Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований.
Необходимо оценить результаты работы членов группы по выполнению проекта с точки зрения эффективности управления проектом и проведения аудита. Выводы, сделанные по итогам этой оценки, впоследствии включаются в служебную аттестацию, составляемую на каждого члена группы.
Прежде всего, определяется уровень квалификации и опыта сотрудников аудиторской фирмы. Для наглядности можно использовать рейтинговую оценку знаний и опыта каждого специалиста. При этом в качестве условной единицы опыта используются знания и опыт, которыми обладает специалист, возглавляющий аудиторскую группу,- руководитель проекта.
Руководителем проекта может быть специалист, имеющий аттестат аудитора и опыт работы не менее пяти лет в качестве аудитора. Такие требования объясняются тем, что руководитель проекта должен организовать проведение проверки и контролировать деятельность персонала, участвующего в ней.
Заместитель руководителя проекта - это специалист, имеющий аттестат аудитора и опыт работы (3 года - 5 лет) в качестве аудитора, способный в необходимых случаях заменить руководителя проекта.
|
|
Специалисты:
а) специалисты-эксперты, привлекаемые для проверки участков, которые носят специфический характер:
специалист-финансист - для проведения финансового анализа и прогнозирования финансовой ситуации;
специалист по налогообложению и налоговому планированию - для проверки правильности исчисления налогов и пр.;
специалист-юрист - для проверки учета контрактов, договоров и порядка ведения претензионно-исковой работы;
специалист по работе с ценными бумагами - для проверки операций с ценными бумагами;
другие специалисты - для проверки других направлений деятельности предприятия-заказчика.
Эти специалисты должны иметь опыт работы (3 года - 5 лет) по своему роду деятельности;
б) специалисты-аудиторы - для проверки операций бухгалтерского учета.
Эти специалисты должны иметь опыт работы (1 год - 3 года) в области бухгалтерского учета и аудита, ревизорской или инспекторской работы;
в) вспомогательный персонал - для решения остальных вопросов, связанных с деятельностью аудиторской группы во время проверки.
Конкретный персональный состав зависит как от вида проверки, так и от полученной на предыдущих этапах оценки объема необходимых аудиторских процедур, аудиторских и других рисков, времени, необходимого для проверки, и ряда других факторов (характер бизнеса заказчика, сфера и специфика его деятельности, организационно-штатная структура, объем учетной и отчетной информации, система бухгалтерского учета и отчетности, уровень внутреннего аудиторского и состояние финансового контроля).
|
|
Конкретный персональный состав в обязательном порядке должен быть избран из числа независимых специалистов, принимающих участие в проверке, и согласован с руководством предприятия-заказчика.
В табл.1 представлены примерные составы аудиторских групп при соответствующих видах проверок.
Таблица 1-Примерные составы аудиторских групп при проведении различных видов проверок
Вид проводимых работ | Вид деятельности клиента | Состав аудиторской группы | |||
Количество | Специалисты | Итого | |||
Аудитор- ская проверка | Промышленные предприятия (производители товаров, работ) | Не менее семи человек | Аудитор и специалисты- эксперты | Аудиторы - 4, Специалисты других специальностей - 3 (юрист, финансист, специалист по на- логам), специалист по инф. системам - I | |
Предприятия (организации) другого вида деятельности (производители услуг) | Не менее четырех человек | Аудиторы и специалисты- эксперты | Аудиторы - 2, Специалисты других специальностей - 1 (юрист), специалист по инф. системам - 1 | ||
Выборочная проверка | Предприятия (организации) любого вида деятельности | В зависимости от предмета проверки и объема выборки, но не менее трех человек | Аудиторы и специалисты-эксперты | Определяется в зависимости от условий договора | |
Тематическая проверка | Предприятия (организации) любого вида деятельности | По тематике проверки | Аудиторы и специалисты-эксперты | Определяется в зависимости от условий договора | |
Комплексная проверка | Предприятия (организации) любого вида деятельности | В зависимости от предмета проверки и объема операций по предмету проверки, но не менее четырех человек | Аудиторы и специалисты-эксперты | Определяется в зависимости от условий договора |
Рассмотрим подробнее обязанности специалиста-финансиста, специалиста по налогообложению и налоговому планированию, специалиста-юриста, участвующих в аудиторской проверке.
Задача специалиста-финансиста - проведение финансового анализа предприятия-заказчика и разработка финансового плана (или уточнение финансового плана при его наличии у предприятия-заказчика на момент начала проверки).
Результатом деятельности специалиста-финансиста должны стать выводы о финансовой деятельности предприятия-заказчика (финансовое заключение), которые войдут в отчет (заключение) аудиторской группы. Эти выводы содержат финансовый анализ деятельности предприятия-заказчика; кроме того, они могут включать в себя оценку финансового плана.
Задача специалиста по налогообложению и налоговому планированию - проанализировать правильность исчисления налогооблагаемой базы и исчисления налогов, правильность применения льгот в разрезе видов налогов (при наличии льгот), возможность применения льгот в разрезе видов налогов (при отсутствии льгот), а также правильность расчетов по налогам и сборам.
Результатом работы этого специалиста должны стать выводы по налогам, сборам и отчислениям, которые являются частью аудиторского заключения (аудиторского отчета).
Задача специалиста-юриста - анализ договорной и претензионно-исковой работы предприятия-заказчика.
Результат его работы - выводы, которые должны стать частью заключения (отчета) аудиторской группы. При проведении юридического анализа договорной работы следует обратить особое внимание на наличие журнала регистрации, первых экземпляров договоров (контрактов) в юридическом отделе, бланка согласования договора с различными службами предприятия-заказчика, а также типовых форм договоров.
|
|
Отсутствие в юридическом отделе заказчика первых экземпляров договоров с необходимыми реквизитами (подлинными печатями и подписями сторон) существенно усложняет претензионно-исковую работу и саму деятельность предприятия.
При проведении юридического анализа претензионно-исковой работы следует установить, ведется ли журнал регистрации претензий и исков; осуществляется ли учет исков по временному и материальному критериям; учитываются ли иски, решенные в пользу предприятия; проводится ли анализ допущенных ранее нарушений для последующего составления (исправления) типовых договоров.
ЛЕКЦИЯ: Аудиторское заключение
Порядок подготовки содержание и структура аудиторского заключения. Виды аудиторского заключения
При проведении аудита аудиторы исходят из того, что отчетность подготовлена аудируемым лицом, исходя из допущения о непрерывности деятельности. Такое допущение должно иметь место, если не обнаружено, что имущественное и финансовое положение аудируемого лица таково, что существует серьезное сомнение в возможности осуществлять им деятельность и исполнять свои обязанности в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом. Сомнения в применимости допущения непрерывности могут возникнуть у аудиторов в случае:
a. отрицательной величины чистых активов;
b. существенных отклонений значения основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица от нормальных значений;
c. значительные убытки от основной деятельности;
d. неспособность погашать кредиторскую задолженность в положенные сроки;
e. потеря важнейшего рынка сбыта;
f. судебные и иные разбирательства, в которых аудируемое лицо выступает ответчиком и решение, которое не в пользу ответчика, не смогут быть выполнены
g. прочее.
В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки - формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.
|
|
Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности представляет собой оценку аудиторской организации, соответствия во всех существенных аспектах этой отчетности экономического субъекта нормативным актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в РФ.
Поэтому, результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение ( АЗ) – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления и судебных органов.
Письменная информация составляется не менее чем в 2 экземплярах – аудируемому лицу и аудиторской организации. Его она включает в рабочую документацию. В случае смены аудиторской организации руководство аудируемого лица обязано представить новой аудиторской организации копии письменной информации не менее чем за 3 предшествующих финансовых года.
Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нем должны быть выражены в валюте РФ (рублях). Исправления не допускаются.
При составлении своего заключения аудиторская организация должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудиторская фирма должна основываться на внутрифирменных стандартах, если нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не устанавливают более жесткие требования.
Заключение аудиторской фирмы по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному аудиту. Это заключение также носит юридический статус.
АЗ адресуется заказчику с указанием даты составления, подписывается руководителем аудитором аудиторской фирмы и аудитором, проводящим проверку, заверяется печатью аудиторской фирмы. Каждая страница А3 подписывается аудитором, проводящим проверку и заверяется его личной печатью. В случае, если экономическим субъектом в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства РФ, в итоговой части АЗ делается запись о невозможности подтверждения достоверности финансовой отчетности.