Лекция 1. Музыкальная культура Беларуси IX–XIV веков

Формирование государственных образований на территории современной Беларуси. Культура Полоцкого, Туровского и Новогрудского княжеств. Развитие церковной, светской и инструментальной музыки. Художественная культура
XIII–XIV вв.

Формирование государственных образований на территории современной Беларуси. Формированию, как самой белорусской народности, так и ее культуры предшествует огромный отрезок времени со всеми характерными для него противоречиями и сложностями, что отразилось и в содержании, и в формах культуры. На протяжении всего рассматриваемого периода в духовной жизни Беларуси, кроме собственных черт, довольно часто прослеживаются также общие черты, характерные для культуры всех восточнославянских племен. И это неудивительно, так как за время их совместной жизни в составе Киевской Руси, или Древнерусского государства, успела в основном сформироваться достаточно близкая в этническом плане для всего его населения материальная и духовная культура, которая позже стала важной основой белорусской, украинской и русской культур.

Со времени первого поселения славянских племен кривичей, дреговичей, радимичей на нашей земле (VII–VIII ст.) сложилось тесное переплетение принесенной ими культуры с культурой балтских и финно-угорских племен. Неизбежной стала постепенная ассимиляция коренного местного населения, которая, в основном, произошла еще до принятия христианства в конце X века.

На положение культуры Беларуси того времени влияли многие объективные и субъективные факторы. Одни из них благоприятно отразились на духовной жизни, другие тормозили ее развитие. Но в целом наблюдался устойчивый процесс постепенного обогащения всех сфер творческой деятельности человека. За очень непродолжительное время своего существования Беларусь прошла исторический путь от полного отсутствия письменности до появления первых рукописных произведений, от язычества до христианства, от примитивного строительства до величественных храмов, дворцов и замков.

Культура Полоцкого, Туровского и Новогрудского княжеств. С Х века на территории Беларуси формируются города как политические и культурные центры. Наиболее могущественным в этот период становится Полоцкое княжество. Оно единственное имеет в XI−
XII веках свою династию, независимую от Киева (Рогволод, Изяслав, Брачислав, Всеслав Полоцкий). Полоцк соперничает с Киевом – при Всеславе строится Полоцкая София (третья после Киевской и Новгородской). В XII столетии выделяется фигура внучки Всеслава − Ефросинья Полоцкая. Она основывает две церкви, два монастыря, занимается просветительством, переписывает книги, поддерживает развитие художественных ремесел. С ее именем связано продолжение и развитие традиции летописания.

В Полоцке складывается своя архитектурная школа, для которой характерна особенная красота вертикальных линий, светлый тон строений и оригинальный элемент внутреннего убранства – разноцветный узорчатый пол из керамической плитки. До настоящего времени сохранились высокохудожественные фрески полоцких храмов, которые развивают традиции византийского искусства (Спасо-Ефросиньевская церковь Софийского собора). Полоцкая архитектурная школа сформировалась на основе традиций византийской архитектуры. Первое монументальное строение – Полоцкий Софийский собор. Автор его – зодчий Иоанн, он же является и автором Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Полоцкие зодчие участвовали в строительстве новогрудской Борисоглебской церкви, заложили фундамент Замковой церкви в Минске, участвовали в строительстве церквей в Новгороде и Смоленске. Полоцкая школа повлияла и на дальнейшее развитие архитектуры Беларуси и других земель Руси в XII–XVI столетиях.

Книжные традиции Полоцка, кроме духовной литературы, имеют и историческую направленность. История нашла свое отражение в становлении и развитии жанра летописи. Эти книги украшаются искусно выполненными миниатюрами, иллюстрирующими текст. Традиции полоцких летописей находят развитие в летописях Псковской и Новгородской земель, их тексты позже используются в летописях Великого княжества Литовского.

На юге важнейшим центром культуры и просветительства был Туров. Расцвет первого этапа культуры на туровской земле связан с деятельностью епископа Кирилла. Это один из крупнейших писателей и проповедников XII столетия. До настоящего времени сохранилось около 40 его произведений духовного содержания. Особенно значительной была слава его как проповедника-оратора. В Турове также, как и в Полоцке, существовал центр переписки книг, развивались традиции книжной миниатюры. Широко была распространена письменность среди населения. Об этом свидетельствуют белорусские грамоты, найденные в Бресте.

В конце XI–ХII веке появляются другие крупные культурные центры, такие, как Городня и Новогрудок. В них возникает своя архитектурная школа, со своими характерными особенностями. Так, главной стилевой чертой становится многоцветное внешнее украшение храмов, которое выразилось через сочетание кирпича, шлифованного камня и яркой керамической плитки. Эти материалы создают оригинальный узор, который не поддается воздействию времени (например, Борисоглебская церковь XII века в Городне). Высокого уровня мастерства достигли также ювелирное и стеклодувное ремесла.

На всей территории белорусских земель широко распространено искусство различных видов миниатюры. Ее первые образцы − это миниатюрные образки византийской традиции с изображением святых. Они копируются местными резчиками, обогащаются приемами традиционной резьбы и с этого времени образуются целые направления в раннем белорусском профессиональном искусстве мелкой пластики.

Развитие церковной, светской и инструментальной музыки. К общебелорусской культурной традиции этого периода относится и первый этап развития профессиональной хоровой духовной музыки. Ее распространение связано с принятием христианства, строительством церквей и организацией в них богослужений. Заимствованная у греческой церкви система церковных песнопений, попавшая в X−
XI веках на почву развитой славянской фольклорной культуры, обогащается новыми интонациями. Это привело к тому, что в XII столетии образовалась самостоятельная певческая культура − знаменный распев. Главной особенностью знаменного распева стал одноголосный склад и запись при помощи специальных знаков − знамен (откуда и пришло название). В архивах Пушкинского дома сохранились записи XII века, которые называют гимнами в честь Ефросиньи Полоцкой. Их подлинность подтверждена научно. Это самые ранние образцы белорусских знаменных распевов. Знаменный распев основан на «осьмогласии» − системе из 8 ладов, каждый из которых отвечает определенной неделе восьминедельного цикла, и имел свой набор попевок, характерных только ему мелодических оборотов – формул. В Беларуси знаменный распев появился в 989 году. Школы знаменного пения сложились в Полоцке, Турове, Витебске. Белорусский знаменный распев отличается торжественным, суровым характером, что сближает его с григорианским хоралом.

Светская музыка развивается, в основном, в фольклорных формах. Профессиональное музыкальное искусство представлено не столько репертуаром, сколько традициями исполнения, распространенными среди профессиональных музыкантов-актеров, характерных для всех средневековых государств (на восточнославянских территориях это скоморохи). Исполняя разнообразный фольклорный репертуар, они демонстрируют свое искусство и на княжеских застольях, и на городских или деревенских площадях.

Для XI−XII веков характерен достаточно богатый инструментарий, который был распространен как среди скоморохов, так и в быту. Это предок скрипки − смычковый гудок, разнообразные гусли, духовые и ударные инструменты. В крупных княжеских резиденциях были небольшие органы. Особенно следует отметить военный инструментарий: барабаны и крупные боевые рога − сурьмы, которые в Беларуси и сейчас сохранили это название у пастухов.

Во время татаро-монгольского нашествия белорусские земли сохранили свою независимость, что благотворно сказалось на развитии и укреплении городов, и одновременно на развитии всех направлений белорусской культуры.

Развитие Новогрудского княжества. С середины XIII столетия под влиянием исторических условий политический центр смещается с Полоцкой земли на богатую и хорошо защищенную территорию Новогрудского княжества. Новогрудские князья как династия выходят в политической жизни на первый план. Они являются наследниками полоцкого дома, принадлежат к нехристианской генеалогической ветви.

Первый из них, Миндовг, выбирает своей резиденцией Новогрудское княжество и расширяет его территории. С этого времени над белорусскими землями, кроме татаро-монгольской угрозы, нависает и другая − тевтонские крестоносцы. Такие напряженные обстоятельства требуют необходимого объединения и укрепления земель около мощной новогрудской династии. Территория на восток от Новогрудка называлась в то время Литвою. Это название закрепляется сначала за Новогрудским княжеством, а с расширением территорий государства становится его новым общим названием (как известно, территория современной Литвы имеет свое историческое название − Жемайтия).

К XIII−XIV векам в территорию Великого княжества Литовского уже входит большинство белорусских земель, в том числе и Панемонье (с Городней), Полоцкое, Менское, Берестейское, Туровское княжества. До конца XIV века присоединены Поднепровье до Киева, Смоленские земли и территории Жемайтии.

Новогрудские князья не только расширяют, но и укрепляют территорию государства. Сын Миндовга Войшалк строит первый монастырь около Новогрудка, принимает христианство и способствует его распространению. В начале XIV столетия великий князь Гедимин строит и укрепляет Вильню и Троки. При нем с 1323 года Вильня становится новым центром Великого княжества Литовского. Его потомки − Ольгерд, Витовт и Ягайло − крупные военные и политические деятели второй половины XIII−XIV столетий. При них возникает и укрепляется сословная монархия, совет магнатов при великом князе («паны Рада»).

В XIII−XIV веках на территории Беларуси существует около 40 городов. Превращаются в города крупные феодальные крепости и замки. К концу XIV столетия города начинают борьбу за городское самоуправление, и в Великом княжестве Литовском начинает распространяться магдебургское право (Брест − 1390 г., Гродно − 1391 г.). Города становятся экономическими, административными и культурными центрами, оживляются разносторонние связи Великого княжества Литовского с европейскими странами.

Важнейшими историческими событиями XIV−XV веков становятся заключение Кревской унии (1385) и Грюнвальдская битва (1410). По Кревской унии создается военно-политический союз с Польшей. Уния окончательно укрепляет европейскую ориентацию Великого княжества Литовского. Великий князь Ягайло в 1386 году получает титул польского короля и христианское имя Александр. Кревская уния была историческим прологом Грюнвальдской битвы, в которой тевтонский орден получил смертельный удар.

Художественная культура XIII–XIV веков. В архитектуре этого времени широко разворачивается крепостное строительство. Первые образцы его − одиночные, изолированного типа, или внутри деревянных городов-крепостей (сохранились в Каменце, Новогрудке, Вильне). В ХIV столетии на территориях, граничащих с орденскими землями, начинается строительство каменных замков, где оборонительные постройки совмещаются с внутренними жилыми постройками (замки в Лиде, Креве, Новогрудке, Городне, Троках, Вильне). Кроме этого строятся деревянно-земляные крепости на восточных и южных границах.

Литературные традиции XIII−XIV столетий продолжают и развивают ранее существовавшие направления. В Полоцке и Смоленске продолжаются традиции исторической литературы − летописи. Возникают новые центры исторического летописания и на западе (Новогрудок, Городня). Появляются и получают широкое распространенрие жизнеописания Ефросиньи Полоцкой, Авраамия Смоленского. Литературные отличия белорусских летописей от летописей других славянских народов − это цепочки отдельных завершенных рассказов, не всегда точно фиксирующих хронологию (например, «О великом князе Гедемине, який Троки зарубал и Вильню ставил»). В летописи вставляются панегиричные произведения – жизнеописания князей в виде похвальбы («Похвала великому князю Витовту»). Появляются новые светские жанры литературы − воинская повесть, рыцарский роман, сказочно-приключенческие повести. Окончательно формируются отличительные особенности белорусского языка и правописания, складывается старобелорусский литературный язык.

С XIV века начинается обучение белорусской молодежи в европейских университетах: Пражском Карловом (основанный в 1347 г.) и Краковском Ягелонском (1364 г.). Для них организуются специальные коллегии и интернаты. Состав студентов − дети горожан и шляхты. В университетах готовят кадры высшей и средней государственной администрации, церковных деятелей, юристов. Устанавливается традиция стажировки в других университетах Европы (преимущественно в Италии) и получение второго диплома. Особенно развиваются связи с Польшей, Германией, Чехией. С начала XV века в белорусских городах проповедует ученик Яна Гуса Иероним Пражский, а в битве близ Грюнвальда участвует национальный герой Чехии Ян Жижка.

Расширяются экономические, торговые и культурные связи Великого княжества Литовского с Европой. В области изобразительного искусства наблюдается культурное взаимодействие местных и европейских традиций. Это особенно характерно для монументальной фресковой живописи. Усложняются композиции, совершенствуется техника, условный стиль живописи сочетается с реалистичными приемами. В XIV столетии основан Жировический монастырь, в котором возникает крупный центр книгописания. Оформление книг становится более художественным, богатый орнамент и стиль книжных миниатюр становится близок иконам. Иконопись в Великом княжестве Литовском достигает своего расцвета. Появляется характерная деталь белорусского иконописного стиля − сочетание живописи и резного фона. Строятся первые костелы, создаются организации художников при монастырях. Продолжают развиваться традиции резьбы, совершенствуются художественные приемы, в которых условность уступает место реалистичному отображению человека. В этом ярко просматривается взаимодействие европейских и местных традиций.

В области музыкальной культуры идет развитие как светских, так и духовных направлений. С XIV века с началом широких культурных контактов с Европой происходит многоплановое взаимодействие всех видов музыкальной культуры, что приводит к качественно новым явлениям в профессиональной музыке на границе XIV−XV веков.

Под влиянием местных традиций в церковной музыке все больше проявляется самостоятельность стиля распевов. В господствующие ранее знаменные одноголосные распевы начинают проникать тональные типы организации. В XV столетии становится известным имя Григория Цамблака, автора нового распева, получившего название белорусско-русского. В это же время формируются первые образцы многоголосного стиля церковных песнопений − многоголосные партесные распевы, в которых используется европейская система нотной записи, пришедшая на смену знаменной нотации. В это же время создаются первые образцы духовных кантов.

Таким образом, становление музыкального искусства и культуры письменной традиции связаны, прежде всего, с развитием городов. Рост городов происходил на протяжении многих столетий, но наибольшего расцвета достиг к IX–XIII вв. Как и во всей Европе, становление ранних форм белорусской музыкальной культуры эпохи Средневековья было связано с различными сферами городского быта: официальной и частной, праздничной и каждодневной, религиозной и светской. Наиболее тесной была связь музыкального искусства с религиозной жизнью, в частности, с храмовой культурой. К эпохе Средневековья относится возникновение и расширение белорусской христианской гимнографии, которая развивалась на основе знаменного распева. Одноголосный напев в небольшом диапазоне имел стилистическое единство со старорусскими (киевским и новгородским) и византийскими распевами, но отличался локальной спецификой – строгостью, возвышенностью и торжественностью. Возникновение в XIII веке белорусско-литовского государства стало важнейшей вехой на пути формирования белорусского искусства, которому было предначертано развиваться в чрезвычайно сложных и драматичных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: