В мировой экономической теории существуют различные взгляды на механизм регулирования занятости в условиях рынка. Но главными, ведущими течениями, как было показано выше, являются кейнсианское и неоклассическое. Борьба этих течений определяет направления государственных программ в промышленно развитых странах и все в большей мере оказывает влияние на выбор экономической стратегии в странах, осуществляющих рыночные реформы.
Первое течение, основанное на неоклассическом направлении в теории занятости, исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Второе течение, кейнсианское, считает, что рынок труда может стабилизироваться и быть равновесным при высоком уровне безработицы, и поэтому обосновывает необходимость государственного регулирования рынка труда на макроуровне экономики.
|
|
С 30-х годов нашего столетия в большинстве развитых стран государственная политика стабилизации занятости базировалась на кейнсианских рекомендациях. Суть их сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является падение совокупных расходов в экономике, то государство путем нагнетания платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг может существенно снизить безработицу. Для этого предлагались преимущественно меры фискальной политики: поощрение государством инвестиционной деятельности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора, рост госаппарата всех уровней и др.
Однако, как известно, меры по увеличению государственных расходов и уменьшению налогов приводят к увеличению дефицита государственного бюджета, а последний — к росту инфляции. Но в кейнсианской модели инфляция и безработица не могут существовать одновременно.
Этот вывод был подтвержден эмпирическими данными, полученными английским экономистом А. Филлипсом в 50-е годы. В своем исследовании «Связь между безработицей и темпами изменения денежной заработной платы в Соединенном Королевстве в период 1861—1957 гг.» он показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы меняли свое значение в направлениях, противоположных друг другу: чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модифицированном виде кривая Филлипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен и уровнем безработицы U (рис. 19.3).
|
|
Логическое обоснование кривой Филлипса состоит в том, что в периоды спада производства, характеризующиеся избытком рабочей силы на рынке труда, предпринимателям нет необходимости увеличивать зарплату для привлечения работников в производство, а у работающих отсутствуют повышенные требования к уровню оплаты труда, что сокращает уровень цен в экономике. На стадии подъема, когда экономика близка к состоянию полной занятости и на отдельных сегментах рынка труда ощущается недостаток рабочей силы, предприниматели вынуждены повышать ставки заработной платы для влечения рабочей силы в производство.
Вплоть до конца 70-х годов балансирование между инфляцией и безработицей составляло стержень макроэкономической политики западных правительств: для снижения инфляции правительство допускало увеличение уровня безработицы, и, наоборот, рост занятости требовал ослабления контроля над инфляцией.
Однако продолжающийся рост безработицы 70-х — начала 80-х годов при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что традиционные кейнсианские методы борьбы с безработицей неадекватны изменившимся условиям хозяйствования и масштабам проблемы. Вследствие этого встал вопрос о формировании нового концептуального подхода к проблеме регулирования рынка труда. Альтернативный подход проявился в гипотезе «естественного» уровня безработицы в рамках концепции адаптивных ожиданий М. Фридмена, которая теоретически обосновала политику дерегулирования рынка труда.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной стабилизационной политикой полной занятости, является совершенно неожиданным для наемных рабочих и предпринимателей. В силу того что наемные рабочие недооценивают фактор роста цен, а темпы реальной инфляции оказываются выше ожидаемых, номинальная заработная плата отстает от роста инфляции. В такой ситуации предприниматели расширяют производство и занятость, так как издержки производства растут медленнее цен. Следовательно, в краткосрочном периоде, при условии непредвиденных изменений в государственной политике по регулированию совокупного спроса, действительно существует обратная связь между инфляцией и безработицей.
Но в долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания населения изменяются в сторону наиболее объективной оценки предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. Так, наемные работники, предвидя рост цен, заранее стараются предусмотреть индексацию заработной платы в договорах с администрацией, а предприниматели вследствие этого не меняют свою стратегию по отношению к найму. Поэтому, как бы государство ни стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем интенсивного наращивания совокупного спроса, это приведет лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Последующий рост безработицы до этого уровня неотвратим, как неотвратимо движение экономики к долгосрочному равновесию. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости (становится вертикальной).
Действие кривой Филлипса проявляется и в нашей стране. Рост инфляционной денежной эмиссии в первые годы рыночных реформ (1991—1993 гг.) создавал условия, при которых безработица стремилась к меньшим, чем естественная норма, значениям. Так, в 1992 г. при росте цен в 26,1 раза безработица возросла в 8,3 раза и составила всего 0,48 % экономически активного населения. В 1993 г. цены возросли в 9,4 раза, а безработица — всего в 1,1 раза1.
|
|
Дальнейшее ускорение роста безработицы в 1994—1996 гг. связано с активной антиинфляционной государственной политикой ограничения совокупного спроса, которая в соответствии с кривой Филлипса привела к значительному сокращению темпов инфляции при одновременном ускорении темпов безработицы. Так, при сокращении среднемесячных темпов инфляции с 31 % в 1992 г. до 10 % в 1994 и 7,3 % в 1995 г. численность безработных в 1994 г. возросла в два раза, а в 1995 г. — в 1,5 раза. Однако, исходя из рассмотренных выше закономерностей развития рынка труда, безработица в России должна расти гораздо более высокими темпами, соответствующими темпам снижения объемов производства. Но при темпах спада в промышленности в 1994 г. на 15—23% занятость сократилась всего на 3%, а в 1995 г. — соответственно на 5—7% и на 2% 2.
Слабая реакция занятости на быстрое изменение объемов производства приводит к накоплению избыточной численности работающих на предприятиях (скрытая безработица). По данным Федеральной службы занятости (ФСЗ), ежемесячно 2 млн человек трудятся в режиме неполной рабочей недели, свыше 2 млн человек находятся в административных отпусках3. Это связано с сознательно проводимой правительством и ФСЗ политикой недопущения массовых высвобождений работников и социальной дестабилизации общества. Для этого ФСЗ ежегодно разрабатывает Государственную программу занятости, в которую включаются активные меры борьбы с безра ботицей (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, общественные работы, стимулирование самозанятости и др.), а также пассивные меры (выплата пособий по безработице).
Из арсенала средств, с успехом использующихся для противодействия росту безработицы в развитых странах, в нашей стране на современном этапе преимущественно применяются прямые методы, непосредственно направленные на региональный уровень рынка труда. Косвенные меры стимулирования занятости на макроуровне через увеличение совокупного спроса фискальными и кредитно-денежными методами в силу кризисного состояния российских финансов и антиинфляционной направленности современной экономической политики имеют ограниченное действие.
|
|
Рассмотрим основные результаты реализации Государственной программы занятости на 1995 год. По данным ФСЗ, за этот период прошли профессиональное обучение по направлению службы занятости 16 274 человека (0,7% безработных), на общественных работах (строительство, благоустройство города) было занято 395 590 человек (17 % безработных), отправлено досрочно на пенсию 4789 человек (0,2%), открыли малые предприятия и фермерские хозяйства, занялись индивидуальной трудовой деятельностью 8584 человека (0,25 %), создано 73 тыс. новых рабочих мест и сохранено при помощи дотаций и субсидирования 121 тыс. рабочих мест1.
Как следует из этих данных, недостаточное внимание в политике занятости уделяется такой прогрессивной мере, как содействие профессиональной подготовке и переподготовке кадров, ориентированной на рынок труда. В то же время данная мера за счет охвата населения всеми формами переобучения способна ослабить давление незанятого населения на рынок труда, позволит совместить качество предлагаемой рабочей силы с требованиями к ней со стороны новых хозяйственных структур.
Вместе с тем увеличение охвата населения общественными работами имеет ряд недостатков. Общественные работы в отличие от профессиональной переподготовки и мер по стимулированию самозанятости носят временный характер и нацелены в основном на обеспечение занятости для низкоквалифицированных рабочих. Кроме того, это достаточно дорогостоящая мера. Между тем такая мера, как стимулирование создания малых предприятий всех форм собственности, содействует прогрессивным изменениям в структуре занятости, перераспределяя рабочую силу из государственного сектора в новые сферы занятости и обеспечивая высококвалифицированные кадры работой.
Многие ученые также отмечают неэффективность таких методов регулирования рынка труда, как поддержание занятости на убыточных предприятиях за счет субсидий и дотаций из Фонда занятости. В этом случае воспроизводится устаревшая профессионально-квалификационная структура занятости, что тормозит прогрессивные структурные сдвиги в нашей экономике.