Учредительное собрание

Начальный этап политической рево­люции во Франции приобрел вид конституирования самостоятельного народного представительст­ва и параллельного преобразования монархии в конституцион­ную. Народное представительство (изменившие свое значение Генеральные штаты), опираясь на открытое неповиновение мас­сы народа прежнему режиму, взяло на себя всю полноту за­конодательной власти в стране.

Генеральные штаты собрались 2 мая 1789 г. Для участия в них были избраны 561 депутат от привилегированных сословий (291 от духовенства, которых представляли собственники монастырских и церковных имуществ, и 270 от дворянства, которых традиционно избирали собственники дворянских имений, включая женщин, по бальяжам) и 584 депутата от «третьего сословия». Значительную часть представителей последнего составили адвокаты. В число депу­татов дворянства попали многие либерально настроенные дворяне, например известный участием в североамериканской революции Ла-файет. Немало представителей общинного духовенства также скло­нялись на сторону «третьего сословия».

После «королевского заседания» 5 мая 1789 г., на котором шта­там было предложено утвердить около 20 новых налогов, внутри де­путатского корпуса, с одной стороны, и между депутатами «третьего сословия» и короной — с другой, произошел конфликт по поводу полномочий и организации работы. «Третье сословие» потребовало общего собрания Штатов (тогда как корона и монархисты настаива­ли на прежнем порядке голосования отдельно по куриям). Несмотря на давление короны, саботаж большинства депутатов первого и вто­рого сословий, депутаты «третьего сословия» (под руководством но­вых лидеров — графа Мирабо, аббата Сийеса, Ле Шапелье и др.) организовались в самостоятельное представительство, заявив, что выражают интересы нации. После того как к ним примкнули зако­лебавшиеся депутаты духовенства и дворянства, 17 июня 1789 г. большинство депутатов провозгласили себя Национальным собра­нием, которому как народному представительству исключительно принадлежит право решать финансово-бюджетные вопросы. Спустя несколько дней собрание поставило вопрос о конституции. После попыток короны прекратить несанкционированные заседания, объя­вить решения собрания недействительными депутаты перешли в от­крытую оппозицию монархии. Король был отчасти вынужден санк­ционировать воссоединение депутатов и декларировать намерения реформировать администрацию; вновь был приглашен в министры опальный Ж. Неккер. Колебания короны в отношении происходя­щих политических событий, попытки оказать военное давление на депутатов (стянув надежные войска в Версаль) спровоцировали Па­рижское восстание 13-14 июля 1789 г., высшим выражением кото­рого стал разгром королевской тюрьмы Бастилии[17]. В ходе восстания избиратели «третьего сословия» организовали самостоятельное му­ниципальное самоуправление — Парижскую коммуну (15 июля). Затем было начато формирование Национальной гвардии — обо­собленных воинских ополчений, подчиненных Национальному со­бранию; главнокомандующим гвардией был утвержден Лафайет.

На общем фоне обострения политических отношений с короной в начале июля была сформирована конституционная комиссия Собрания. Наконец, 9 июля 1789 г. депутаты провозгласили себя Учреди­тельным собранием, беря на себя полноту суверенной учредитель­ной власти в государстве. В политическом отношении революция совершилась, корона не смогла сопротив­ляться провозглашенным переменам в государстве.

В августе 1789 г. Учредительное собрание серией решений про­возгласило отмену феодальных порядков в аграрных отношениях, аннулирование личных и выкуп поземельных повинностей кресть­ян, ликвидацию сословных привилегий в области налогообложения. Были ликвидированы политические привилегии дворянства и духо­венства и признано, что «все граждане без различия происхождения могут быть допущены ко всем должностям и званиям» (декрет 11 августа 1789 г.). Августовские декреты были революцией в социально-правовом отношении.

Юридически строй «старого режима» был надломлен. 11 августа 1789 г. Собрание как бы провозгласило народный сувере­нитет, от своего имени признав Людовика XVI французским ко­ролем и «восстановителем народной свободы». Франция преврати­лась в конституционную монархию при фактическом и поли­тическом верховенстве народного представительства. В конце авгу­ста Собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина», ставшую манифестом нового политического и правового строя.

События в Париже вызвали оппозиционное монархии народное движение по стране — т. н. муниципальную революцию. К осени 1789 г. во многих городах были ликвидированы прежние институты администрации, возникли выборные органы самоуправления. Начались восстания в деревне, сопровождавшиеся разгромами име­ний и захватами земель. Учредительному собранию пришлось при­нять законодательные меры по наведению полицейского порядка в стране, однако силы для этого были расшатаны. Королевская армия постепенно разлагалась. Размах народного движения и революцион­ной стихии вызвал начало эмиграции из страны — сначала при­дворной аристократии, затем дворянства и католического духовенст­ва, в отношении которых с осени 1789 г. стали предприниматься притеснительные меры. Тем самым сложились предпосылки для развернувшейся вскоре во Франции гражданской войны, которая су­щественно деформировала начальный ход революции и государст­венно-политические преобразования. Среди депутатов Собрания, и особенно вокруг лидеров коммунального движения Парижа, сложи­лось леворадикальное движение (Робеспьер, Марат, Дантон), стремившееся к более демократическим преобразованиям.

«Декларация прав человека и гражданина»

Одним из важнейших решений Учредительного собрания стала «Декларация прав человека и гражданина» (26 авгу­ста 1789 г.). В этом документе были провозглашены принципы утвер­ждаемого революцией общественного государства, а также правовой идеал нового правопорядка вообще — свобода и равенство.

Создание Декларации как особого документа было взаимосвяза­но с работой Конституционного комитета Учредительного собрания. В конце июля 1789 г. комитет предложил Собранию до выра­ботки общего текста провозгласить будущие принципы конститу­ции, обратив главное внимание на положения о правах гражданина, свободе и равенстве всех. Идея вызвала не только поддержку, но и резкие возражения: например, Барнав заявил, что поскольку реаль­но люди пребывают в очевидном неравенстве, то провозглашение равных прав будет обманом. В целом идея была одобрена, и для на­писания декларации был сформирован комитет, куда вошли Лафайет, Мирабо, аббат Сийес, Мунье и Дюпор. 17 августа они представи­ли предварительный проект (из 24 статей) на рассмотрение Собра­ния. В ходе обсуждения многие правоположения были существенно видоизменены в сторону большей свободы и либерально-поли­тического толкования (например, было решено не подвергать свобо­ду печати никаким ограничениям). В итоге Декларация включила в себя 17 статей. Идейное влияние на ее содержание оказали амери­канская Декларация прав штата Виргиния 1776 г., ремонстрации парламента времени кризиса «старого режима», представления Ге­неральных штатов.

Декларация не была документом собственно юридического зна­чения. Это был манифест принципов, причем всеобщего ха­рактера — важных и рациональных не только для Франции. В отношении французской политико-правовой традиции она была по­воротным, революционным актом: в качестве основ государ­ства и гарантий правопорядка в ней предлагались не исторические фундаментальные законы, а неотъемлемые права граждан, вытека­ющие из их свободного естественного состояния.

Декларация последовательно обосновала концепцию обще­ственного государства, главное новшество политической идеологии Просвещения: «Цель всякого государственного союза со­стоит в обеспечении естественных и неотъемлемых прав человека; таковыми являются свобода, собственность, безопасность и сопро­тивление угнетению» (ст. 2). С этой основополагающей идеей взаи­мосвязана была идея национального суверенитета, которая должна быть воплощена в конституционном устройстве го­сударства: никакая корпорация, никакой индивид не может распо­лагать в нем властью, во-первых, не предоставленной ему нацией, во-вторых, совпадающей по объему с властью нации или уравнове­шивающей ее.

Такое новое общественное государство должно быть иначе, не­жели прежде, организовано — с тем чтобы неизменно сохраняло свой характер. (1) Оно должно иметь представительную организацию законодательной власти: все граждане лично или через своих представителей имеют право участвовать в форми­ровании законов (ст. 3). Одной из самых важных функций предста­вительной власти объявлялось установление налогов и контролиро­вание обложения населения (ст. 14). (2) Государство должно быть построено по принципу разделения властей — в этом не только гарантия соблюдения гражданских прав, но и собственно вы­ражение государственности: «Общество, в котором... не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16). Наконец, (3) общество сохраняет за собой право контроля за исполни­тельной властью и ее организацией, включая подчинение обществу вооруженных сил, а также право требовать отчета у должностных лиц государства «по вверенной им части управления» (ст. 12, 15).

На основе нового, естественно-правового понимания свобо­ды в Декларации провозглашались общественное и гражданское понимание Закона: «Свобода состоит в возможности делать все то, что не приносит вреда другому» (ст. 4). Интересы другого гражда­нина, а также общества — но не отвлеченный интерес государства (!) — определяют для человека, что он может, а чего не может де­лать. В Декларации впервые прозвучал принцип позитивной законности нового правопорядка: «Все, что не воспрещено за­коном, то дозволено...» (ст. 5). Законами можно определять лишь вредное для общества, а не вообще предписывать границы челове­ческому поведению. «Закон есть выражение общей воли» (ст. 6). Особое внимание, ввиду важности этой сферы, было уделено взаи­моотношениям гражданина и уголовного закона. Эти отношения должны строиться на строгой законности (никто не может быть наказан иначе как в силу надлежащего закона с запрещением обратного его применения) и на презумпции невиновно­сти («каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное» — ст. ст. 7-9).

В сфере взаимоотношений государства и гражданина Декларация прямо провозглашала обязательными некоторые социальные и политические права человека, связанные с его индивидуальной сво­бодой. Следуя началу политического равенства, за каждым гражда­нином признавалось (1) право участия в управлении государством, включая доступ ко всем общественным долж­ностям по пригодности. Законом должна быть гарантирована всем (2) личная неприкосновенность, хотя и неразрывная с обязанностью подчиняться велениям государства. В новом государ­стве все должны пользоваться (3) свободой мнений и ве­роисповедания и (4) правом на свободу мысли и печати. В качестве одной из важнейших гарантий прав челове­ка провозглашался (5) священный и неприкосновен­ный характер его собственности.

Декларация ограничилась в основном сферой государственно-политических интересов общества. Это было закономерно, поскольку все ее принципы были как бы предпосылкой к конституции вла­сти в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: