Тема 3. Особенности историографических и источниковедческих проблем в истории философии. (6 часов).
Тема 2. Методологические и методические проблемы историко-философского исследования. (2 часа).
Тема 1. Особенности историко-философского знания. (4 часа).
Краткая аннотация курса.
Цель и задачи курса.
От составителя.
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра истории философии и логики
Утверждаю
Декан ФСФ, профессор
______________ А.Ю. Рыкун
«20» мая 2012 г.
Введение в историю философии
Методическая разработка и
программа курса
для бакалавров 1 года обучения
философского факультета,
направление – 030100 – философия
Томск – 2012
Методическая разработка курса составлена
на основании государственного стандарта
по направлению – 030100 – «философия».
Методическая разработка курса обсуждена на заседании
|
|
кафедры истории философии и логики
Зав. каф. истории философии и логики
канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева
Методическая разработка курса одобрена
методической комиссией философского факультета
Председатель методической комиссии
философского факультета,
канд. филос. н., доц. И.А. Эннс
Составитель:
канд. филос. н., доц. зав. каф.
истории философии и логики
Ольга Геннадьевна Мазаева.
Программа курса предназначена для обучения студентов 1 курса бакалавриата, направления 030100 «философия» и студентов 1 курса специалистов философского факультета, специальность 030100 – «философия».
Курс «Введение в историю философии» изучается в 1-ом семестре, аудиторная нагрузка 18 часов, форма аттестации – зачёт, который выставляется по итогам собеседования по одной из тем курса, проверки знаний лексикона античной философии.
Задача курса двуедина. Обращается внимание на цели историко-философского изучения вообще, на цели изучения античной философии, в особенности. Рассматривается теоретическое и практическое значение освоения истории философии.
Целью данного курса является:
– Уяснение особенностей и сложности историко-философского знания; раскрытие историко-философского знания как своеобразной формы самосознания и саморефлексии философии.
– Выявление корреляций общефилософской позиции мыслителя и его историко-философского исследования.
– Расширение исследовательского инструментария бакалавров за счёт рассмотрения критериев разнообразных делений истории философии; текстологического анализа; видов интерпретаций и их конфликтов в истории философии.
|
|
Данный курс даёт представление студентам о противоречивости словосочетания – история философии, особенностях формирования этого знания. История философии представляется и как перечень учений, и как перечень проблем. Раскрываются трудности в определении её предмета: неоднозначность, многоаспектность, разнообразие способов трактовки понятия философии; двоякость толкования понятия истории как реального процесса развития мысли (Запада, России, Востока с VII - VI в. до н.э. – до наст. времени), и как определённого вида исследования. Разбираются особенности историографических и источниковедческих проблем истории философии. Учитывается многообразие влияний (социокультурных, биографических, идейных факторов) на философское произведение. Раскрываются проблемы и приёмы текстологического анализа (нарратив, комментарий), типы дискурса и рефлексии. Характеризуются основы историко-философской компаративистики. Даётся сопоставление истории философии с историей науки и историей искусства. Показываются разнообразные модели объяснения, способы описания, виды интерпретаций и их конфликты в истории философии. Выявляются проблемы начала, развития, диалога в истории философии, критерии хорологических и хронологических делений, даётся периодизация исторического процесса и истории мысли. Анализируются соотношения общечеловеческого, национального и личностного в истории философии. Большей частью курс «Введение в историю философии» будет связан с использованием студентами знаний в области античной философии, изучением античной философии, её основных понятий, философского лексикона.
Тематический план и содержание:
курса лекций «Введение в историю философии»
№ Название темы | Час. | Стр. |
1. Особенности историко-философского знания | ||
2. Методологические и методические проблемы историко-философского исследования. | ||
3. Особенности историографических и источниковедческих проблем | ||
4. Историко-философская компаративистика. | ||
5. Трудности решения проблем периодизации. | ||
Всего | ||
Темы рефератов и докладов. | ||
Вопросы к зачёту по курсу | ||
Литература по всем темам курса: основная и дополнительная | ||
Приложение |
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Трудности определения предмета истории философии: неоднозначность, многоаспектность, разнообразие способов трактовки понятия философии; двоякость толкования понятия истории.
Проблема соотношения философии и истории философии.
Сопоставление истории философии с историей науки и историей искусства.
Гносеологические и аксиологические аспекты истории философии.
Корреляция общефилософской позиции и её историко-философского преломления.
Г.-В.Ф. Гегель о противоречивости словосочетания – история философии.
Особенности историко-философского знания в свете размышлений Л.фон Ранке, И.Г. Дройзена, К. Буркхардта, П. Вена об особенностях исторического знания.
История философии как своеобразная форма самосознания и саморефлексии.
Метод, методология, методика историко-философского исследования.
История философии как перечень учений и перечень проблем.
Г.-В.Ф. Гегель проблемы метода и методики исследования античной философии.
Иоганн Густав Бернхард Дройзен (1808-1884), «Историка», перевод с немецкого 2004 г., разрабатывал свои идеи в 1858-1883 г., как идеи близкие идеям «немецкой исторической школы» в противовес позитивистским идеям. (Подробнее в приложении к этой программе).
Теодор Гомперц (1832-1912) – методологические установки и их реализация в труде «Греческие мыслители».
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915). Создатель трудов исторического и системного характера, его «История философии» (1892). (Подробнее в приложении к этой программе).
|
|
Проблемы и трудности методологии истории философии.
Возможности и границы использования современных способов текстологического анализа применительно к источникам по античной философии. Неизбежность, опасность и границы модернизации истории философии.
Учитывается многообразие влияний /социокультурных, биографических, идейных факторов/ на философское произведение. Характеризуются проблемы и приёмы текстологического анализа /нарратив, комментарий/.
Рассматриваются доксография, типы дискурса и рефлексии. Приводятся разнообразные модели объяснения, способы описания, фиксируются виды интерпретаций и их конфликты в истории философии.
Обзор источников античной философии – доксографы и логографы, философские диалоги, трактаты и другие тексты.
Учебники и исследования по истории философии, вообще и истории античной философии, в особенности.
Эллада. Платон, Аристотель, Диоген из Лаэрты, Ямвлих – историки античной философии.
Германия. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), его история философии (в особенности – античная). Рассмотрение им античной философии.
Целлер Эдуард (1814-1908) – автор 6-томной «Истории греческой философии». Критическое отношение Целлера к исследованию античной философии Гегелем.
Гомперц Теодор (1832-1912) – австрийский антиковед, позитивистски ориентированный. Особенности его позиции в рассмотрении античной философии. Установление аналогий между греческими мыслителями и современной Гомперцу эпохой.
Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) – философ неокантианец, особое внимание к античной философии, повлиявшей на наше интеллектуальное бытие.
Ницше Фридрих (1844-1900) и античная философия. Отрицание рационалистического как эмпирического и логического способов рассмотрения античной философии. Подчёркивание преимущественного значения интуитивно-эстетического и игрового начал в возникновении и формировании эллинской философии. Решение им историографически-значимой дилеммы идиллического / трагического образа Эллады. Дильс Герман – «Фрагменты досократиков» (1903), работа над ними его ученика Вальтера Кранца.
|
|
Франция. Антиковеды Франции об античной философии.
Адо Пьер (1922 г. р.). Его концепция античной философии. Античная философия как духовное упражнение.
Адо Илзетраут – размышления о свободных искусствах и философии в античной мысли. Марру А.-И. (Henri-Irenee Marrou) об античном воспитании и образовании (1948).
Мифолого-ритуалистическая школа. Гильберт Мюррей (Оксфорд) и его роль в изучении античного сознания. Книга Эрика РобертсонаДоддса «Греки и иррациональное» (1951). Его «археология сознания древнего грека».
Россия. Проблемы античной философии в восприятии, переводах, исследованиях отечественных философов и филологов. Юркевич Памфил Данилович (1827-1874); Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900); Зелинский Фаддей Францевич (1859-1944); Трубецкие Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгений Николаевич (1863-1920); Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949); Маковельский Александр Осипович (1884-1969); Лосев Алексей Фёдорович (1893-1998); Мамардашвили Мераб Константинович (1930-1990); Зайцев Александр Иосифович (1926-2000); Васильева Татьяна Вадимовна (1942-2002); Кесс и ди Феох а рий Харл а мпиевич (1920 г.р.); Лебедев А.В. и др.
Западоцентризм в истории философии, его преодоление.
Тема 4. Историко-философская компаративистика. (4 часа).
Историко-философская компаративистика в рамках рассмотрения истории философии как процесса и в рамках рассмотрения её как исследования.
Гегель, Гомперц, Виндельбанд, Ницше, Брентано: разнообразные способы интерпретации античной философии.
Проблемы начала и развития античной философии. Разнообразие позиций в решении этих проблем. Ферекид Сиросский и Фалес Милетский; Г.-В.Ф. Гегель и Ф. Ницше. Основания несходств.