Механизмы открытой инфляции

Особенности инфляции во многом зависят от различий в эконо­мических системах. Данный фактор сказывается на формах ее прояв­ления и видах. В условиях рыночной экономики, когда цены и дохо­ды свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. В слу­чае же определения цен централизованно-директивным путем имеет место подавленная (скрытая) инфляция.

Данные понятия введены в научный оборот шведским эконо­мистом Б.А- Хансеном. Он первый дал блестящий обзор скрытой (сдерживаемой административным фиксированием цен) инфляции, которая была характерна почти для всех развитых стран в период после 1945 г. Борьба с ней включала такие сильнодействующие сред­ства, как одновременное блокирование цен, нормированное распре­деление основных товаров, политика бюджетного избытка и контроль за валютным обменом. Однако все эти меры были временными, и хотя определенным образом деформировали механизм рынка, но не раз­рушали его.

Совершенно иной характер имела подавленная инфляция в со­циалистических странах. Для них был характерен тотальный адми­нистративный контроль за ценами и доходами, который заключался в их централизованном планировании. Это привело к почти полно­му разрушению рыночного механизма, возникновению разрыва меж­ду административно установленными ценами и теми, что выравни­вают предложение с инфляционным спросом. Последнее стимулиро­вало перемещение товаров из официальной экономики в теневую и формирование устойчивого дефицита потребительских товаров и факторов производства. Дефицит в свою очередь привел к появле­нию такого феномена, как дефицитные ожидания, связанные с опасе­ниями потребителей относительно наличия необходимых им товаров и услуг. Действие данного механизма инфляции любой из нас мог наблюдать совсем недавно —пустые полки магазинов, очереди, спис­ки, талоны, с одной стороны, и расцвет «барахолок» — с другой — вот неполный перечень его родовых черт. Причем этот тип инфляци­онных ожиданий не был единственным. Своеобразной их разновид­ностью можно считать ожидания, формируемые регулярными списа­ниями банковской задолженности предприятиям, в особенности сель­скохозяйственным.

Итак, неизбежным спутником подавленной инфляции является хронический дефицит товаров и услуг. В отличие от нее открытая инфляция, как отмечалось выше, характеризуется общим повышени­ем цен.

Каковы же механизмы открытой инфляции? Первым можно на­звать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о на­стоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее значение придается недавнему опыту.

Потребители и производители, сталкиваясь с длительным ро­стом цен, теряют надежду на их снижение и начинают менять страте­гию в отношении товарных запасов и инвестиций.

Первые вносят коррективы в масштаб и структуру потребления (увеличивают закупки товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту). Вследствие этого изменяется соотношение меж­ду сберегаемой, потребляемой и инвестиционной частями дохода, на­гнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг. Вызванный этим дефицит сбережений значительно сни­жает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталов­ложений, производства и предложения.

Кроме того, производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию: первые — ожидая, что в ско­ром времени подорожают сырье, материалы и комплектующие изде­лия, вторые — надеясь чуть позже сбыть ее с большей выгодой. Нако­нец, работники требуют повышения номинальной заработной платы, что также подталкивает текущий потребительский спрос к расшире­нию. В итоге под воздействием инфляционных ожиданий в экономи­ке сочетаются медленный рост предложения и быстрое увеличение те­кущего спроса. Складывается механизм, который тянет цены вверх.

Следует отметить, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне, под воздействием конкретных событий на рынках товаров и услуг. Это снижает эффективность макроэкономических методов борьбы с инфляцией и требует изменения общеэкономичес­кой ситуации в стране.

В основе еще одного механизма открытой инфляции — инфля­ции издержек — лежит взаимосвязь издержек и цен. Рост последних рассматривается как результат «совместных» действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налого­обложение предприятий, повышая процентные ставки или индекси­руя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а следова­тельно, и цену продукции,

Профсоюзы, стремясь повысить уровень заработной платы тру­дящихся (их долю в реальном совокупном доходе), зачастую дают мощный импульс раскручиванию спирали «заработная плата—цены» (инфляционной спирали). Она возникает тогда, когда увеличение зара­ботной платы опережает рост производительности труда, т.е. служит проявлением исключительно институционализированного давления организованных трудящихся. Вместе с тем раскручивание спирали поддерживают предприятия, которые могут закладывать возросшие издержки в цены.

Поэтому найти виновника, установить, кто же (профсоюзы или предприятия) дает толчок инфляции издержек, затруднительно. Лег­че обеим сторонам договориться об уровне цен и заработной платы.

Подобного рода процедуры хорошо отработаны в Японии и Герма­нии. В первой ежегодно проводится серия переговоров предприни­мателей и работников по вопросу о размере заработной платы, в ходе которых заключаются детально проработанные договоренности об ее уровне, основанные на уже достигнутом общенациональном со­глашении. При этом часть заработной платы (от 25 до 30 %) выпла­чивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Это означает, что с понижением спроса и размеров прибыли фирмы уро­вень заработной платы также автоматически понижается.

Кроме того, профсоюзы в Японии организованы не по отрас­лям, а по предприятиям. В сочетании с практикой пожизненного най­ма (для работников-мужчин) это создает определенную общность интересов фирмы и профсоюза и приводит к тому, что японские ра­ботники обычно легче соглашаются на сокращение заработной пла­ты, когда их фирма испытывает трудности, поскольку они вполне могут рассчитывать на возмещение своих потерь от таких уступок при улучшении экономических условий.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Германии, где один раз в году между профсоюзами и предпринимателями проводятся перего­воры о размере заработной платы. В них принимает участие и прави­тельство, объявляя о своих намерениях в отношении экономической политики на предстоящий год. Таким образом, политика, которую правительство собирается проводить в будущем, получает хорошие шансы непосредственно влиять на соглашения о заработной плате.

В Японии и Германии со второй половины 80-х годов наблюда­ются нулевые или стабильно низкие уровни инфляции, в отличие от стран, где подобной практики не существует.

Значительное влияние на раскручивание инфляции издержек ока­зывает рост цен на продукцию и услуги монополистов, а также цено­вая политика в базовых отраслях. В технологически связанных от­раслях этот процесс выглядит следующим образом. Продавец про­дукции, стоящий в начале технологической цепочки, калькулирует свои фактические издержки и «накидывает» на них предполагаемую прибыль. Затем полученный промежуточный результат он увеличи­вает в соответствии с ожидаемым (на момент получения денег за свою продукцию) индексом роста цен. Так образуется его цена предложе ния. Если продавец является монополистом, то он имеет полную воз­можность навязать завышенную цену покупателю. Последний к сво­им же изначально завышенным (в силу того, что он является следую­щим звеном цепочки) издержкам добавляет величину приемлемой для него рентабельности и индекс ожидаемого роста цен. Эта «накрут­ка» происходит столько раз, сколько стадий передела (участников) содержит технологический процесс.

В итоге получается возрастающий прирост издержек по техно­логическим цепочкам, самораскручивающаяся спираль затрат, кото­рая к тому же замкнута, поскольку последний участник цепочки яв­ляется поставщиком продукции для первого. Поэтому повышение цен в одном из звеньев технологической цепочки автоматически ведет к их росту на всех стадиях передела продукции и неизбежно возвраща­ется к инициатору взвинчивания цен.

Единственным способом разрыва порочного круга выступает заключение межотраслевого ценового соглашения. При этом описан­ная выше ситуация берется под контроль и негативные ценовые эф­фекты нивелируются. Однако такого рода соглашения работают толь­ко при соблюдении важного условия: пониженные цены и тарифы должны распространяться не только на его участников, но и на всех потребителей их продукции, т.е. должно быть исключено примене­ние политики ценовой дискриминации со стороны естественных мо­нополистов.

Издержки производства могут также повышаться под влиянием импортных цен на сырье и продовольственные товары. Повышение цен на импортируемое сырье непосредственно воздействует на издер­жки производства в зависимости от той доли, которую это сырье в них занимает. Классическим примером, иллюстрирующим данную разновидность инфляции, являются «нефтяные шоки» 1973—1974гг., которые последовали за резким скачком цен на нефть, вызванным политикой стран ОПЕК.

Повышение цен на импортируемые продовольственные товары влияет на стоимость жизни и, следовательно, ведет к усилению борь­бы трудящихся за повышение заработной платы.

Наконец, повышение издержек производства может проистекать из либерализации цен на товары и услуги и их последующего повы­шения после длительного периода бло­кирования. Как раз это и случилось в России в 1992г.

Инфляция издержек может быть изображена графически (рис. 18.1).

Смещение кривой совокупного предложения (AD1) влево в результате действия вышеупомянутых причин от­ражает увеличение издержек на едини­цу продукции, возрастают цены и сокращается объем реального ВНП (Q1 < Q2)

Аналогично можно проиллюстри­ровать и другой тип инфляции — инфля­цию спроса. Этот тип соответствует ситуации, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате их предложения как в общем плане, так и на уровне отраслей.

В общем плане инфляция спроса означает нарушение равнове­сия между совокупным спросом и совокупным предложением (рис. 18.2).

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или класси­ческом отрезках кривой совокупного предложения.

Основные причины избытка сово­купного спроса могут быть связаны с повышением государственных расхо­дов, с помощью которых финансирует­ся увеличение доходов или инвестиций;

частных расходов на потребление или инвестирование доходов, вызванных положительным сальдо платежного ба­ланса.

Однако инфляционное давление во всех случаях будет происходить, если предложение потребительских товаров и услуг недостаточно по отношению к спросу. Дефицит предложения, в свою очередь, может проистекать из-за отсутствия свободных про­изводственных мощностей; нехватки запасов в торговле; дефицита, связанного с непредвиденными факторами; невозможности прибег­нуть к импорту вследствие отсутствия валюты для его финансирова­ния.

Особенно предрасположена к инфляции спроса экономика, от­личающаяся чрезмерным использованием наличных производствен­ных ресурсов, в частности та, где поддерживается полная занятость или почти отсутствует безработица. В ней любой скачок спроса обо­рачивается длительным ростом цен.

Следует упомянуть и о так называемой структурной инфляции, при которой повышение общего уровня цен вызвано условиями фи­нансирования цен на некоторых рынках или в некоторых отраслях экономики.

Во-первых, в современных экономиках многие цены устанавли­ваются решением руководителей фирм в гораздо большей степени, чем выравниванием предложения и спроса на товар. Данный фено­мен получил название администрируемой инфляции и был впервые описан в 30-х годах американским экономистом Г.Минзом. Услови­ем этого типа инфляции является наличие серьезной рыночной влас­ти у группы крупнейших производителей в большинстве отраслей со­временной экономики (на олигопольных рынках).

Кроме того, некоторые экономисты указывают, что рынки дро­бятся на все большее число мелких частичных рынков с более или менее высокими барьерами между ними. Например, вместо одного рынка рубашек появляется множество частичных рынков различных типов рубашек разных фабрик, модельеров, в разных классах цен и для различных случаев. На таких рынках продавцам легче господ­ствовать. Каждый продавец стремится сделать свои товары менее за­висимыми от ценовой конкуренции, заинтересовывая клиентов раз­личными средствами, прежде всего рекламой.

Происходит также дифференциация спроса. С повышением уров­ня жизни люди предъявляют все большие требования к разнообра­зию и качеству предлагаемых товаров и услуг. Молодежные рынки обособляются от рынков для пенсионеров, рынки с высоким серви­сом — от рынков с низким сервисом и т.д.

Во-вторых, в большинстве современных экономик цены на сель­скохозяйственную продукцию чаще всего устанавливаются в зависи­мости от политических соображений, а не от эволюции предложения и спроса. Они ориентированы на повышение, и всякое увеличение этих цен в результате механического или психологического воздействия сказывается на других ценах.

Таким образом, инфляционный процесс может начаться без на­личия избытка спроса или давления издержек на цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: