Основные деятели и достижения российской культуры XVIII - начала XX века:
| XVIII век
| Первая половина XIX века
| Вторая половина XIX века
| Начало XX века
| Организация
| Создание системы
| Создана система
| Увеличение
| цифирных
| начального,
| земских школ,
| процента
| (начальных)
| среднего
| университетский
| грамотных с 21%
| училищ,
| и высшего
| устав 1863 г.
| до 30%,
| появление про-
| образования,
| (принцип
| возникновение
| фессиональных
| образовано
| университетской
| народных
| | | | | школ, первая
| министерство
| автономии),
| университетов
| газета, первый
| народного
| высшие женские
| (университет
| музей, создание
| просвещения,
| курсы
| Шанявского)
| Российской
| открытие
| (проф. Гертье
| и просветитель-
| академии наук,
| государственной
| в Москве
| ских рабочих
| открытие
| Публичной
| и Бестужевские
| обществ,
| Московского
| библиотеки,
| в Петербурге),
| по количеству
| университета
| издательско-
| Политехнический
| издаваемых книг
| и Академии
| просветительская
| и Исторический
| Россия вышла на
| художеств
| деятельность Смирдина
| музеи,
Третьяковская галерея
| III место в мире
|
| Камчатские
| Создание
| Достижения
| Достижения
| экспедиции
| неэвклидовой
| в области
| Циолковского
| Беринга,
| геометрии
| математики
| (теория ракетного
| составление
| (Лобачевский),
| (Чебышев,
| движения),
| "Атласа
| открытия в физике
| Ляпунов), химии
| Вернадского
| Российской
| Петрова
| (периодический
| (учение
| империи",
| и Якоби, в области
| закон
| о ноосфере),
| техническое
| химии - Зимина,
| Менделеева),
| Ферсмана
| изобретательство
| кругосветное
| физиологии
| (в геологии),
| Ползунова
| путешествие
| (Сеченов
| Зелинского
| и Кулибина,
| Крузенштерна
| и Тимирязев),
| (в химии), Павлова
| исторические
| и Лисянского,
| медицины
| (в физиологии),
| труды Татищева
| экспедиции
| (Пирогов, Боткин,
| Мечникова
| | | | | и Щербатова,
| Беллинсгаузена
| Мечников),
| (в медицине),
| научная
| и Лазарева, Литке,
| экспедиции
| исторические
| деятельность
| Невельского,
| Семенова-
| труды Тарле,
| Ломоносова,
| "История
| Тянь-Ша некого,
| Грекова,
| создание Вольного
| государства
| Пржевальского,
| Шахматова,
| экономического
| Российского"
| Миклухо-Маклая,
| Платонова,
| общества
| Карамзина
| изобретательская
деятельность
Можайского,
Жуковского,
Попова,
Яблочкова,
исторические
труды Соловьева
и Ключевского
| философские работы Бердяева, Булгакова, Франка, Флоренского
|
Становление
нового
литературного
языка,
публицистика
Прокоповича,
силлабо-
тоническое
стихосложение
Тредиаковского,
произведения
Фонвизина,
Державина,
Радищева,
публицистика
Новикова
Учреждение
первого
государственного
театра (труппа
Ф. Волкова), пьесы
Сумарокова,
актриса
Жемчугова-
Ковалева
Военные марши,
танцевальная
музыка на
ассамблеях,
танцевальная
школа
в Петербурге, создание отечественной композиторской школы (Фомин, Пашкевич)
Создание ансамбля Петербурга -Леблон, Трезини, Б. Растрелли, Коробов, Еропкин, Земцов - стиль Петровского барокко, позднее барокко -Ф. Растрелли (Зимний дворец), классицизм -Баженов (дом Пашкова), Казаков (дом Благородного собрания), Старов (Таврический дворец)
Произведения Глинки, Алябьева, Варламова, Бортнянского, Даргомыжского, оперное искусство ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Каменный гость")
Классицизм -Воронихин (Казанский собор), Захаров
(Адмиралтейство), Росси(ансамбль Дворцовой площади в Петербурге), Бове (Большой театр), Монферран (Исаакиевский
Гравюры Зубова,
портреты работы
Никитина,
Матвеева,
Рокотова,
Левицкого,
Боровиковского,
пейзажи Щедрина,
скульптура
Козловского
и Фальконе
| =
| | "Золотой век" рус-
ской
литературы:
произведения
Пушкина,
Лермонтова,
Крылова, Гоголя,
Тютчева,
Батюшкова,
Некрасова,
литературная
критика
Белинского
| Основное
направление -
критический
реализм, произве-
дения Тургенева,
Толстого, Достоев-
ского, Салтыкова-
Щедрина, Лескова,
Некрасова, Фета,
драматургия
Островского
и Чехова, литера-
турная критика
Чернышеского,
Добролюбова
и Писарева
| "Серебряный век"
русской литературы:
произведения
Толстого, Чехова,
Горького,
Короленко, Бунина,
Куприна, Волошина,
символизм
Мережковского
и Блока, акмеизм
Гумилева
и Ахматовой,
футуризм Бурлюка,
Маяковского,
Северянина
| Центры театраль-
ной культуры -
Большой и Малый
театры в Москве,
Александрийский
в Петербурге,
драматургия
Грибоедова, Гоголя
и Островского,
актеры Мочалов,
Щепкин,
Каратыгин,
Семенова
собор), русско-византийский стиль-Тон (Храм
Христа-Спасителя)
"Могучая кучка"
(Балакирев,
Мусоргский,
Бородин, Кюи,
Римский-Корсаков),
оперы и симфонии
Чайковского,
Петербургская
консерватория
(Рубинштейн)
Эклектика -
Мейсмахер
(здание архива
Госсовета),
Крокау
(Балтийский
вокзал),
неорусский
стиль -
Померанцев
(здание Верхних
торговых рядов)
и Семенов
(Исторический
музей)
Творчество Рим-ского-Корсакова, Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Танеева, Ляпунова, расцвет русской оперы (Шаляпин)
Модерн - Шехтель (особняк Рябушинского) и Валькот (гостиница Метрополь); неорусский стиль - Щусев
Портреты
и пейзажи
Брюллова,
портреты
Тропинина
и Кипренского,
пейзажи
Венецианова,
бытовые картины
Федотова, работы
мариниста
Айвазовского,
скульптуры
Мартоса и Клодта
|
| Центры
театральной
культуры - Малый
и Александрийский
театры,
драматургия
Островского,
актеры Ермолова,
Садовский,
Стрепетова,
Мартынов (Казанский вокзал) и Шехтель (Ярославский вокзал, MX AT), не- оклассицизм - Рерберг (Музей изобразительных искусств) и Жолтовский (Госбанк
Передвижники -
Крамской, Перов,
Маковский,
Мясоедов,
Шишкин, Ге,
Репин, Суриков,
Васнецов;
пейзажная
живопись -
Поленов,
Саврасов;
портреты Перова,
Репина, Ге;
историческая
живопись
Сурикова
и Репина,
батальные
картины
Верещагина,
работы Врубеля,
скульптура
Антокольского,
Опекушина
и Микешина
| | МХАТ Станислав-
ского и Немировича-
Данченко, пьесы
Чехова, Горького,
актеры Юрьев
и Ком и сса ржевская,
расцвет русского
балета -
Мариинский театр
и "русские сезоны"
Дягилева,
танцовщики Пав-
лова, Нижинский
Портреты Репина
и Серова,
объединение "Мир
искусства" (Бенуа,
Рерих, Сомов),
товарищество
передвижников
(Касаткин,
Васнецов,
Бродский),
авангардисты
(общество
"Бубновый
валет") -
творчество
Малевича,
Кандинского,
Петрова-Водкина,
Фалька, Шагала,
Филонова,
скульптура
Трубецкого,
Голубкиной,
Коненкова
| |
| | | | |
|
| |
| Тема лекции: Культура России XIX и начала XX века
|
Золотым веком Русской культуры становиться 19 век. От Петровские реформы по сути подготовили силы для того что бы Россия в 19 веке пережила своё возрождение. 19 век это действительно золотой век русской культуры это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А.С.Пушкин) создавший современный русский литературный язык. Если вы сегодня возьмете Державина предшественники, учителя Пушкина, то вы несомненно ощутите некую сложность в чтении их произведении, а когда вы берете произведение Пушкина несмотря на то что уже прошло со времени создания этих произведений не менее 200х лет вы чувствуете читая эти стихи некий эпизод соответственно понимая и осознавая их. И уже через 100-80 лет читаем эти стихи совершенно спокойно.
В 19 веке появляются такие явления русской культуры как в прозе Гоголь, Достоевский, Тургенев и.м.д. Огромным событием для русской культуры стали социальные преобразования, неслучайно во второй половине 19 века мы видим стремление музыкантов художников внести свой вклад в социальное развитие России, отсюда появляются такие произведения как могучая кучка (объединения групп и композиторов), как явление передвижников русских художников (создавших товарищество передвижных художественных выставок), мы видим огромные явления в русской науке - это прежде всего прохождение вокруг имени Менделеева создавшего периодическую систему и.т.д.
На рубеже 19 – 20 века мы называем этот рубеж – серебренным веком русской культуры, когда в связи и с техническими преобразованиями и переходом общества к индустриальному происходит сложные процессы в самой культуре и духовной сфере культуры идут поиски связанные с формой художественного творчества, желанием проникнуть в тайники и человеческой души с ощущением надвигающимся социальных бурю при этом одни люди искусства эти бури приветствуют, другие наоборот пишут о гибели культуры и вот все эти столкновения различных подходов вытекают новые явления в Русской культуре (русская культура усложняется, она все более четко делится на культуру элитарную и массовую).
Тема лекции: Культура и наука при правлении Хрущева
|
|
Культура:
Какие тенденции- были наиболее характерны для советской литературы эпохи «оттепели» умеренная критика культа личности Сталина
Не было:
1. усиление интереса к православной традиции
2.критика социалистической идеи
3.повышенный интерес к дореволюционной России
Характерные для периода «оттепели» литературные тенденции первым наиболее полно воплотил журнал «Новый мир» - А.Т. Твардовский.
В годы правления Хрущева
1.началась деидеологизация образования и культуры
2. соцреализм оставался главным художественным методом
3.деятели культуры получили частичное право на свободное творчество
Культура во время правления Хрущева плюсы и минусы в таблице:
+
| -
| ДУХОВНОЕ РАСКРИПОЩЕНИЕ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ.
| Наука и культура оставались под контролем режима
| Процесс расконсервации «закрытого общества»
| Трагическую роль продолжали играть личные пристрастия и произвол партийных руководителей (вера чуда в коммунизма при не высокой общей культуре)
| Расширялись международные контакты
| Грубая, порой уничтожающая критика поэтов, художников, скульптуров.
| Общественные подъем сопровождался рождением новых творческих направлений в искусстве
| Укажите фамилию писателя, названную в заявлении ТАСС (ноябрь
1959 г.): "В случае, если Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветском сочинении "Доктор Живаго", то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий. Ему будет предоставлена возможность выехать за пределы Советского Союза и лично испытать все "прелести капиталистического рая".
| Возросла тяга к поэзии и литературе
| Открылись архивы, началась более глубокая разработка проблем отечественной истории
| Бурное развитие науки
| Достигнутая за эти годы политическое духовное было поверхностным и чреватым новым поворотом назад.
|
Наука:
Какой ряд дат отражает важные вехи в развитии отечественной космонавтики:
4 октября 1957 - был запущен в космос первый в мире искусственный спутник земли ИСЗ
1959 советская автоматическая межпланетная станция впервые достигла поверхности луны.
12 апреля 1 961 полет Гагарина
1959 Первый в мире атомный ледокол, спущенный на воду в СССР, назывался... «Ленин».
1949 -Первое испытание советской атомной бомбы было произведено на полигоне под Семипалатинском
Укажите правильный список физиков-ядерщиков, внесших вклад в разработку ядерного и термоядерного оружия в 40-е-50-е гг.: И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе, А.Д. Сахаров
| | | | |
|