Крестьянская реформа в адыгее и ходзинское восстание 1868 г

С 1867 г. на Северном Кавказе происходит усиление борь­бы вокруг крестьянской реформы, которой были недовольны не только крестьяне, но и феодалы, видевшие в ней ущемление своих прав. Волнения начались вначале в Кабарде.

«Не надеясь на свои силы, кабардинцы послали юнкера князя Наурузова в Кубанскую область, чтобы заручиться поддержкой кубанских феодалов. Узнав об этом, начальни­ку Лабинского округа велели принять самые деятельные меры к розыску этого кабардинца и следить за всем, что бу­дет происходить среди горцев. В телеграмме сообщалось: «Кабардинец Бекмурза Наурузов проехал за Кубань возбуж­дать народ». За событиями в Кабарде внимательно следил житель а. Ходзь прапорщик милиции Довлет-Гирей Куденетов и рассказывал об этом своим землякам. В связи с этим начальник Лабинского округа Абдурахманов в феврале 1867 г. сделал распоряжение не допустить жителей Кабарды в округ. Он также считал необходимым выслать за преде­лы области замеченных во враждебном поведении людей, в число которых житель ходзинского аула Довлет-Гирей Куденетов — личность скрытная, хитрая и вместе с тем готовая на все: может возглавить восстание. Не ожидая распоряжений, Абдурахманов в августе 1867 г. арестовал Куденетова и отправил в Ставрополь, а оттуда он был выслан в Курскую губер­нию сроком на 5 лет. Абдурахманов был уверен, что с удале­нием Куденетова все останется по-прежнему. Через неко­торое время он попросил назначить особые отряды для от­правки на помощь войскам, предназначенным для усмире­ния восставших абхазцев, главным образом из а. Ходзь. Ми­лицейский эскадрон должен был совершить экспедицию в Цебельду для поиска поддерживающих восстание. Отряд под командованием Каспота Батрокова и Магомета Кудене­това должен был преградить всякое сношение кубанских горцев с абхазцами»1.

«Борьба все больше разворачивалась вокруг реформы: феодалы стремились не допустить ее проведения или же отодвинуть на неопределенный срок. Крестьяне видели в ре­форме средство избавления от феодальной зависимости и добивались ее проведения в свою пользу»2.

Результаты переговоров делегации горских феодалов в 1865 г. с главнокомандующим Кавказской армией не удов­летворили феодалов и многие члены делегаций стали умыш­ленно перетолковывать содержание ответа. Они стали вол­новать население и подстрекать к заявлению различных тре­бований: вплоть до намерения переселиться в Турцию. Члены делегации сознательно умалчивали о предполагае­мом обеспечении горского населения землей. Наивысшим проявлением обострения борьбы было Ходзинское восста­ние в апреле 1868 г., которое, как и предшествующие восста­ния в Адыгее, было сложным и неоднородным. Между крес­тьянами и владельцами, которые оказались в одном лагере, имелись глубокие противоречия. Крестьяне, ведшие на про­тяжении длительного времени борьбу против своих феода­лов, а потом против царизма, в восстании составили основ­ную силу. Их выступления носили освободительный харак­тер»3. «Восстание было подготовлено невыполнением со стороны местных властей обещаний о наделении горцев зем­лей, объявлением, что к крестьянскому вопросу будет приступлено лишь после того, как горские феодалы будут обес­печены землей и устроят свое хозяйство. Другой причиной восстания явились злоупотребления и притеснения со сто­роны нач. Лабинского округа Абдурахманова при разреше­нии возникающих споров ежегодно в Ходзинском ауле при делении земли перед началом пахоты и покосов. Непосредственным поводом для выступления послужили некоторые мероприятия: лишение горцев права ношения оружия, пере­селение их на новые места, привлечение их к несению мили­цейской службы»4.

Став во главе восстания, феодалы повели широкую аги­тацию за переселение в Турцию, чтобы заставить правитель­ство сохранить их права: они обратились к начальству с тре­бованием или оставить у них крестьян, или же разрешить им переселиться в Турцию. Одновременно они приступили к запрещению переселяться на отведенные для них земли и производить посевы, угрожая в случае невыполнения жесто­кой расправой. Составляя списки переселенцев, принужда­ли записываться и тех, кто не желал этого. В результате в конце марта около 500 горцев дали клятву защищать друг друга и неповиновения начальству. 16 апр. 1868 г. нач. Лабинского округа Пентюхов отправил прошение жителей а. Ходзь о переселении в Турцию. Одновременно он просил об организации экспедиции для водворения порядка. После проверки представитель командующего доложил:

1. Молодежь вышла из всякого повиновения старшим и
стремится к переселению в Турцию. Кузнецы-оружейники
заняты день и ночь починкою оружия. Многие не обрабатывают земли и запрещают другим приступать к посевам, угро­жая расправой.

2. Всем жителям аулов Ходзь и Беноково заговорщики
запретили ездить в ст. Лабинскую, чтобы скрыть от началь­ства положение.

3. Несмотря на запрещение, «беглые кабардинцы» ходят
с оружием.

Чтобы уладить вопрос мирно, 20 апр. полковник Дукмасов вызвал к себе стариков и старшин, но те не явились. Ад­министрация использовала доверенных лиц, чтобы через них ослабить восстание: всадник Яхья Бекешев, находив­шийся в отставке в а. Ходзь, сообщал все сведения о планах и действиях инициаторов восстания, юнкер Макар Баженов был командирован в аул и следил за ходом подготовки вос­стания. На одном из собраний, на котором он выступил пе­ред аульчанами с призывом отказаться от выступления, он был забросан камнями. Активную агитацию за прекращение сопротивления вел также помощник старшины Ходзинского аула Эдых Жаноков, которому удалось отклонить от восста­ния некоторых5. Власти не смогли предотвратить восстания, но им удалось отколоть значительную силу во главе со стар­шими и дворянами: 21 апр. к нач. Лабинского округа яви­лось 500 человек. Около 50 чел., состоящих из стариков и старшин, после сдачи оружия, были пропущены через мост русскими постами для переговоров. На вопрос, имеются ли возможности для восстановления порядка в а. Ходзь с помо­щью убеждений, старшины заявили, что восстановить поря­док в обществе нельзя, пока главные зачинщики не будут удалены. Отход от восстания значительной силы ослабил движение, но не смог предотвратить выступления. Команду­ющий, боясь распространения восстания на другие аулы, приказал вызвать войска и оцепить ходзинские аулы. Про­тив восставших в Ходзе и жителей соседних аулов прави­тельство бросило 3 батальона 76 пехотного полка, 3 батальо­на пехотного Севастопольского полка, 2 артиллерийских ди­визиона Кубанского казачьего войска, 10 сотен Кубанского казачьего войска»6. 23 апр. 1868 г. царскими войсками были оцеплены все соседние с Ходзем аулы: командование рас­считывало окружить восставших и расколоть движение, что в некоторой степени и удалось. Утром 23 апр. более 400 чел. явились на передовую казачью цепь с просьбой о помилова­нии и были проведены в ст. Костромскую. Но главные за­чинщики остались в аулах. Горцев из других аулов, шедших на соединение с восставшими ходзинцами, русские войска обезоруживали и арестовывали, в результате чего восстав­шие оказались в тяжелом положении. Несмотря на это, 200 инициаторов отказались повиноваться. Им дали на размыш­ление сутки. 25 апр. все царские войска перешли в наступле­ние против ходзинских аулов и вплотную приблизились к ним. В это время еще 150 чел. вышло из аулов. Остальные 56 чел., заняв один из маленьких поселков в центре ходзинских аулов, решили сопротивляться. В течение ночи они сделали завалы и выкопали рвы. Подворье Думанишева, а по другим источникам, а. Дошукохабль, пос. Дашковский, было полу­кругом окаймлено возвышенностью, составляющей природ­ные завалы, с другой стороны его укреплял высокий обрывис­тый берег р. Ходзь. С юга и запада были сделаны искусствен­ные завалы. Посадив женщин и детей на открытом месте позади завалов, мужчины заняли оборону. Они понимали, что обречены. Вместе с ними находился эфенди Сохов, который был вооружен и читал суры против неверных»7. К восстав­шим еще раз посылают увещевателей, но безрезультатно. Сами восставшие старались убедить парламентеров в правоте своего дела и в результате один из них — Поспахов пере­шел на их сторону. Когда же к восставшим обратился войс­ковой старшина Пентюхов с призывом прекратить сопро­тивление, был встречен выстрелами. В результате завязав­шейся перестрелки один казак был ранен. Стойкость восставших вызывала сочувствие оставшихся в нерешитель­ности жителей аулов: половина населения ходзинских аулов выражала намерение поддержать своих соплеменников. Бо­ясь, что восстание может распространиться и на другие аулы, командующий приказал 26 апр. взять штурмом укреп­ление. Штурм продолжался недолго. Хорошо вооруженные многочисленные войска подавили сопротивление. После от­чаянной схватки все восставшие, за исключением одной женщины и девочки, погибли и два двора сожжены. Занятые подворья были заполнены трупами изрубленных мужчин, женщин и детей»8.

«Командование приказало тут же вырыть яму для захо­ронения трупов. В это время к нему обратился дворянин Шетов Шумахо со словами, что не стоит хоронить убитых возле аула, так как это будет постоянно возбуждать ходзинцев, призывать к отомщению. Трупы убитых были увезены за ст. Костромскую и захоронены в общей яме. Впослед­ствии костромчане запахали место захоронения, так что и следов могилы не осталось»9.

Все мужчины, принимавшие участие в восстании, были отправлены в тюрьмы или каторожные работы в Сибирь. Царское правительство жестокими мерами пыталось даже из памяти народной вычеркнуть воспоминания об этом со­бытии, но ходзинцы из поколения в поколение передают свои воспоминания, связанные с этими трагическими собы­тиями. Каждый житель аула знает место, где восставшие дали свое последнее сражение — «Къэзэуат 1уашъхьэ» - холм, где произошло священное сражение. Восстание на Ходзе в 1868 г. дало возможность крестьянам распознать подлинные цели феодалов, и выступления последующего периода носили ярко выраженный антифеодальный харак­тер. Все чаще встречаются факты бегства, поджогов и напа­дений на владельцев.

«В ночь с 5 на 6 июня 1868 г. в а. Ходзь сгорела сакля, принадлежавшая Аслан-Гирею Трамову, со всеми находив­шимися в ней вещами и продуктами на значительную сумму. 8 июня у помощника старшины Хаджи Кунижева сгорела сакля со всем имуществом на сумму 70 р. серебром. В июне 1868 г. в Лабинском окружном суде состоялось слушание дела крестьянина Безруко, принадлежавшего дворянину Ходзинского аула Щахан-Гирею Трамову. Помощник старшины а. Ходзь Асланбек Чижоков заявил на суде, что в марте 1868 г. Трамов подал жалобу в аульское правление на крестьянина Безруко, не повинующегося ему и не исполняющего работ, тре­буемых адатом. После чего он арестовал Безруко и представил в окружное управление. Во время допроса Безруко заявил, что он работает, но не может выработать того, что другие. Тогда ему предложили выкупиться на свободу, поскольку это не пер­вый случай уклонения его от работы. Он отказался от всех предложений. Абдурахманов, усмотрев в этом дерзость, прика­зал арестовать его. Безруко схватил кинжал с намерением бро­ситься на начальника, но присутствовавшие здесь всадники Ильяс Искандеров и Накор Бороков схватили его. Хотя Безру­ко не признал себя виновным, суд 28 окт. 1868 г. вынес реше­ние, что Безруко обвиняется в обнажении кинжала, за что... он подвергается тюремному заключению в окопах на 2 года. Кро­ме того, суд вынес решение о том, чтобы после истечения срока тюремного заключения Безруко уплатил своему владельцу Трамову, согласно правилам об освобождении крестьян, 150 руб.10 О том, как тяжело приходилось крестьянам выкупаться на свободу, свидетельствуют следующие документы: «Выкуп­ное свидетельство. 1868 г. Октября 4 дня. Крестьянин Маткерий Хананов приобретает свободу от владельца своего жителя а. Беноково Асланбека Малиева на следующих основаниях:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: