ГРЦ – это воздействие органов власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренные законами и нормативно-правовыми актами. Одним из элементов ГРЦ является государственная ценовая политика, представляющая собой комплекс гражданско-правовых, административных. Экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемого со стороны органов власти, государства и муниципалитетов.
Государство как агрегированный субъект в ценовой сфере представлен следующими структурами:
1. Федеральные органы – правительство РФ, министерство экономики и развития, департамент цен, ФАС и др.
2. Региональные органы власти – департамент промышленной политики и ценообразования, комитет по тарифному регулированию.
3. Муниципалитеты – отдел цен и экономического развития (в крупных городах, (в малых городах – управление промышленности)).
Одним из основных направлений государственного регулирования цен является регулирование цен установленных монополистами. Под монопольной ценой понимается цена которая устойчиво отклоняется от возможного уровня на конкурентном рынке.
|
|
Цена установленная монополистом, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим субъектам и ограничивают конкуренцию.
В практике выделяют методологические приемы позволяющие выявить признаки установления монопольных цен: уточняются границы товарного рынка, устанавливается факт доминирующего положения хозяйствующего субъекта (индексы концентрации Линда и Херфендаля-Хиршмана), анализ уровня цен на рынке.
Основные функции органов регулирования ценообразования у естественных монополистов:
1. Формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
2. Определение методов регулирования применительно к конкретному монополисту.
3. Аудит тарифов и цен в соответствии с действующим законодательством.
4. Для повышения эффективности государственного регулирования цен разрабатывается концепция государственной ценовой политики. Ее целями являются:
a. Контроль уровня инфляции.
b. Ограничение деятельности предприятий монополистов.
c. Содействие формированию конкурентной рыночной среды.
d. Создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющим низкую покупательную способность.
Государственное воздействие на цены зависит от состояния экономики:
· Усиливается в кризисных и экстремальных ситуациях, в условиях высокой и неравномерной инфляции, в процессе глубокой структурной перестройки экономики
|
|
· Ослабевает – в процессе увеличения объемов производства ВВП, росте доходов населения, стабилизации финансовых и денежных потоков и при общем повышении экономической активности.
Концепция ГЦП предусматривает:
1. Макро и микроэкономические аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики – разграничение инструментов и механизмов.
2. Федеральный и региональный аспект по которым различаются субъекты осуществляющие ценовое регулирование.
3. Формирование прямых и косвенных методов воздействия государства на цены