Заключение.
Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события эпохи Рамсеса Великого, какое же влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории в целом? Каковы же выводы из всего, сказанного выше?
1. Во-первых, время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими на великого предка.
2.Во-вторых, Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона и его власти, которые с древних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила.Очень древнее представление о фараоне как о божестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность и во времена Птолемеев и римских цезарей.
3.В третьих, храмы, построенные при Рамсесе II представляли собой новый тип культовой архитектуры, появившейся в результате взаимодействия египетских и нубийских традиций.
|
|
4. В четвертых, в процессе создания храмов формировались местные школы архитекторов, скульпторов и живописцев. Возможно, что мастера из завоеванных стран учились в самом Египте.
5.В пятых, в период правления Рамсеса II завершился очередной этап освоения Нубии, осуществленный в отличие от других стран в основном мирным путем. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве.
6. В шестых, для религиозной политики Рамсеса II в завоеванных странах было характерно возвышение египетских богов над местными божествами. по отношению к Нубии это объясняется тем, что Рамсес II хотел приблизить северную ее часть к статусу нома. Ном - административный округ в Древнем Египте, имевший политический и религиозный центр, войско, герб и богов - покровителей. Подобная политика объясняется экономической зависимостью Египта от природных ресурсов Нубии, особенно золота.
Итак, мы сами смогли убедиться, что некогда великая держава Египет в огромной степени повлияли на ход истории и до сих пор нас удивляет и поражает былое могущество древней " Страны Большого Хапи ".
Список литературы:
1. Аравия. Материалы по истории открытия.Москва.1981г.
2. А.Белов Н Петровский. Страна Большого Хапи. Ленинград1973г
3. Библия.
4. Immanuel Velikovsky. Ramses II and his time. N.Y. 1978г.
5. Малая Советская Энциклопедия. Т.3. Москва 1959г.
6. И.А.Стучевский. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов. Москва 1984г.
7. Энциклопедия для детей. Страны и народы. Москва 1994г.
|
|
[1] А.Белов Н Петровский. Страна Большого Хапи.стр.33
[2] И.А.Стучевский.Рамсес II и Херихор. стр. 101
[3] И.А.Стучевский.Рамсес II и Херихор. стр. 101
[4] А.Белов Н.Петровский. Страна Большого Хапи. стр.115
[5] А.Белов Н.Петровский. Страна Большого Хапи. стр.115
[6] И.А.Стучевский. Рамсес II и Херихор. стр. 82
[7] И.А.Стучевский. Рамсес II и Херихор. стр. 82
[8] А.Белов Н.Петровский.Страна Большого Хапи.стр.152
[9] А.Белов Н.Петровский.Страна Большого Хапи.стр.152
[10] Белов Н.Петровский. Страна Большого Хапи. стр.154
[11] Белов Н.Петровский. Страна Большого Хапи. стр.154
[12] Immanuel Velikovsky. Ramses II and his time. стр.118
[13] А.Белов Н.Петровский. Страна Большого Хапи. стр.286
[14] И.А.Стучевский. Рамсес II и Херихор. стр. 61
[15] И.А.Стучевский. Рамсес II и Херихор. стр. 62
[16]Энциклопедия для детей. стр.29
Но человек всегда ищет лучшего, и один из самых разрушительных сдвигов в подобном мировосприятии обозначился тогда, когда в поисках лучшей воды он начал создавать колодцы. На фоне органического консерватизма архаической общины добывать воду, проникая в земные недра, считалось занятием кощунственным, неримским, ведовским; следы этого воззрения сохранялись и в историческую пору. Очевидным фактам вопреки считалось, что римляне не сами стали рыть колодцы, а их научили этому египтяне *; приемы поиска подземных водоносных мест (как на заре истории - поиска металлов) еще и при империи явно отдавали чем-то колдовским **.
* Cм.: Плиний Ст. Естественная история, VII, 195.
** См.: Витрувий. Об архитектуре, VIII, 1,1.
Так или иначе, колодцы стали рыть, и чем дальше, тем чаще, а чем шире они распространялись, тем больше совершенствовалась и изощрялась техника их создания. Наверное, все современные пособия по римским древностям обошел рассказ * о том, как весной 1928 г. несколько рабочих, ведших раскопки в Помпеях у северных, так называемых Геркуланских ворот, внезапно почувствовали, что земля под ними расступается, как они, разобрав почву и сгнившие доски, обнаружили уходившую в подземную тьму, казалось, бесконечной глубины шахту и как археологи, проведя тщательное ее обследование, смогли впервые дать детальное научное описание древнеиталийского колодца, стволом которого эта шахта оказалась.
* См., например: Сергеенко М.Е. Помпеи. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1949, с. 54.
Колодец, как выяснилось, был очень старый - III в. до н.э., и для столь ранней эпохи совершенство его поразительно. Шахта, диаметром около двух метров, слегка расширяющаяся по мере удаления от поверхности земли, тянется вниз более чем на двадцать метров и потом уходит еще на три метра в водоносный слой. При геологическом строении холма, на котором стоят Помпеи, ее приходилось не рыть, а прорубать - шестнадцать метров в твердой как базальт окаменевшей лаве, последние перед водой девять метров и более трех метров под водой - в туфе. Там, где шахта проходит через землю и туф, стены ее проведены совершенно ровно, а первые три метра от поверхности земли облицованы. Колодец у Геркуланских ворот дает яркое представление о неуклонном и постоянном стремлении италиков к лучшей воде и о техническом совершенствовании способов ее добывания.