Конституция 1994 г. Законодательно-правовое оформление государственного суверенитета

Предвыборная программа А. Г. Лукашенко предусматривала такие важные положения, как обеспечение суверенитета страны, ее экономической и политической стабильности и безопасности, проведение курса на реформирование общества, улучшение материального положения трудящихся, борьба с коррупцией и преступностью.

Основные тенденции общественно-политического развития Республики Беларусь

Становление и развитие суверенного государства связано с переходом от тоталитарной политической системы к демократической, что предполагает формирование правового государства, гражданского общества, свободы совести, превращение личности из средства для государства в его основную цель, их взаимоответственность.

Какие признаки демократического общества Вы можете еще назвать?

Важное значение в общественно-политической жизни имели процессы, связанные с восстановлением политической справедливости в отношении ранее репрессированных граждан, которые стали жертвами сталинского режима. Такая работа была начата в СССР еще в 1954 г., но в середине 60-х г.г. была свернута и вновь возобновилась лишь в конце 80-х гг. В Республике Беларусь работа по реабилитации жертв сталинских репрессий интенсивно начала проводиться в 90-х гг. В 1994 г. принято Постановление Верховного Совета БССР «О порядке реабилитации жертв политических репрессий в Беларуси». В 1997 г. принят Указ Президента «О продлении срока реабилитации жертв политических репрессий».

По мнению ряда ученых, с мнением которых согласны и специалисты представительства ООН в Беларуси, жертвами сталинских репрессий стали 600-700 тыс. жителей нашей страны. Всего было пересмотрено152 399 дел, которые касались 252 552 человек. Активно занимается темой репрессий на территории Беларуси писатель Леонид Моряков. Он издал книгу «Репрессированные деятели белорусской культуры». В ней – 3 тыс. биографий. Подготовлено еще два тома, посвященных репрессированным священникам (2 тыс. биографий), учителям и преподавателям вузов (4 тыс. биографий).

Государством принимаются меры по обеспечению прав реабилитированных граждан и их родных, компенсации нанесенных материальных затрат. Во всех регионах созданы комиссии по оказанию содействия в обеспечении прав жертв политических репрессий 20-х – 80-х гг. и увековечения их памяти.

Среди основных тенденций развития общественно-политической жизни республики Беларусь необходимо указать на развитие многопартийности, открытой формы политического плюрализма. Возникновению новых партий, общественных организаций и движений способствовал Закон «Об общественных объединениях», который вступил в действие с 1 января 1991 г. В нем определен порядок создания и деятельности партий и общественных объединений. В настоящее время эти процессы регулируются Конституцией Республики Беларусь (статьи 4 и 5), Законом «О политических партиях», (1994), Законом «Об общественных объединениях» (1994), Законом от 19 июля 2005 г. «О политических партиях». Запрещается создание и деятельность политических партий и общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Методическая рекомендация. Преподавателю целесообразно дать студенту задание, связанное с подготовкой краткого сообщения по одному из вышеперечисленных законов.

В начале 2009 г. в Республике Беларусь функционировало 36 профсоюзов, 15 политических партий и 2255 общественных объединений. Это свидетельствует об устойчивом доминировании демократических тенденций в общественно-политической жизни современного белорусского общества.1

Значительные изменения произошли в профсоюзном движении. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Это самое крупное общественное объединение страны. На волне забастовочного движения возникает независимое профсоюзное движение. В ноябре 1991 г. состоялся учредительный съезд Свободных профсоюзов Беларуси, которые объявили себя конкурентами ФПБ.

Молодому, независимому государству требовалась поддержка и высокая созидательная активность молодежи. Это стало возможным благодаря последовательному подходу к реализации Государственной молодежной политики, созданию БРСМ.

Задание. Подготовить сообщение о деятельности первичной организации БРСМ Белорусско-Российского университета.

В июле 1994 г. состоялись выборы Президента Республики Беларусь. На этот пост претендовало шесть кандидатов. В результате всенародного волеизъявления первым в белорусской истории президентом 10 июля 1994 г. стал Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосовало 81 % участвующих в выборах граждан.

В условиях политической конфронтации с оппозицией А. Г. Лукашенко в соответствии с Конституцией Республики Беларусь инициировал проведение референдума, на который были вынесены следующие вопросы:

- «Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?». Положительно ответило 83% избирателей, принявших участие в референдуме;

- за поддержку предложения Президента об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь проголосовало 75,1 %;

- за одобрение действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией проголосовало 83,3 % избирателей.

Вывод. В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референдума была введена новая государственная символика. Постепенно сняты искусственные ограничения в использовании русского языка, более интенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

Летом-осенью 1996 г. обострился конфликт из-за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом. Каждая из сторон предложила вынести на референдум свой вариант поправок к Конституции 1994 г. На референдум был вынесен вопрос о переносе Дня независимости республики с 27 июля на 3 июля – День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом высказалось 70,45 % граждан от общего количества избирателей, за перенос Дня независимости - 88,18 % избирателей, принявших участие в референдуме.

В соответствии с дополнениями и изменениями в Конституции руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Был сформирован двухпалатный парламент-Националь-ное Собрание Республики Беларусь, состоявшее из Палаты представителей (110 депутатов, избираемых народом) и Совета Республики (по 8 человек избирается от каждой области г. Минска и 8 человек назначается Президентом).

Знаменательным событием в общественно-политической жизни Республики Беларусь стали выборы Президента, состоявшиеся 9 сентября 2001 г. и 19 марта 2006 г. Они прошли в присутствии международных наблюдателей, при высочайшей активности избирателей. За А. Г. Лукашенко в 2001 г. проголосовало 75,65 % от принявших участие в голосовании, а в 2006 г. – 82,6 %.

Итоги выборов говорят о социально-политическом оптимизме белорусского народа, его стремлении к экономической и политической стабильности, вере в последовательность и обязательность власти.

Основательного реформирования требовала избирательная система. Некоторые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1988 г., в связи с принятием Закона «О выборах народных депутатов». В соответствии с ним не стала ограничиваться количество кандидатов, претендующих для избрания на одно депутатское место. Впервые вводится право выдвигать кандидатов в народные депутаты от собраний выборщиков по месту жительства.

В марте 1989 г. в Беларуси, как и во всей стране в целом, в обстановке открытой напряженной борьбы прошли выборы народных депутатов. Это были первые за многие годы свободные, незарегламентированные выборы. Но избирательная система продолжает оставаться несовершенной. Например, на выборах в Верховный Совет БССР в марте 1990 г. из 310 депутатов в первом туре было избрано только 98. Избирательная компания превратилась в некий марафон, продолжавшийся до декабря 1991 г., однако 11 мест оставалось вакантными. По городу Минску пустовало в силу указанных причин 100 мест депутатов городского и районного Советов. Все это свидетельствовало, что избирательная система требует дальнейшего совершенствования.

Прогрессивные изменения в этом направлении связаны с принятием Национальным собранием в 2000 г. Избирательного кодекса Республики Беларусь. В нем детально изложены принципы проведения свободных, демократических выборов. В его основу был положен исторический опыт проведения выборов в Беларуси, учтены мировая избирательная практика, а также предложения, внесенные в свое время консультативно-наблюдательной группой ОБСЕ. Избирательный кодекс получил высокую оценку международных экспертов.

Избирательный кодекс является необходимой правовой базой для полной реализации волеизъявления белорусских граждан. Помимо Избирательного кодекса правовую основу избирательной системы составляют Конституция Республики Беларусь, а также постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь выборы являются: свободными, всеобщими, равными, прямыми, тайными.При проведении выборов могут участвовать как отечественные, так и зарубежные наблюдатели.

Вывод. Основные тенденции общественно-политического развития свидетельствуют, что в XXI столетие Беларусь вошла с твердым намерением жить в мире и согласии со всеми народами, без социальных потрясений и революционных экспериментов, обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.

Необходимо обратить внимание студентов на понятие суверенитета и гарантии его обеспечения. Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства. Суверенитет Республики Беларусь проявляется:

- в верховенстве, единстве и независимости государственной власти;

- государственная власть самостоятельно реализует свою внутреннюю и внешнюю политику;

- наличие своей территории (статья 9 Конституции);

- собственные вооруженные силы;

- наличие своего гражданства (статья 10 Конституции);

- наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы;

- самостоятельность в вопросах науки, культуры и других сфер;

- наличие государственной символики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: