План
Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
Тема 8
- Организационно-экономические факторы
- Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
- Новые тенденции в соотношении отдельных факторов
1.Организационно-экономические факторы. Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов.
1. Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков. Для России и ее регионов наиболее значимым являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.
2. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.
3.Производственного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.
|
|
Эти факторы ведут от территориальной дифференциации к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к диверсифицированным, а в целом от национальной региональной политики к собственной региональной политике на уровне отдельных субъектов Федерации.
Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-эконмического развития регионов в будущем.
Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов и регионов. Например, для региона это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способные мобилизовать свои собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных, специфических сферах (например - туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.
Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.
|
|
Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:
- производственно-ресурсный потенциал региона;
- структуру регионального рынка;
- кадровый потенциал региона;
- региональный бюджет;
- стратегию региона.
Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
- внешними поставщиками товаров и услуг;
-внешними потребителями;
- регионами-конкурентами;
- финансовыми организациями;
- транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:
- общеэкономические;
- общеполитические;
- научно-технические;
- природно-экологические;
- демографические.
2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов. Традиционно в отечественной экономической литературе выделяют следующие группы факторов размещения:
Отечественные факторы | Зарубежные факторы |
Сырьевой – наличие сырья и его экономическая оценка | Расходы на используемое сырье Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны |
Топливно-энергетический – обеспеченность ресурсами ТЭК | Расходы на энергию |
Водный – обеспеченность водными ресурсами | - |
Земельный – обеспеченность земельными ресурсами | Цена земельных участков |
Трудовой – обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации | Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды Наличие соответствующих трудовых ресурсов |
Транспортный: Наличие коммуникаций Стоимость перевозок | Транспортное положение и транспортные связи Транспортные издержки Наличие телекоммуникаций |
НТП – уровень НТП, обеспечивающий эффективность применения ресурсов | Наличие технологий и ноу-хау |
Потребительский – наличие основной массы потребителей товаров и услуг | Покупательная способность населения |
Экономико-географическое положение | Территориальное расположение, близость рынков |
Агломерационные эффекты | Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии* |
*синергия – синергический эффект, возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта.
Характерно, что уже сами названия несут отпечаток эпохи построения индустриального общества первой половины 20 в. с присущим ей экстенсивным способом хозяйствования при ограниченном применении рыночных регуляторов.
В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».
Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственный ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).
Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы в число первых пока не включены вообще. Они касаются количественно трудноизмеряемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, его, если так можно выразиться, дружественности экономики. В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:
- стабильность политической ситуации;
- стабильность общественного климата;
- квалификацию занятых по найму;
- региональную структуру экономики и отдельных предприятий;
- качество системы образования и системы подготовки кадров;
|
|
- оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями;
- наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);
- отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпримателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков);
- качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).
3.Новые тенденции в соотношении отдельных факторов. Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находятся в постоянном движении. Все же для середины 90-х годов можно зафиксировать несколько общих изменений, которые в еще большей степени будут действовать в начале нового века.
Важнейшей тенеденцией является то, что значение жестких факторов размещения снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха.
По группе жестких факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) ко вторичному (промышленность) и третичному (услуги и информация) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д).
В ходе дальнейшего развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль.
Среди мягких факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важным фактором становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая главной своей целью должна иметь создание благоприятного имиджа региона.
|
|
Безусловно, учет этих тенденций на практике подразумевает, что не все они одинаково важны для конкретного населенного пункта или конкретного предприятия. Например, издержки на факторы производства будут, очевидно, и дальше играть решающую роль при изготовлении трудоемкой конечной продукции или для молодых предприятий с высокой потребностью в капитале.
В аспекте конкретных регионов более высокую значимость будут иметь те факторы, которые характерны для отраслей специализации регионального социально-эконмического комплекса.
В более общем плане вес фактора будет зависеть от его способностей локализоваться и быть мобильным: наиболее привязанными к территории будут факторы с сильной концентрацией и немобильные.
Итак, управленческому звену предприятий и организаций, работникам территориальных подразделений по экономике и прогнозированию, финансам, промышленной и инвестиционной политике необходимо адекватно оценивать реальные факторы размещения производительных сил, постоянно и своевременно улавливая современные тенденции.
Из всей совокупности факторов выделяются главные, действующие в конкретном регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор местоположения данного предприятия.
Актуальным требованием становится жесткая работа по анализу и позитивному влиянию на мягкие факторы размещения. Заинтересованные в этом региональные и муниципальные органы власти и управления подталкиваются к долговременной деятельности по улучшению производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, созданию и поддержанию его имиджа как средства привлечения инвестиций. Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, сбываемый на рынке. Соответственно, ответ на вопрос: как это лучше сделать? – дает новое направление на стыке маркетинга и экономики региона – маркетинг регионов.