И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.
Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества
РЫНОК
|
• это общественная форма организации экономики, система отношений обмена, основанных на использовании товарно-денежных отношений и устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями;
• это многосложная сфера, экономической механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг, осуществляемого через механизмы ценообразования, конкуренции, спроса и предложения;
• это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами;
• это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики;
•это особая экономическая категория, не следует путать с торговлей. Торговля отрасль экономики.
|
Принципиальные основы рыночной экономики
|
Частная собственность на инвестиционные ресурсы
|
Свобода в принятии экономических решений (свода предпринимательства)
|
Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм)
|
Наличие свободной конкуренции (как механизма обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности общества)
|
Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка)
|
Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше)
|
Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекции рыночных издержек)
|
![](https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza1/2219161921666.files/image024.gif)
Преимущества рынка
|
· Функционирование механизма конкуренции
|
· Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, ликвидации дефицитов, повышению качества товаров и услуг.
|
· Свобода предпринимательства, выбора и действий потребителей и производителей.
|
· Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества.
|
· Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
|
· Максимальное использование достижений и стимулирование научно-механического процесса.
|
· Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита).
|
Недостатки (отрицательные черты, фиаско, сбои, провалы, срывы) рынка
|
• Не способен противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции
|
• Не способен устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды
|
• Ориентирован, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»)
|
• Нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция
|
• Расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов
|
• Не способен обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе
|
• Неравномерно распределяет доходы в соответствии с вложенными факторами производства
|
• Ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности
|
• Порождает не полную и недостаточно своевременную информацию
|
• Мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений
|
• Игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии
|
Критерии
группировки
| Виды рынков
|
Экономическое назначение объектов рыночных отношений
| Рынки товаров и услуг, труда (рабочей силы), капитала научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п.
|
Товарные группы
| Рынки товаров производственного назначения, потребительских товаров, факторов производства
|
Территориальный (пространственный, географический признак)
| Рынки местные, региональные, национальные, внутренние, общенациональные, мировые
|
Степень развитости и ограничения конкуренции
| Рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигопольный рынок, монопсонический, смешанный
|
Характер продаж
| Рынок оптовой торговли, розничной торговли, государственных закупок
|
Соблюдения законности
| Рынки легальные, нелегальные, «теневые», «черные»
|
По отраслям
| Рынок автомобильный, зерна, нефти и другие
|
Степень участия государства
| Рынки стихийные и регулируемые
|
По уровню насыщения
| Равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок
|
По организационной структуре
| Открытый, закрытый, преференциальный
|
Субъекты рынка
|
домашние хозяйства, фирмы, государство
|
Объекты рынка
|
Товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты
|
Инфраструктура рынка
|
Это совокупность отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи,совершаемые на рынке
|
Основные элементы инфраструктуры современного рынка
|
• биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.)
|
• аукционы, ярмарки и другие формы организационного не баржевого посредничества;
|
• страховые компании
|
• государственные и коммерческие банки;
|
• государственные и негосударственные службы занятости;
|
• информационные центры и центр и деловой коммуникации;
|
• рекламные агентства;
|
• торговые палаты;
|
• аудиторские компании;
|
• фонды;
|
• юридические компании;
|
• риелторские компании;
|
• и т.д.
|