В 30е годы нашего столетия в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии или микросоциологии.
Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии.
Активное внедрение социометрии в практику изучения внутригрупповых отношений связано с именем Джекоба Морено. Он родился в Румынии, окончил Венский университет (где изучал философию и медицину). Во время учебы находился под сильным влиянием взглядов З. Фрейда. Несколько лет работал врачом, занимался психиатрической практикой. Первые свои наблюдения о значимости межличностных внутригрупповых отношений и необходимости их специального исследования сделал ещё в 1920-х гг. В 1925 г. Морено переехал в США. Там он основал Институт социометрии и психодрамы, вошедший в историю как Институт Морено. Под его руководством публиковались известные и популярные в то время периодические издания «Журнал межличностных отношений» и «Социометрия».
Морено активно пропагандировал свои концепции и практическую психотерапевтическую деятельность. Под эгидой ЮНЕСКО он читал лекции во многих странах Европы, был с этой целью и Советском Союзе. На русском языке издана его «Социометрия». Среди более чем 300 научных трудов основными работами были «Социометрия и культурный порядок», «Социодрама», «Психодрама».
|
|
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в коллективе. Основоположник социометрии известные американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал это метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристика которой во многом определяет не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и т.п.
|
|
Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность
коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.
Основная гипотеза: ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы.
Вспомогательная гипотеза 1: на формирование психологического климата в группе влияет количество участников, имеющих благоприятный статус в группе.
Вспомогательная гипотеза 2: на формирование благоприятного климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.
Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отверженный"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Так же задачами являются диагностика межгрупповых отношений в целях изменения, улучшения и совершенствования.