергии, тепла, газа, транспортных услуг и т.п.).

На практике такой вид монополии представляет собой отрасль, в которой долгосрочные средние издержки (LATC) достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

2) Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Под этим условным названием понимают, таким образом, объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды.

3) Случайная монополия – это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши. Эта монополия может перерасти в искусственную монополию, если:

- движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

- данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

4) Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

5) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкурентов. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

6) Чистая монополия – ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чаще всего – это идеальный, абстрактный вид рынка, не встречающийся на практике и используемый в теоретических целях.

7) Видом монополии, только на рынках ресурсов является монопсония. Монопсония – это такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для ее анализа можно использовать теорию монополии в приложении к рынкам факторов производства.

Главной причиной возникновения монополий является высокийуровень развития иконцентрации производства.

Монополизация экономики за счет увеличения масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям:

1. Горизонтальная интеграция – это слияние двух или более компаний в одной сфере производства.

2. Вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью.

3. Диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Этим направлениям соответствуют следующие организационные формы монополий:

1. Картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Картель – это простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действуют картели, как в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором – соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.

В настоящее время крупнейшим картелем считается Международный электротехнический картель, объединяющий 55 компаний из 11 стран мира («Телефункен», «Сименс», «Хитачи» и др.).

2. Синдикаты – организационная форма монополистического объединения с целью организации совместного сбыта продукции, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распространены в дореволюционной России. В настоящее время, наиболее известным синдикатом является синдикат «Де Бирс», который сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.

3. Тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего, из единого центра, управления производством и сбытом товаров. Вошедшие в трест предприятия, теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерны – многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п.

Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования. Продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.

Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран.

5. Пулы, которые получили распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинги – акционерные компании, владеющие контрольным пакетом акций самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.

7. Конгломераты – это объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки и лицензии, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли. Именно они и являются барьерами, препятствующими проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок.

Патент – это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Таким образом, патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя.

Патентная защита производства товаров может быть преодолена тем, чтобы или купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную технологию.

Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения, продукцию. Авторское право контролирует, таким образом, продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах наследников).

Товарные знаки – это специальные символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным е использование другими. Они позволяют узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму.

Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности, продукции, или на добычу определенных ископаемых в конкретном месте и т.п.

Монопольное положение на современном рынке достигается не только посредством массовости производства (характерного для естественной монополии), но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей, что обеспечивает и эффективное вложение капитала (характерное для случайной монополии).

Цель монополии – получение максимально возможного дохода, прибыли посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средство достижения цели монополии – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценой.

Методами контроля над ценой являются:

· лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют. В связи с этим, в частности, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли, и является одним из барьеров проникновения в отрасль конкурентов;

· соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен;

· назначение цен или установление доли влияния на рынке, которое основывается на длительно существующем положении, ставшем уже традицией.

В целом, все методы контроля над ценой дают монополии монопольную власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Однако не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Более того, обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией, так как, например, степень монопольной (рыночной) власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке.

В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, что кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею.

Обладание монопольной властью – это свобода установления цены на свой товар.

Если конкурентная фирма может максимизировать прибыль. Лишь варьируя объемом выпуска, то фирма-монополист может достигнуть цели, варьируя или объем выпуска, или уровень цен.

Поскольку чистая монополия встречается достаточно редко, то на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом, а значит и сила монопольной власти зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, тем меньше рыночная (монопольная) власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, эластичность последнего является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1) Эластичности рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

В целом, существует правило учета эластичности спроса фирмой монополистом: максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном участке (рис.33). Эта комбинация зависит также и от издержек.

Рисунок 33 показывает, что в условиях простой монополии (без ценовой дискриминации) для увеличения продаж фирма должна снизить цену продукции, поэтому кривая предельного дохода (MR) лежит ниже ее понижающейся кривой спроса (D). Валовой доход (TR) увеличивается снижающимся темпом, достигает максимума и затем понижается. На рисунке видна и связь TR и MR. При движении вниз по

Рис.33. Зависимость монопольного спроса, предельного дохода и валового дохода от ценовой эластичности

эластичному отрезку кривой спроса TRвозрастает, и, следовательно, MR является положительным. Когда TR достигает своего максимума, MR равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса TR снижается так, что MR становится отрицательным.

Данная зависимость показана и в таблице 10.

Таблица 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: