В процессе хозяйственной деятельности предприниматели неизбежно сталкиваются с издержками на осуществление сделок — трансакционными издержками. Поддержание договорных отношений требует значительных затрат как на подготовку и оформление контракта, так и на последующий контроль за выполнением его условий. На первый взгляд, проблема трансакционных издержек может показаться незначительной. Однако в реальной жизни их величина является существенным ограничением количества заключенных субъектами хозяйствования сделок.
Если для крупных фирм, в частности для промышленных предприятий, доля трансакционных издержек в составе затрат не превышает 1,5% (из них четверть приходится на издержки ведения
переговоров и заключения сделки), то для малых предприятий наиболее существенны издержки доступа к ресурсам и правам собственности. По нашим оценкам, для малых предприятий процентное отношение издержек и потерь на регистрацию, лицензирование и сертификацию к затратам на производство и реализацию продукции достигает 10%.
|
|
Трансакционные издержки — это издержки, возникающие на всех этапах процесса совершения сделки, обусловленные техническими аспектами ее подготовки и осуществления, передачей и спецификацией прав собственности посредством действующих в обществе формальных и неформальных норм и правил и ограниченной рациональностью поведения экономических субъектов.
Последнее означает, что решения, принимаемые ее участниками, не всегда являются экономически максимально эффективными вследствие личных интересов, недостаточного уровня образования, ограниченных возможностей в обработке доступной информации. В процессе реализации сделки ограниченная рациональность поведения индивидов влияет на величину издержек, связанных с поиском и обработкой информации, защитой прав собственности, контролем над исполнением ее элементов.
Выделяют следующие виды трансакционных издержек:
• издержки доступа к ресурсам и правам собственности;
• издержки поиска информации; издержки ведения переговоров и заключения сделки;
• издержки измерения качества предмета сделки;
• издержки оппортунистического поведения1;
• издержки спецификации и защиты прав собственности (расходы на формальное и неформальное улаживание конфликтов, судебные тяжбы, юридические и нотариальные услуги);
• издержки осуществления расчетов (расходы на организацию платежей, комиссионные финансовым структурам за услуги).
Представленная классификация трансакционных издержек базируется на этапах совершения сделки. Однако такой подход не позволяет объединить все виды издержек в однородные группы, поскольку на предприятии в процессе осуществления хозяйственной деятельности одновременно совершаются разнообразные по своему содержанию сделки.
|
|
Для определения величины трансакционных издержек классифицируем их с учетом уровня управления сделками на предприятии.
Для этого выделим две группы трансакционных издержек:
а) общие трансакционные издержки возникающие на уровне административного управления. Эти издержки доступа к ресурсами и правам собственности, спецификация и защита прав собственности;
б) трансакционные издержки, возникающие подразделений предприятия (в отделах сбыта, снабжения) в процессе осуществления хозяйственной деятельности (локальные). Это издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения сделки, измерения, осуществления расчетов.
Особо следует отметить издержки оппортунистического поведения. Если трансакционные издержки первой и второй групп обусловлены институциональной структурой общества, обеспечивающей рыночный обмен, то издержки оппортунистического поведения — результат ограниченной рациональности поведения индивидов, преследующих личные интересы при принятии экономических решений. Такие издержки возникают в хозяйственных связях между любыми субъектами рынка.