Россия накануне петровских преобразований

Культура России в XVII веке

Развитие экономики оказало большое влияние на русскую культуру XVII в. В русской культуре стали широко внедряться светские элементов. Этот процесс получил название «обмирщения» культуры.

В этот период значительно увеличилась потребность в большем числе образованных людей. Bo второй половине XVII в. было открыто несколько государственных школ. Пользовалась спросом «Азбука» Василия Бурцева, изданная тиражом в 2400 экземпляров. При царском дворе выходила рукописная газета «Куранты», содержавшая в основном иностранные сообщения. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

Продолжалось дальнейшее распространение практических и естественно-научных знаний в области математики, географии. В 1648 г. экспедиция С. И. Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли Приамурья, где были основаны русские поселения. В конце века сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

В этом веке были созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец», составленный в 1630 г., освещал события от смерти Ивана IV до окончания Смутного времени. В нем была сделана попытка обоснования права новой династии Романовых на царский престол. События Смутного времени нашли отклик в исторических повестях («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраама Палицына). Новым жанром были мемуары («Житие протопопа Аввакума»). Киевский монах Иннокентий Гизель написал «Синопсис» (обозрение) — первое русское печатное сочинение по истории.

В последней трети XVII в. был создан придворный театр в Москве (1672). В репертуаре театра преобладали пьесы на библейские и мифологические сюжеты, женские роли исполняли мужчины.

Здания XVII в. отличали многоцветность и декоративность. Широкое распространение получили изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Примером является Теремной дворец царя Алексея Михайловича в Кремле. В XVII в. складывается стиль московского барокко, который характерен сочетанием красного и белого цветов в убранстве зданий, многоярусными постройками, применением в качестве декоративных украшений колонн и капителей. Примерами его являются церковь Покрова в Филях. Интересен деревянный дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском.

Тенденция к реалистическому изображению человека проявляется в распространении портретной живописи - «парсуны» (персоны). Художники изображали реальные личности (царя Федора Ивановича, князя Скопина-Шуйского и др.).

Рационалистические черты, проявившиеся в отечественной культуре в этот период, нашли свое развитие в следующем веке.

Россия заметно отставала от европейских стран в техническом, военном и культурном отношениях. В городах Западной Европы кипела бурная хозяйственная жизнь, было уже широко развито мануфактурное производство, на верфях строились океанские суда. Отечественное же производство пока не могло обеспечить даже войско: русского оружия не хватало, и его привозили из-за границы. Церковное обучение не могло готовить необходимых специалистов.

В русском политическом сознании постепенно зрела мысль о необходимости изменения государственного порядка в центре и на местах, создания регулярной армии и флота. Сторонники реформ появились в допетровской России. Среди них наиболее известны два политических деятеля — Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин и Василий Васильевич Голицын.

Первый из них был при Алексее Михайловиче главой Посольского приказа с 1667 г. Его деятельность затрагивала многие стороны государственной жизни. Нащокин создал по образцу Запада городское управление на выборной основе: оно управляло земской избой (вместо «кормившегося» в городах и уездах воеводы) и занималось торговыми и мелкими судебными делами. Нащокин предлагал всем торговым людям среднего и малого достатка объединяться в компании «по своим промыслам», чтобы противостоять богатым купцам. Он ввел беспошлинный торг с иностранцами два раза в году в продолжение двух недель зимой и весной. Принцип свободной торговли отражен в Новоторговом уставе 1667 г., принятом по его инициативе. Он выступал за тесные, но разумные контакты с Западной Европой. Наладилась почтовая связь с Европой, новости отражались в рукописной газете для царя — «Курантах». Важную роль в развитии Русского государства Нащокин видел в усилении связей со странами Востока. Торговые люди из России были направлены Посольским приказом Нащокина в Бухару, Китай, Персию.

Боярская знать сопротивлялась начинаниям Нащокина. У него было много врагов в окружении царя. В результате придворных интриг Нащокин получил отставку и удалился в Крыпецкий монастырь.

Другой реформатор — В. В. Голицын — также выступал за сближение с Западом, за просвещение русского общества, за реформы в управлении. Его положение было еще менее прочным. Как политик Голицын выдвинулся при царевне Софье, которая после кончины отца — царя Алексея Михайловича (1645—1676) и брата Федора Алексеевича (1676—1682) - стала с 1682 г. регентшей при двух малолетних братьях - царях Иване и Петре. В это время шла борьба за власть между двумя семейными кланами — Милославскими (родственниками первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиными (родственниками второй). Россия оказалась политически неготовой к преобразованиям, необходимым условием которых являются не только потребности общественно-экономического развития, но и сильная, устремленная к реформам, власть. Ее олицетворением стал с 1696 г. царь Петр I.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: