Политическая жизнь позднесредневекового общества

Социальная структура позднесредневекового общества

Точки зрения на данную проблему:

1) Социологическая школа истории – формационная теория

2) Определенная композиция сословий – 3 сословия и формирование 4 сословия

3) Теория стратификаций – структура средневекового общества – плохо организованное, плохо структурированное общество. Отрицание феодализма. Средние века – эпоха в развитии Запада, где существовало масса потенциально развивающихся укладов.

Классовая теория

В основе – марксистское учение о формациях (5 формаций)

Средние века – «феодализм»

Средние века и феодальное общество – общество, состоящее из двух классов – феодалов и феодально-зависимые крестьяне.

У феодалов – все, у крестьян – ничего

Движение определяется желанием крестьян получить все, для этого нужно обобрать феодалов.

Данная система должна составлять status quo.

Это противоречие было замечено Максом Вебером «Протестантская этика и капитализм» - критика Маркса.

Структура земельной собственности. В Европе соотношение между теми, кто владеет землей и теми, кто не владеет, оказывался не в пользу последних. Так или иначе, все были связаны с землей.

С этой точки зрения общество становилось обществом одноклассовым.

Идея одноклассового общества – нонсенс.

Теория одноклассового общества.

Класс = большая группа, которая оказывает доминирующее положение в обществе.

Политический класс – класс, которому принадлежит власть.

Власть и объем власти, который принадлежал человеку, определялся количеством земли.

Теория сословий

Федорову нравится меньше чем марксизм.

- духовенство

- дворянство

- крестьянство

В 16 веке было выделено еще одно сословие, в котором находились все те, кто не вошел первые три

Идея сословий появлялась в районе 9 -10 века.

Теория стратификаций

Эмиль Дюркгейм

Развитие структурализма – обширность развития данной теории.

Зеленый треугольник Егорыча – херня

Бог

Христиане

предпролетариат

Иноверцы

Дьявол

В обществе нет веротерпимости. Из-за этого возможна такая схема социального устройства.

Предпролетариат (деклассированные элементы) – работа сезонного характера.

Процесс постоянного воспроизводства пролетариата – традиционные христианские церкви

Методы борьбы с пролетариатом

Работные дома – прививали интерес к труду с детства.

Полифункциональность средневековых классов

Современное общество – монофункционально. Каждому индивидууму принадлежит своя роль.

Люди, которые определяют портрет общества - полифункциональны. Это говорит о не зрелости общества.

Человек, живущий в традиционном обществе, нуждается в социальных сетях.

Были определенные группы, по понятным причинам неприемлемые, но без них не обойтись. Такие образование (проститутки, лекари, алхимики, ворожеи и т.д.) были необходимы и образовывали некоторые группки, которые были маргинальными группами. Как правило, потом эти люди вливались в общество и становились добропорядочными гражданами.

Монофункциональность с оттенком социальности – это и есть средневековая маргинальность.

Столетняя война и то, что про нее пишут – чушь полная.

Социальное и политическое – взаимная связь.

Англия и Франция – большие государства-вотчины. По сути дела король – тот, кому принадлежит больше земельной собственности.

Средневековое общество – психологические-эмоциональные связи. Такая эмоциональность – не беспочвенная. Она имеет материальную подоплеку – земельные отношения, ибо средневековый человек не представлял свою жизнь без земли.

Конфликт в социальном плане выстраивается вокруг отношений между двумя верховными вотчинниками, которые реально являются владельцами той земли, которую кто-то хочет присвоить себе.

Междинастичесие конфликты, носящие сеньориальный характер. Отношения, сродни отношений между двумя дачниками которые двигают забор, чтобы увеличить свои владения.

Земля, становилась собственность ни англичан, ни французов, а правящей династии.

Междинастический конфликт. Семейно-фамильный характер.

В этом отношении слово политика, рождается в 16 веке. Ибо до этого политики не существовало, потому что не было тех, кто профессионально этим занимается.

Реформы – функциональная подвижка, а сам термин появляется только в 18 веке, единственный институт – церковные реформы (до 18 века).

Преобразования Ришелье, реформы Бекингема и т. д. - есть внутрисистемные сдвиги, определяющие характер функций. Делая это, они не выступали за пределы должностных функций приписанных ему служебными обязанностями.

Реформа – очищение.

Идея реформации - идея очищения церковной скверны. Движение, ориентированное на убеждение в том, что они ничего не создают.

Реформаторы – инквизиторы

Отсутствие в словаре средневековья политических терминов. Все совершалось во имя династии, совершенно конкретного человека. Позже человек будет заменен абстракцией, которую мы называем государством.

Право – то, что регулировало отношения между людьми.

Война нужна была средневековому человеку, чтобы выяснить вопрос о том, сколько земли человеку реально принадлежит.

Только после Вестфальского договора (1648 г.) – сеньориальные системы были невозможны (границы менялись 4 раза)

Не существовало государства по сути дела, существовала полития.

Государство:

- геополитический принцип

- административный аппарат (отсутствие в средневековом обществе чиновничьего аппарата)

- налоги

Деньги тем, кто выполняет административные функции, платит сам король, из своего кошелька.

В средние века не существовало классического понятия государства.

Обобщение Ренессанса и переход к Реформации

Верховная власть приобретает доселе неизвестные масштабы. Увеличивается объем прерогатив. Все это приводит к появлению абсолютизма. Все это скажется на процессе трансформации этногосударственных образований. Централизация будет отражаться и в культурном и духовном развитии Европы.

Здесь лежит вполне закономерная проблема. Проблема роста национального самосознания.

Церковь – показатель этнической принадлежности, в том числе. Церковь – консервативна, ибо хранит традиции и сохраняет представление о том, кем человек является.

Пространство, ограниченное храмом создает квинтэссенцию того, кто ты есть.

Религиозный компонент становится чрезвычайно важным для формирования этнической идентичности.

Почему Реформация не случилась раньше Возрождения?

- во-первых, говорить о том, что Реформация результат Возрождения – неверно

Реформа католической церкви

Протестантская реформация

Это связано с тем, что средневековый человек мыслит корпоративными категориями.

Корпоративное начало не противоречит церковному началу.

Сама идея протеста она вырастает не из-за недовольства католической церковью, а из-за недовольства результатами католической реформы.

Все это дает возможность посмотреть на реформы католической церкви и протестантскую реформацию как явления одного порядка.

Католицизм, с которым сталкивается реформация 16 века, это не тот католицизм, который был в классическую эпоху.

Реформированный феномен раздражает тем, что работает на элитарные группы.

14 в. – католическая реформа, на ее фоне вырастает протест, что в итоге вырастает в протестантскую реформацию. Протестантская реформация направлена не против церкви и не против католической церкви, а против католической реформы.

Задача – поиски исторических идентичностей и исторических корней, основанное на централизации власти.

В этом смысле абсолютизм – это квинтэссенция государственной идеи.

Общий взгляд на ту эпоху.

Механизмы, на который ориентировался средний тип человека.

Поиск корней???

Складывание этнических особенностей и фенотипов.

В условиях начального существования был тот субстрат, где эти различия максимально концентрировались.

В условиях формирования было проще рассмотреть различия, потому что в субстрате все находится в концентрации.

В поисках идентичности разные народы приходят к разным древностям.

Эффект корней неравнозначен для европейских народов.

В 16 веке, практически все европейские народы нашли свои корни в Ветхозаветной практике. У каждого из народов предки – иудеи.

Библия – самая важная форма легитимации прошлого.

Интерес к библейскому тексту в Возрождение. Во-первых, изучение древних языков (древнегреческий, библейский иврит, арамейский и пр.).

Антропология была направлена на пересмотр христианской типологии.

Возрожденческая традиция – любовь=страдание, до этого единственная любовь – любовь к Богу.

Языки и бла бла бла

Ренессанс стал разрушать систему средневековья. В 20 веке ЕС – медиевальный проект.

Реформация – процесс, ведущий человека назад, но выполняющие определенные эвристические функции.

Реформация ориентирована на простоту. На очищение наростов, которые возникали на фоне роста корпоративных институтов.

Любая корпорация должна быть физически совершенна.

Конечная цель – не создание новой организации, а возвращение к христианству изначальных времен. По сути дела – возвращение к истокам.

Механизм, который рождает ощущение реформы.

Первыми реформаторами была инквизиция, ибо была направлена на очищение церкви от разногласия.

Ренессанс и реформация начали секуляризацию вместе и добили ее.

Для чего и для каких целей секуляризация понадобилась?

Нет ли в этом явлении ничего не нужного или не необходимого.

Секулярная личность?!

Эгоизм

Альтруизм

Коллизия, которая начинает закладываться в течение 14-15 века – эгоизм

Почему итог этого развития привел к глубоким катаклизмом.

Секулярный человек – сознание, которого эгоистично.

Утверждение средневековой персоны сопровождалось коллективом.

Стоило ли это делать? Стоила

Эпоха лишила человека альтернативы.

Решение было только одним – коллективное заменялось индивидуальным.

Почему это произошло?

То, что мы называем сугубо средневековым, покоится на нескольких началах:

- все средневековое подчинено телесным метафорам, все воспринимается как коллективная корпорация

-единство, которое составляет идея духовного и материального начала; приоритет духовного начала, церковь усиливала все корпоративные начала

- идея власти, идея организации корпоративного образования всегда покоилась за пределами человеческого понимания, находилась в сфере трансиндентного.

Между церковью и светской властью шел процесс за доминирование власти. Речь шла о власти, о пока еще единой корпорации.

Процесс борьбы за верховную власть.

Объектом приложения являлось духовно единое общество, то эта власть облегчалась, ибо и у церкви и у власти выступала единая неразделенная власть.

Получается, что есть некий монолит, который сам по себе создан, как корпорация.

У монолита есть две головы – светская и церковная власть. Одну нужно отрезать.

Начиная с рубежа 13-14 веков мы сталкиваемся с любопытными вещами. То, что происходит независимо друг от друга. Явления, не влияющие друг на друга.

Первый процесс – Канцеляристское движение (13-2 пол. 17 вв.)

Почему процесс шел от демократии к абсолютизму.

Почему?

Абсолютный монарх 16-17 вв. – авторитарный правитель

Процесс к авторитарному правлению, которая ассоциируется с абсолютизмом. В условиях авторитарного правления не может быть два института правления.

Коллизия, связанная с борьбой за политическую гегемонию.

Власть рассуждает об обществе как о республике верующих.

Если попытаться рассмотреть процесс, то мы можем рассмотреть.

Либо власть должна быть исключительно духовная, либо исключительно светской.

Канселяризм приводит к тому, что начинает постепенно разрушать идею примата Церковной власти.

Папа Римский – наследник святого Петра. Правопреемник Бога на земле.

Идея первосвященства. Короля королем делает папа Римский.

Королями становятся только коронованные папой люди.

Папская власть непререкаема. То, что скажет папа, будут исполнять все.

Канселяризм – движение, направленное на уменьшение полномочий римских пап.

Решение является коллективным. В нем нет места единоличному началу и пр.

То, что реально происходило внутри Церкви. То, что несла в себе гуманистическая традиция.

Подложность Константинова дара (Лоренцо Валла)

Создание взаимоотношений между светской и духовной власти.

История о крещении Константина и история, связанная с Сильвестром – поздняя подделка.

Уподобление папского домена, доменом другим государям. Между папой и другими нет никакой разницы.

Складывание ситуации, в котором папский авторитет стал падать.

С одной стороны возникающая идея исключительного положения папы в самой церкви - небезупречна.

Папская власть уподобляется власти светской.

Движение, которое возникает за пределами церкви в рамках гуманистического движения.

Лоренцо Валла разоблачает подложность КД. И папы уподобляются всем остальным.

Какое-то время папа Римский сохраняется статус первенства, но они оказываются первыми среди равных.

Общий фон, который активно витает в светском обществе.

Настроения, которые направлены на духовную монополию церкви.

Духовная монополия – центр контролировала доступ к Священному Писанию. Обеспечение посредничества между человеком и Богом.

Благодаря гуманизму, церковь теряет право на контроль Священного Писания.

Из-за гуманизма этот текст будет переведен на национальные языки.

Латынь – не язык общения. В требниках были расставлены силабизмы. Священники зачастую латыни не знали.

Средневековая религиозность, та вещь, которую не нужно переоценивать.

Атмосфера парила идеей доступности.

Чтение текста, даже в самых примитивных объемах убеждали в том, что существует, тот ареол величественности он ничего не стоит.

О нем в писании не сказано.

Все это говорит о совершенно обратном.

Институт, который учит о безупречном, сам вовсе не безупречен.

Когда стала образовываться трещина. Возникает та самая перспектива, которая должна была компенсировать недостатки, этого далеко не безупречного института.

Идея реформы – очищение, движение назад

Католическая реформа 16 века

Протестантская перспектива – недовольство тем, что предложила католическая церковь.

Процесс католической реформы.

Идея протеста против результатов реформы.

В условиях ослаблений церковной власти, начинается процесс абсолютизма.

Реформа церкви была сопряжена с вопросом борьбы за власть.

Конфесионализация.

Нет однозначной точки зрения.

Западный тип христианства и существовал единственный вариант – католицизм.

С того момента, когда возникает несколько непризнанных церквей – процесс конфесионализации.

Конфесионализация (в Англии – изменяющаяся функция религии). Фактор религиозности воспринимается, как фактор идентичности.

Фактор немецкой идентичности – фактор лютеранский

Фактор англо-саксонской идентичности – фактор англиканский

Фактор шотландской идентичности – фактор католический (Хайленд), фактор шотландского кальвинизма, пресвитерианства (Лоуленд)

Фактор французской идентичности – фактор галликанской церкви и пр.

Конфесионализация – нет фактор разобщение, а фактор интеграции. Формирование протонациональных государств, протонациональных идентичностей.

Насколько конфессионализация вела к перспективе развития секулярного сознания человека.

Самое главное, что сделали реформаторы в 16 веке – низвлечивание посреднической формы

Индепендентство – церкви нет вообще

Лютеранство – идея посредничества почти равна нулю

Вопрос общения человека с Богом сведен до уровня внутреннего человека.

В вопросах веры человек сам для себя определяет, все то, что раньше определяла церковь.

Основы секулярного сознания зарождаются в сознании религиозном.

Конфесионализация

Зло и добро

Зло – недостаток добра

Добро – недостаток зла

Движение самой церкви, появление гуманистов и пр.

Радикалы – аристократы

Народ – консервативен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: