Буржуазные реформы и капиталистическая индустриализация начали осуществляться в Японии всего через одно-два десятилетия после более чем двухвековой самоизоляции страны от внешнего мира. Не удивительно, что «эра Мэйдзи» сопровождалась интенсивным проникновением в Японию западной культуры и науки. Молодые японцы стали обучаться в высших учебных заведениях Европы и США. В японские учебные заведения приглашались преподаватели из других стран. Еще в 1858 г. русскими врачами Альбертом и Залесским было основано медицинское училище в Хакодате. Среди профессоров японских университетов появились англичане, американцы, немцы, французы, русские.
Отношение к европейской культуре, к европеизации стало объектом острых споров. Правящие круги подчеркивали чисто утилитарное отношение к западной культуре, науке, идеологии, они стремились не допустить распространения либеральных и радикальных идей. В противовес им Иитиро Токутоми (1863— 1957) и другие прогрессивные публицисты видели в европеизации средство политического и культурного прогресса страны. Токутоми призывал отказаться от иероглифической письменности и перейти на латинский алфавит. Против такого подхода вели борьбу сторонники «японизма», выдвинувшие лозунг «охраны национальной красоты».
|
|
Большую роль сыграла деятельность японских просветителей, виднейшим из которых был Юкити Фукудзава (1834— 1901). Его труды «Все о странах мира», «Призыв к науке», а также «Автобиография» пропагандировали достижения науки и культуры зарубежных стран. Фукудзава.показал несостоятельность феодальной идеологии. Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Исключительную популярность завоевала «Школа Фукудзава», в дальнейшем преобразованная в университет.
Ярким представителем левого крыла японского просветительства был Темин Наказ (1847—1901). После трехлетнего пребывания во Франции он стал горячим сторонником идей Руссо и французских энциклопедистов. В созданную и возглавленную им «Школу французской науки» съезжались учащиеся со всей Японии. Большой отзвук имела публицистическая деятельность Накаэ — убежденного демократа, предшественника японских социалистов.
Составной частью буржуазных реформ была перестройка образования. Согласно закону 1872 г. о просвещении Япония была разделена на восемь округов, в каждом,из которых создавался университет. Университетский округ делился на 32 района, в каждом районе было открыто по одной средней и по 210 начальных школ. Четырехлетнее (с 1907 г. — шестилетнее) обучение стало обязательным.
В дальнейшем появились новые университеты и технические институты (государственные и частные). В 1879 г. в Токио была основана Академия наук.
|
|
Школьное образование ставило своей целью воспитать подрастающее поколение в духе безграничной преданности императорской власти и существующему строю. Во всех начальных школах преподавался курс морального воспитания и этики (сю-син). Специальный «Императорский рескрипт о народном воспитании», изданный в 1890 г., повелевал воспитывать народ в синтоистском и конфуцианском духе. «Наши подданные, — говорилось в этом примечательном документе, — объединенные верноподданностью и сыновней почтительностью, из поколения в поколение пребывали в гармонии. Вот в чем незыблемость нашей империи, в этом же лежат истоки нашего образования.
Подданные, будьте почтительны к вашим родителям, преданы вашим братьям и сестрам, будьте гармоничны, как супруги, верны, как друзья, живите в скромности и умеренности. Будьте милосердны, почитайте науки и совершенствуйтесь в искусствах — и тем самым вы разовьете интеллектуальные черты и усовершенствуете ваши моральные силы».
Все служило насаждению верноподданнического духа. Даже школьный завтрак — белый рис в квадратной коробочке с выложенным на нем маринованными сливами красным кругом солнца — напоминал национальный флаг.
Развитие японской культуры убедительно подтверждает известное положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре эксплуататорского общества*. Наряду с самурайско-феодальной культурой, культурой реакционной буржуазии развивались и элементы демократической культуры японского народа. Большое влияние на их формирование оказали «движение за свободу и народные права», деятельность «Общества простого народа», начавшееся социалистическое движение, такие деятели, как Темин Накаэ, Сэн Катаяма, Дэн-дзиро Котоку.
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120—121.
К концу XIX в. японскому читателю становятся известны лучшие произведения западноевропейской и русской литературы. Произведения русских классиков, идеи Белинского, Добролюбова, Чернышевского оказали заметное воздействие на литературный процесс в Японии, вылившийся в так называемую «литературную революцию». В середине 80-х годов появились трактат Сёе Цубоути «О сущности романа» и программная статья Си-мэй Фтабатэй «Теория романа», призывавшие литераторов изображать реальную жизнь и внутренний мир человека. Одновременно раздавались призывы к единству литературного и разговорного языка. Эти принципы были воплощены в романе Фтабатэй «Плывущее облако».
Один из крупнейших японских писателей того времени, Рока Токутоми, приобрел известность социальными романами, осуждавшими феодальные пережитки в общественных и семейных отношениях («Куросиво», «Лучше не жить»). На его литературную деятельность оказал большое влияние Л. Н. Толстой.
Вершиной японского критического реализма начала XX в. было творчество Тосон Симадзаки (1872—1943).
Подъем рабочего и социалистического движения нашел отражение в произведениях Набэ Киносйта, опубликовавшего в 1904 г. антимилитаристский роман «Огненный столп».
В поэзии «литературная революция» сопровождалась появлением новых стихотворных форм. Изменилось и идейное содержание поэтических произведений. Основоположник японской прогрессивной и демократической поэзии Такуббку Исикава (1885—1912) с большим уважением относился к зародившемуся в Японии социалистическому движению. Пользовались успехом стихи поэтессы Акикб Есано, обличавшие милитаризм и социальную несправедливость. Вот ее небольшое стихотворение «Чудесный город»:
Город, где солдат не увидишь на улице,
Где ии ростовщиков, ни церквей, ни сыщиков,
|
|
Где свободна женщина и уважаема,
Где расцвет культуры, где каждый трудится,
О, как ты не похож на хваленый наш Токио.
Европеизация отразилась и на театральной жизни. Приобрел популярность первоначально созданный любителями, а затем ставший профессиональным театр симпа. В нем ставились пьесы с современной тематикой. В 1906 г. возникла труппа «Литературно-художественного общества», а в 1909 г. — «Свободный театр», ставившие пьесы Шекспира, Ибсена, Горького. Одновременно продолжали развиваться и традиционные театральные жанры, особенно театр кабуки.