Обществ Востока

Гл а ва 3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ МИРЫ ТРАДИЦИОННЫХ

Литература

1. Абрамова 3. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 28.

2. Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1978.

3. Брейль А. Запад — родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.

4. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и
происхождение человека. М., 1966. С. 550.

5. Гелен А. О систематике антропологии, проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 186.

6. Марр Н. Я. Язык и мышление. Избр. работы. М. — Л., 1934. Т. 3.

7. Нестурх М. Ф. Происхождение человека. М., 1970.

8. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924. С. 92, 77.

9. Там же. С. 84.

10. Там же. С. 85.

11. Там же. С. 96.

12. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.

13. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963.

14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 168.

15. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. М., 1972. С. 83-84.

16. Там же. С. 96.

17. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936. С. 54.

18. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

20. Gebserl. Ursprung und Gegenwart. München, 1974, Bd. 1.

21. Hauser A. The social of Art. L., 1951. V. 1. P. 25.

22. Jaynes L. The Origin of consciousness the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston, 1982.

23. Ibid. P. 133.

24. Levi-Strauss C. La pensée sauvage. P., 1962.

25. Sartre Y.-P. Espuisse d' une théorie des emotions. P., 1965.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

У культуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая, консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории. Понятие традиционное общество или общество традиционного типа — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Разложение социальности традиционного типа произошло лишь в Греции, поэтому античность и рассматривается как начало европейской цивилизации. Общественное же устройство во всех других цивилизациях можно считать традиционным по своему типу. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, кото-

рые могут привести к ее гибели. жизнеустойчивость культур Востока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости.

Во-вторых, в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия. В терминах современной социологии традиционное общество можно охарактеризовать как закрытое, т. е. лишенное той степени социальной мобильности, характерной для западной культуры (античной и нового времени). В любом обществе есть социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). Если человек способен изменить то социальное положение, которое ему дано от рождения, повысив свой социальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, — можно говорить об «открытости» общества. Существуют институты, с помощью которых человек может подниматься по ступенькам социальной лестницы. Так, например, в современном обществе такими «лифтами социальной мобильности» (т. е. способами изменения статуса) являются карьера, образование, бизнес, брак. В традиционных культурах изменение социального статуса было затруднено. Исключением являлся Китай с его системой отбора чиновников. Но для большинства традиционных культур характерна именно закрытость и немобильность общества, (как, например, в Индии с ее кастовой системой).

В-третьих, мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

единое, неразрывное и гармоничное. Общество характеризуется особым типом экологического сознания. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не стал­кивались с экологической проблемой, не нарушали хрупкого природного равновесия. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Отсюда то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется самому человеку: его физическому состоянию, гармониза­ции сексуальных отношений и совершенствованию возможностей психорегуляции. Все эти проблемы оказались гораздо более разработанными в мировоззрениях восточных цивилизаций (например, в даосизме, йоге, чань-и дзен-буддизме), нежели в европейской культуре.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры во­сточных цивилизаций является миф. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогонические (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т. д.

Сознание в традиционных культурах Востока являлось религиозно-мифологическим по своей сути. Религии были чрезвычайно разнообразны Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (как в Индии) или же сосуществование их (как в Китае или Японии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: