Тема 2. Потребности и экономические ресурсы

В. Классическая эконом школа.

В. Меркантилизм (Томас Мэн)

Вопрос 4: Методы.

1. метод научных абстракций.

Абстракция – то отвлеченное теоретическое понятие, взятое вне связи с конкретным предметом или явлением и обобщенное выражающее какой-либо признак этого предмета или явления.

2. Анализ и синтез.

3. Индукция (от частного к общего) и дедукция (от общего к частному). Выведение понятий и гипотез.

4. Моделирование - изучение эконом явлений и процессов путем построение их теоретических образов. Модель – это упрощенное описание реальной действительности.

5. сочетание исторического и логического подхода.

6. системный подход – предполагает выявление зависимости, связи между элементами коном процессами и явлениями. Эти связи 2х видов: 1. причинно-следственные (событие у подностью предопределено событием х, которое предшествовало ему во времени.) 2 королеционные (их динамика носит взаимосвязанный характер, х и у изменяются во времени синхронно)

вопрос 5.

Эконом категория – теоретическое выражение объективно существующий коном отношений, каждая категория раскрывает определенную сторону отношений.

Коном закон – это необходимая, устойчивая причинно-следственная связь между эконом явлениями и процессами. Носят объективный характер – не зависят от воли и желания людей.

Вопрос 6.

Этапы:

Вопросы: что такое богатство и как можно разбогатеть. То и школа и политика, которая проводилась во многих гос-вах. Единственная и исключительная форма богатства – деньги. Источник богатства – торговля.

1. Физиократы. Франсус Кенэ.(богатство не деньги, а продукты сельского хоз-ва. Источник богатства – труд людей, которые работают на земле. Другие виды труда они считали не производительными, они не увеличивают ни стоимость, не богатство.)

2. Английская класс школа. Адам Смит (1776г «Исследование о природе и причинах богатства народов),Давид Рекардо. (богатство – любые продукты человеческого труда. Количество продуктов повышается по мере разделения труда в о-ве и ростом его производительности. Всякий труд является производительным, создает стоимость, которая измеряется количеством труда затраченного на производство этого товара, и богатство, гос-ва не должно вмешиваться в экономику, она регулируется механизмом свободной конкуренции)

Сер 19в. Марксизм (Карл Маркс и Ф.Энгельс)

1867 «Капитал» (4 тома) Весь ход истории – то смена общественно-эконом формаций (способов производства). Способ производства – это взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Производительные силы о-ва с развитием совершенствуются и тогда производственные отношения перестают им соответствовать и наступает смена формации. В условиях капитализма производственные отношения, основанные на частной собственности на средства производства по сути есть отношения эксплуатации наёмного труда капиталом. Развивая производительные силы с целью максимализации прибыли создаются предпосылки для смены формации. Всё объективно развивается. Необходимо уничтожить частную собственность и установить общественную собственность, как основу новой общественной эконом формации.

Конец 19-начало 20. Неоклассические направления – маржинализм. Альфред Маршал)

20 век: 1. неоклассические направление – монетаризм. Милтон Фридман.

2. неолиберализм (Вальтер Ойке, Людвиг Эрхард)

3. кенсианство (Джон Кейнс)

4. Институционально-социальное направление (Джон Глбрейт)

План:

1. потребности и их виды

2. блага и их классификации

3. экономические ресурсы, проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов, кривая производственных возможностей. Экономическая Эффективность

4. Внешние эффекты. Решение проблем внешних эффектов.Теорема Р.Коуза.

5. Решение проблемы редкости ресурсов в различных экономических системах (традиционной, рыночной, командно-административной, смешанной) – сам.

6. Трансформация экономических систем. Модели экономических систем 9 шведская, американская, немецкая, японская модели) – сам.

Вопрос 1.

Потребность – это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человекам из которого он стремится выйти или некоторое состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.

1. первичные – удовлетворение который поддерживает жизнедеятельность человека. Они невзаимозаменяемые.(еда, жильё, одежда)

2. вторичные – не влияют на поддержание жизнедеятельности, повышают сац статус, взаимозаменяемы. (отдых, развлечения)

уровень расходов на удовлетворение первичных потребностей является важным показателем благосостояния нации. Если доля расхода на удовлетворение первичных потребностей в еде высокая, то это говорит о крайне низком жизненном уровне, низкий доход.

Важнейшим свойством потребностей является их возрастание, изменение их структуры, качества и количества по мере развития о-ва.

Благо – это то, с помощью чего человек удовлетворяет свою потребность.

1. экономические блага - можно получить в ограниченном количестве относительно той потребности, которую данное благо удовлетворяет

2. свободные – встречаются в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения

3. прямые – непосредственно удовлетворяют человеческую потребность.

4. косвенные – удовлетворяют потребности человека в качестве средства производства (строки, машины, компьютер,

5. субституты – взаимозаменяемые эконом блага, которые конкурируют в потреблении. Предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, но могут обладать разными характеристиками

6. комплементы – взаимодополняющие экономические блага. Удовлетворяющие потребности только вместе.

7. частное – может быть оценено и продано, когда его потребляет один человек, не может потребляться одновременно и другим человеком.

8. общественные блага – могут одновременно потребляться многими людьми, независимо оплачивали они его или нет и с одинаковым для них уровнем потребности

Экономические ресурсы:

1. природные

2. трудовые (рабочие)

3. материальные (всё что создано и накоплено в о-ве.)

4. финансовые (нужны чтоб осуществлять обмен. Производные ресурсы)

5. информационные (все накопленные о-вом знания в об-ве)

Альтернативные издержки – это оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможностей использований данного ресурса. Оценка отвергнутого варианта очень субъективна, по этому альтернативные издержки существуют только в сознании того субъекта, который осуществляет выбор. Они являются ценностью, которой данный субъект пожертвовал ради большей ценности.

Альтернативные издержки производства товара или усуги то кол-во одного товара или услуги, которым нужно пожертвовать для увеличения производства другого товара или услуги.

Иллюстрации принципы альтернативности и связанных и ним издержек служит таблица производственных возможностей.

Граница производственных возможностей показывает максимально допустимые объемы выпуска двух коном благ, при условии полного использования всех имеющихся ресурсов и существующих технологий.

Экономическая эффективность – это производство определенного кол-ва эконом благ с минимальными затратами или максимальный выпуск продукции при заданных затратах.

Абсолютным преимуществом производстве какого либо блага, который использует меньше ресурсов или времени для производства какого либо товара, и имеет меньшую абсолютную величину издержек.

Сравнительным преимуществом обладает тот производитель, который имеет более низкие альтернативные издержки производства данного товара. Каждый производитель будет специализироваться на производстве того продукта, в котором он имеет сравнительно преимущество.

Внешние эффекты (экстерналии) – это выраженные в форме издержек или выгод побочные воздействия, возникающие в процессе рыночных операций, но не находящих отражения в рыночных ценах. Они представлены в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами) которые учитывают последствия внешних воздействий.

1. чистые РС

2. Внешние ЕС

3. Общественные (социальные) РС + ЕС.

4. предельные и честные (МРС = РС /Q)

5. Предельные внешние издержки (MEC = EC/Q)

6. Предельные общественные издержки (MSC = SC/Q)

Выгоды:

Такие же же только обозначается В.

Частные издержки – то связанные с непосредственным производством блага затраты участников рыночной операции, они включаются в цену блага и носят внутренний характер.

Внешние издержки – вызванный производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимавших участие в данной сделке. Не отражаются в цене и носят внешний характер по отношению к цене.

Частная выгода – увеличение благосостояния потребителя данного блага

Внешняя выгода – рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением данного блага.

Общественная – выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага.

Отрицательный внешний эффект – имеет место тогда, когда деятельность эконом эффектов наносит ущерб третьим лицам, что приводит к дополнительным издержкам.

Положительный внешний эффект, возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцам ресурсов а третьим лицом, причем бесплатно.

Тема: Теория цены спроса и предложения, рыночного равновесия.

1. Понятие рынка и рыночные механизмы. САМОСТОЯТЕЛЬНО!

2. Рыночный спрос, закон спроса

3. Рыночное предложение и закон предложения. Изменение величины предложения и изменения в предложении. Неценовые факторы предложения.

4. Механизм установления рыночного равновесия. Избыток и дефицит экономического блага. Излишек потребителя и производителя.

5. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

6. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность предложения по цене.

Вопрос 2.

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой экономического блага и величиной спроса на это благо. Эта зависимость может быть изображена в виде двухмерного графика, показывающего величину спроса по горизонтальной оси (Q) и цену экономического блага по вертикальной оси (Р).

 
 


Р

D

Q

Изменение величины спроса – это изменение количества экономического блага, которое хотят и могут купить потребители, происходящее под влиянием изменения цены (при прочих равных условиях). На графике данное изменение показывается смещением вдоль кривой спроса.

Изменение в спросе – это изменение количества экономического блага, которое хотят и могут купить потребители, происходящее под влиянием неценового фактора (цена блага при этом не меняется).

 
 


       
   


График изменения в спросе

Неценовые факторы:

1. Уровень реальных доходов потребителей. при воздействии этого фактора выделяют:

Нормальные экономические блага – это благо, спрос на которое изменяется прямо пропорционально изменению реального дохода

Блага низшей категории – блага, спрос на которые изменяется обратно пропорционально изменению реального дохода.

2. Цены на сопряженные товары. Речь идет о субститутах и комплементах. Изменение цены на один из товаров-субститутов ведет к прямо пропорциональному изменению спроса на другой товар-субститут. Изменение цены одного из товаров-комплементов ведет к обратному изменению спроса на другой товар-комплемент.

2. Изменение количества покупателей на рынке.

3. Вкусы, предпочтения и мода.

4. Потребительские ожидания по поводу будущего состояния рынка.

Вопрос 3.

Предложение представляет собой количество экономического блага, которое производитель желает и способен производить и поставить на рынок при каждом данном уровне цен.

Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой экономического блага и величиной предложения этого блага на рынке.

Изменение величины предложения – это изменение величины эконом блага, которое желает и может произвести и поставить на рынок производитель, происходящая под влиянием изменения цены этого блага (при прочих равных условиях)

Изменение в предложении – это изменение количества экономического блага, которое желает и может произвести и поставить на рынок производитель, происходящая под влиянием изменения не ценового фактора (цена блага при этом не меняется)

Не ценовые факторы предложения:

1. Технология производства.

2. Цены на ресурсы (обратная зависимость между ценами на ресурсы и предложении, цены падают – предложение растет, и наоборот).

3. Число продавцов на рынке (прямая зависимость – больше продавцов – больше предложение)

4. Цены на сопряженные товары, которые можно производить из одного ресурса.(чем выше цена одного товара, тем ниже предложение другого)

5. Налоги, дотации (с ростом налогов предложение сокращается, дотации - продукция которая дотируется, ее производство растет, предложение растет)

6. Ожидания производителей по поводу будущего состояния рынка (если у производителей позитивные ожидания (цены растут), он рассчитывает на увеличение предложения в будущем, а текущее удерживает, и наоборот)

Вопрос 4.

Если планы продавцов и потребителей совпадают – на рынке такое состояние – равновесие:

Параметры:

равновесная (рыночная) цена (*) – это такая цена на данное экономическое благо, при которой величина предложения данного блага продавцами равна величине платежеспособного спроса на данное благо со стороны покупателей. Ввел понятие Альфред Маршал.

При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса, наступит перепроизводства данного экономического блага или его избыток на рынке (при любой цене превышающей равновесную производитель хочет как можно больше продать, а покупатель не может купить по этой цене)

При любой цене, ниже равновесной – величина спроса окажется больше величины предложения и наступит нехватка данного экономического блага или его дефицит на рынке.

Потребительский излишек – подсчитывается как разница между максимальной ценой (Р1), которую потребитель готов заплатить за одну единицу блага и той реально рыночной ценой (Р0) которую он заплатил фактически. Если цена вырастет выше Р1, то потребитель вместо данного блага купит какое-то другое благо (сработает эффект замещения)

Излишек производителя подсчитывается как разница между рыночной ценой (Р0) и минимальной ценой (Р2), за которую это благо могло быть продано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: