Социально-экономическое развитие Японии после ПМВ. Относительная слабость японского капитализма

Второй этап экономических реформ в Китае в 1990-2000хг. Вопрос о политической реформе в КНР.

Экономическая реформа- предпосылка для развития демократического движения. Массовые восстания п\в тоталитарных основ власти – 1976, 78, 79, 89, 86- была серьезная

критика. В апреле в Пекине массовые демонстрации (призыв к борьбе с коррупцией, приняли участие студенты), забастовки рабочих, на центральной площади Пекина студенты объявили голодовку - ничего не дали.

В мае объявлено военное положение, запрещались демонстрации, стратегические объекты взяты под контроль. Участники не сдавались. В ночь с 3-4 июня войска сокрушили баррикады и вытеснили забастовщиков.

Для порядка на несколько дней сняли вопрос о проведении полит. реформ, задержали углубление эк-х преобразований. Ч\з 3 года Сяопин выступил за активизацию эк-х реформ. 14-15 съезды партии подтвердили курс на строительство социалистической рыночной эк-ки. У власти выступила умеренная группировка во главе с Цзан Цзэминь, который который отличился при подавлении демократич. движения в 1986г., считался противником любых полит. реформ.

На 2 этапе реформ-развитие гос. сектора промышленности.

В 1993г. курс на создание системы современных предприятий: превращение гос. предприятий акционерные и ООО, принято решение разрешить 300 тыс. сменить форму собственности: госуд-во сохраняло в собственности не больше 2-3 тыс круп. предприятий. + приватизация предприятий военного сектора производства.

В планах правительства намечалась приватизация в банковской сфере и либерализация валютной политики, продолжение реформ в деревне.

В 1992г.- аренда продлена до 30-50 лет законодательство регулировало рыночный оборот не с\х земель. В приморских районах складывался стихийный рынок с\з земель.

На протяжении 90х г. темпы роста эк-ки оставались на высоком уровне. (8% ежегодно) Благодаря валютным реформам 1994г. Китай добился конвертирования юаня. 1 место по валютным запасам, доход на душу населения более 8 тыс юаней.

В политике- курс КПК в 90е был консерватизм, говорилось о демократизации народа, были против либеральной буржуазии, жесткая цензура прессы, китайское руководство учитывало интереы национального представительства, предоставив возможности для полит. взглядов и гарантии прав собств-ти.

Начало полит. реформ в ноябре 2002г. на 16 съезде КПК, когда было заявлено о смене планов, ушло в отставку, а а новым председателем партии, с марта 2003г. и руководитель Китая, либерал – ху Цзинь Тао.

Демократизация внутрипартийной жизни, развитие самоуправления в деревне, гос. аппарата.

За годы первой мир войны япония сделала шаг по пути индустриализации. ВНП увеличился на 40 %,торговый баланс стал активным, 90 % японского экспорта – промышленные товары. Кол-во японских миллионеров увеличилось в 2 раза. За 20- е годы чистый внутренний продукт увел- ся на 1/3. Яп- ая эк-ка оставалась неустойчивой и реагировала на колебания на мир рынках. Эк- ий рост 20- ых годов напоминал амер.горки. 20- 21 годы глубокий кризис- экономическая депрессия. На 40 % понизился экспорт, на 20- импорт, на 20- промыш про-во.перешли на неполный рабочий день многие предприятия, возросла безработица, банкротство банков. Японский бизнес только смог выбраться, состоялось вел.землетрясение Ханта(1 сен 1923)-> разрушение столицы и близлежащих районов, то есть главного индустриального центра. Материальные потери- 5,5 млрд йен. Потери- 100-140 тыс человек. Яп-ое правительство смогло выправить ситуацию, оказав помощь крупным предпринимателям. Были отсрочены все виды платежей, были выплачены компенсации за ущерб, что позволило построить предприятия на новой технич базе. 1925-26- уровень промышленного производства превысил довоенный. 1928- удельный вес промышленности в нац доходе превысил долю с/х производства. В конце 1926 года в стране наметилось сокращение промышленного производства, большинство заводов было недогружено на одну треть, понизилось количество рабочих мест на 10 %. Март 1927- промыш- ый кризис усугубился финансовым- банкротство торговых домов и банков. 1928- банкиры оказались втянуты в великую депрессию(1929-1933). Проблемы яп.экономики в этот период: - формирование дуальной системы производства, когда яп.промышленность стала распадаться на 2 неравноценные части:на 1- дзайбацу(яп монополии), монополизирующие предприятия тяжелой промышленности. К концу 29г доля этих компаний выросла с 2,7 до 3,6 % их капитал возрос с 56 до 65 % от капитала всех яп фирм. Устойчивости яп.компаний способствовала их универсальность. Концерн Мицубисси контролировал 120 компанийс капиталом 900 млн йен. Однако еще больше в эти годы возросло количество мелких предприятий, занятых производством потребительских товаров в легкой промышленности. Они обеспечивали выпуск 60% продукции, предоставляли нов.рабочие места. Эти предприятия определили лицо яп.экономики 20-х годов,но оказывались беззащитными перед лицом эк.потрясений. Б. тормозом для развития экономики-70% яп.крестьян, были арендаторами или полуарендаторами, отдавая до половины урожая. Цены на с/х продукцию падали, деревня оказалась на грани нищет- препятствие для расширения внутр рынка для развивающейся японской промышленности. Яп предприниматели надеются на внешние рынки, но конкуренция со странами запада, рост нац настроений в китае корее индии(рынки сбыта япон промышленности), также ограничивают возможности для роста эк-ки. Все это ставит вопрос о расширении яп.империи, путем захвата японских колоний. Яп.предприниматели вынуждены искать пути для развития экономики с военными и правител.кругами.

22. политическое развитие японии в 1918- 1928 годах. Одним из наиболее значимых явлений в политической жизни страны после ……… стало движение в поддержку конституции- «демократия ТайсЕ», по имени императора, который находился у власти, но в силу болезни не был способен управлять страной. Ослабление пони было исполнено ведущими политическими партиями для расширения контроля за внутренней политикой страны. Первым актом в борьбе за народные права стали рисовые бунты, так как цены на рис увеличились на 50%---митинги, забастовки.(около 10 млн человек). Требования: об отставке правительства и расширения политических прав населения. Власти жестоко расправились с бунтующими, власти не могли проигнорировать протест, правительство было отправлено в отставку, а формирование нового кабинета было поручено лидеру партии Сэйюкай, которая имела большинство в парламенте. Таким образом, у власти в японии впервые в истории страны оказалось партийное правительство из числа избранных народом депутатов. Оно просуществовало недолго, но в 1924 г в ходе очередного этапа в борьбе за конституцию, основные парламентсткие партии добились свержения очередного бюрократического кабинета. Либеральные партии получили большинство в нижней палате парламента и создали кабинет во главе с Като Токааки(партия Кэнсэйком), а с 1927 Минсэйто. Эта победа была расценена как триумф демократии Тайсе. С 194-1932- страна управлялась только партийным кабинетом, во главе лидеры двух партий(сэйюкай и минсэйто). Если в сэйюкай возобладали консервативные настроения, то в минсэйто на протяжении 20-х- важные социальные инициативы.были сокращены расходы на армию, разработан проект о минимальной социальной гарантии населению, о введении мин зар.платы, усиление фабричного закон-ва по охране женщин и детей. Важное значение для развития демократии страны- принятие закона 1925- позволил уменьшить количество избирателей. Т.о., не все начинания партийных кабинетов заканчивались успешно. Из-за старой системы,но партийные кабинеты стремятся либер порядки в стране. В условиях общей либерализации развитие в стране получает общее и кр-ое движение. Решение первого партийного кабинета 1919 о разрешении мир.профсоюзов и забастовок стимулировало рост рабочих организаций, к 1929- 630 профсоюзов. 1925- новый избирательный закон, способствовал формированию крупных политических партий трудящихся. В марте 1926 создана рабоче- крестьянская партия. дек 1926- японская рабочее- крестьянская партия(роното). Оформилась социалистическая партия, яп возобновила свою деятельностьКПЯ, созданная еще в 1922г. Т.о., изменения в японии затрагивали политическую и экономическую сферу, соц и духовную. Носили всеобъемлющий характер,. Это нравилось не всем, как падение нравственности и японских устоев- у японии появляются сомнения относительно ценности демократии. А лидеры основных парламентских партий нач. изыскивать способы борьбы с крайними формами радикализма. Первой жертвой ограничительных мер стало левое движение. В 1925 году был принят закон об охране общественного спокойствия(закон об опасных мыслях)- тюремное заключение, каторга на 10 лет.тех, кто выступал против частной собственности вр.он стал трактоваться во все более консервативном духе. 1928- на выборах левой партии смогли собрать около 0,5 млн голосов и провели в парламент 8 представителей, закон был исп-н для разгрома лев.движения. 15 марта 1928 г(«буря 15 марта»)- были проведены массовые аресты ком-тов. Полиц.репрессии затронули профсоюзных лидеров и дргих политических партий, которые действовали на легальных условиях. 1928- запрещена деятельность левых профсоюзов, яп.комсомола. из университетов были изгнаны представители марксистов, в стране созданы отряды идеологич.полиции,особое подразделение МВД, которые должны были заниматься раскрытием ком- их заговоров. Вслед за левыми должны были последовать другие вольнодумцы. Т.о., нарушив закон один раз, партийные лидеры открыли путь для но.ограничений либеральных свобод, а в 1930-х сами парл- ие(либер) партии жертвой консервативной волны, лишив себя поддержки народа. Т.о., к концу 20-х демократия Тайсе начала клониться к своему закату, что совпало с восшествием на престол нового императора в 1928 Хирокито(сева).

Политическое развитие Японии в 1918-28. Первым из наиболее значимых явлений в полит. жизни Японии после ПМВ стало движение в поддержку конституции –движение демократии Тайсе по имени императора, который находился у власти, но в силу болезни не был способен реально управлять страной. Ослабление императорской власти и обострение соц-х отношений были использованы ведущими полит. партиями для своего расширенного контроля за внутр. политикой страны.

1918г- рисовые бунты. Цены на рис увеличились на 60%. По 500 городам –митинги, всего в выступлениях приняло около 10 млн. человек:

1. остановить спекулятивный рост цен

2. Полит. требования об отставке правительства и расширении полит. прав населения для контроля над действиями властей.

Власти жестко расправлялись с участниками. 30-убито, 100тни-ранено.

5 тыс - различные сроки заключения, штрафы.

Власти не могли проигнорировать протест- бюрократическое правительство было отправлено в отставку. Формирование нового кабинета было поручено лидеру партии «Сэюкай», которая имела большинство в парламенте. Т.о. у власти оказалось впервые в истории страны партийное правительство из числа избранных нардом депутатов. Просуществовало год, но в1924г. в ходе очередного этапа борьбы в защиту конституции основные парламентские партии добились свержения нового очередного бюрократического кабинета. На выборах 1924г. либеральные партии получили большинство в нижней палате парламента и создали свой коалиционный комитет во главе с Като Такаахи.

Триумф демократии Тойсе. До 1932г. страна управлялась только партийными кабинетами, во главе которой были лидеры 2х основных японский партий. Если в Сэйюкай со временем возобладали консервативные настроения, то в Кэнсеюкай\минсэйто отметилось рядом важных соц-х инициатив:

- были сокращены расходы на арию

-разработан з\проект о минимальных соц-х гарантиях населению

-введение минимальной з\п

-введение страхования по безработице

-усиление фабричного з\дательства

важное значение для развития демократии сыграл новый избирательный закон 1925г. закон был серьезно урезан при обсуждении в тайном совете, но позволил увеличить количество избирателей с 2 до 16%.

Т.о. не все начинания партийных документов воплотились в законах из-за сопротивления старой бюрократической верхушки.

Более свободнее становится образ жизни. Устраиваются танцы, слушают попсу, филинистические движения.

Развивается рабоче-крестьянское движение. разрешены мирные забастовки профсоюзов. Бурный рост рабочих организаций в Японии.

Новый избирательный закон 1925 способствовал оформлению крупных политических партий рабочих и крест-н.

В марте 1926г. создана рабоче-крестьянская партия.

В дек. 1926-японская рабоче-крестьянская партия «Роното». Оформилась социалистическая партия, возобновила свою деят-ть коммунистич. партия КПЯ.

Т.о изменения носи всеобъемлевающий хар-р, затронули все стороны жизни. Не всем эти перемены нравились, в результате у некоторых японцев появились сомнения относительно ценности демократии, а лидеры основных парламентских партий начинают искать способы борьбы с крайними формами радикализма.

первой жертвой ограничительных мер стало левое движение. В апр. 1925г. был принят закон об охране обществ-го спокойствия № з-н об опасных мыслях», который предусматривал тюремное заключение сроком на 10 лет для всех кто выступал против ЧС и за свержение существующего строя. Сам по себе закон не являлся антидемократическим. но со временем стал толковаться во все более консервативном духе.

Левые партии смоли собрать около 0,5 млн. голосов и провели в парламент 8 своих представителей, закон был использован для разгрома левого движения. 15 марта 1928г. (буря 15 марта) были проведены массовые аресты коммунистов, Одновременно репрессии затронули профсоюзных лидеров и активистов др. левых партий, который действовали на легальной основе.

В апр. 1928г. правительство запретило действие левых профсоюзов – Роното» и японского комсомола) Из универов Киото и Токио изгнаны преподаватели –марксисты, были созданы отряды высшей полиции, особое подразделение МВД, которые д.б. заниматься раскрытием коммунистических заговоров. Вслед за левыми закономерно д.б последовать другие вольнодумцы.

Т.о. нарушив закон 1 раз партийные лидеры открыли путь для новых ограничений либеральных свобод, а в 1930х уже сами парламентские партии пали жертвами консервативной волны, собственными руками лишив себя поддержки со стороны народа.

Демократы Тойсе стали клониться к закону, что совпадало с восшествие на престол в 1928г. нового императора Хирохито.

23. деятельность праворадикальных и фашистских организаций в японии в 1930-х годах. Последствия экономического кризиса и обострение внутренней со­циальной обстановки внесли изменения в общее направление поли­тики и тактики правящего лагеря. Подъем классовой борьбы в годы экономических затруднений, рост влияния Коммунистической пар­тии Японии привели к тому, что положение правящих кругов стало более неустойчивым и. сложным, чем когда-либо ранее; Усилились противоречия внутри самого лагеря эксплуататоров. Кризис привел к массовому разорению мелкой и средней буржуазии, не выдержи­вавшей конкуренции с крупными концернами. Расширявшийся в те­чение ряда лет аграрный кризис подрывал положение мелких и сред­них помещиков, терпевших убытки от падения цен на сельскохозяй­ственную продукцию. В этих слоях росло недовольство позицией ос­новной группировки монополистического капитала, представлявше­го интересы старых» концернов Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Сумито-мо. Подвергалась критике и политика правительств, формировав­шихся из представителей двух крупных парламентских партий — минсэйто и сэйюкай, связанных все с теми же концернами. Пере­смотр правительственного курса был требованием боссов так назы­ваемых новых концернов, возникших главных образом в период пер­вой мировой войны в военных отраслях промышленности (цветная' металлургия, самолетостроение и т.д.). Поднявшиеся на гребне военной конъюнктуры, заинтересованные в ней и тесно связанные с кругами военщины, «новые» концерны, однако, имели слабую финансовую базу. Это определяло их зависимость от старой финан­совой олигархии и их конкурентную борьбу с ней, особенно обост­рившуюся в годы мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. и подготовки и развязывания агрессии.

Так называемое молодое офицерство, связанное с «новыми», или «молодыми», концернами, открыто выражало недовольство как внутренней политикой, так и внешнеполитическим курсом «партий­ных» кабинетов. Изменившийся кадровый состав армии, особенно младший и средний комсостав — выходцы из мелкобуржуазных и мелкопомещичьих слоев, терпящих трудности кризисной обстанов­ки, — отражал интересы и настроения этой социальной среды. Воен­щину возмущала «модернизация» армии, приведшая в 20-х годах к увольнению нескольких тысяч офицеров и снижению жалованья оставшимся на службе. Не меньшее раздражение вызвало Лондон­ское морское соглашение 1930 г., предполагавшее некоторое сокращение морских вооружений. Все это, как и неспособность снизить накал классовой борьбы, подавить революционное движение и изба­вить страну от возрастающих трудностей экономического кризиса, ставилось в вину «партийным» правительствам. Оппозиционное дви­жение, представленное союзом военщины и «молодых» концернов, по своей социальной основе, классовой сущности было зарожда­ющимся японским фашизмом. Низшими ячейками этого движения являлись всевозможные шовинистические «клубы», «лиги», «об­щества» типа «Дзиммукай» («Общество императора Дзимму»), организация японских террористов «Айкёдзюку» («Школа любви к родине»). Широкое распространение шовинистических идей в армии привело к созданию ряда националистических организаций в среде высшего командного состава армии и флота. Наиболее известными такими организациями в начале 30-х годов были «Сакуракай» («Общество вишни») и «Кодзакуракай» («Общество малой вишни»), в которые входили офицеры генштаба и военного министерства. Укреплению связей сторонников фашизма в армии и правитель­стве содействовало «Общество государственных основ» («Кокухон-ся»), куда наряду с представителями армейских кругов входили та­кие «киты» финансового мира, как члены правления концернов Мицуи, Ясуда и др.

Программа и лозунги «молодого» офицерства облекались в де­магогическую «антикапиталистическую» фразеологию, которая преподносила военщину «защитницей» императора от засилья фи­нансовой олигархии. Подчеркивая свою преданность императору, «молодые офицеры» требовали ограничения активности основной четверки «старых» концернов, выступали против парламента, бур­жуазно-помещичьих партий, представляющих концерны в прави­тельстве, устраивали заговоры, организовывали террористические акты.

В то же время «антикапиталистическая» пропаганда не исклю­чала реакционно-шовинистических расовых идей «ниппонизма», «паназиатизма», подчеркивания священной миссии японского на­рода, призванного как «высшая раса» господствовать над всем миром.

К середине 30-х годов в правящем лагере Японии сложились две противоборствующие друг другу группировки фашиствующей военщины — «Группа императорского пути» («Кодоха»), возглавляемая генералами Араки и Мадзаки, и «Группа контроля» («Тосэй-ха») во главе с генералами Нагата, Муто и Тодзио. И та, и другая группировка добивались ликвидации существовавших в тот период буржуазно-демократических институтов и установления военной диктатуры, развязывания агрессии на материке и подавления рево­люционного движения в стране. Разница была только в методах борьбы за власть, поскольку опорой шовинистических группировок были разные слои господствующего класса.

«Кодоха» опиралась на помещичьи круги и представителей «но­вых концернов — Кухара Фусаносукэ, Аюкава Кисукэ и др. В армии их поддерживало «молодое» офицерство. Программным положени­ем «Кодоха» было установление военно-фашистской диктатуры под эгидой «государственного социализма с императором в центре». Заговоры и путчи были методом осуществления этих планов.

Представители «Тосэйха», занимающие высокие посты в армии и тесно связанные с верхушкой финансовых кругов, являлись груп­пировкой, обладающей реальной властью и поэтому не заинтересо­ванной в организации заговоров и путчей. Ограничение деятель­ности «молодого офицерства», строгий контроль над их организа­циями (отсюда название «группа контроля») и вместе с тем скорейшая подготовка государственного аппарата к осуществлению агрессии на материке были основной линией действий «Тосэйха». В целом вся финансовая олигархия, смыкающаяся с военщиной по своим классовым интересам и целям, являлась главной движущей силой японского милитаризма и агрессии во внешней и внутренней политике Японии.

Политика правительства минсэйто, находившегося у власти с 1929 г. по декабрь 1931 г., почти не отличалась от реакционной по­литики предшествующих ему сэйюкаевских кабинетов, была отме­чена солидной долей социальной демагогии. Маскируя свои дейст­вия, представители минсэйто с широковещательными заявлениями вносили в парламент проекты куцых реформ, которым так и суж­дено было остаться проектами.

Готовясь к развязыванию войны в Северо-Восточном Китае, правительство партии минсэйто продолжало репрессии в отноше­нии всех, кто сколько-нибудь мог быть заподозрен в демократичес­ких настроениях. «Жестокие репрессии, — писал Токуда, — были обращены прежде всего против компартии, затем они распростра­нились на профсоюзы, крестьянские союзы и студенческие органи­зации; на все области культуры либерального направления. Вся жизнь народа, его мысли и действия были опутаны милитаристским рабством». В июле 1932 г. было проведено заключительное заседа­ние суда по «делу компартии». Ему предшествовали закрытые про­цессы над японскими коммунистами в разных городах. Большая помощь коммунистам в их деятельности и борьбе на процессе была оказана Коминтерном, опубликовавшим тезисы по японскому во­просу в июле 1927 г. и мае 1932 г. Тезисы нанесли сокрушитель­ный удар по ямакавизму и фукумотоизму. Они дали марксистский анализ расстановки классовых сил в стране и определили для КПЯ конкретные задачи и пути их решения. В Токио проходили демон­страции, митинги на заводах и фабриках с требованием освободить членов КПЯ. Итикава, Токуда были приговорены к пожизненному тюремному заключению.

По данным прогрессивной японской историографии, за пять лет, с 1929 по 1933 г., число арестованных по обвинению в ком­мунистической деятельности и нарушении «Закона об охране об­щественного спокойствия» достигло 50 тыс. человек.

За несколько лет от руки палачей пали видные деятели компар­тии Ватанабэ, Ивата, Уэда — члены ЦК КПЯ. Был схвачен и по­гиб от пыток известный пролетарский писатель Кобаяси Такидзи. После арестов 1932 г. ЦК КПЯ возглавлял Норо Эйтаро, героичес­кий борец и ученый, научный труд которого «История развития японского капитализма», представляющий интерес и сегодня, был первой в Японии марксистской работой о японском капитализме. Арестованный в конце 1934 г. Норо Эйтаро в 1935 г. умер в тюрь­ме от жестоких пыток. Правящий лагерь Японии не только обру­шивал на коммунистическое движение полицейские репрессии, но и пытался взорвать изнутри организации КПЯ, засылая в них про­вокаторов и шпионов. Подрывала дело рабочего класса и соглаша­тельская политика лидеров правых социал-демократов, ибо, оказы­вая влияние на значительную часть трудящихся, они, по существу, поддерживали политику правящего лагеря.

Накал классовой борьбы, широкий размах антивоенного движения не могли не вызвать усиления противоречий в правящем лагере. В этой сложной внутриполитической ситуации группы «молодого офицерства» предприняли шаги к захвату власти. 15 мая 1932 г. офицерами армии и флота был организован фашистский путч, убит глава правительства Инукаи. По ранее разработанному плану были совершены налеты на управление полиции и штаб-квартиру партии Сэйюкай. Были брошены бомбы в резиденцию хранителя печати Макино, в помещение банка Мицуи и управление Японско­го банка. У организаторов путча был найден список лиц, которых террористы намеревались убить, — в него входили известные пар­ламентарии, деятели политических партий, представители «старых» концернов. За организациями террористов стояли высокопостав­ленные генералы и офицеры, связь с которыми тщательно скрыва­лась и правящим лагерем, и японской печатью. Во многих япон­ских газетах представители «молодого офицерства», совершившие убийства и покушения, преподносились как «патриоты», выступив­шие борцами за благо народа. В заранее заготовленном обращении путчистов к воинским частям высокопарно утверждалось, что они выступают против капиталистов и политических партий, заботя­щихся о власти и собственных интересах, а защищают крестьян и рабочих, которые терпят крайнюю нужду.Подобная демагогичес­кая программа была чрезвычайно удобным щитом для «молодого офицерства», так как, выступая «защитником» не только народа, но прежде всего «священной особы императора», притесняемого «алчными монополиями», оно рассчитывало на снисходительность правительственных кругов. Основания для подобных расчетов у военщины были. В октябре 1931 г. был раскрыт антиправитель­ственный заговор, в подготовке которого участвовали крупные мо­нархистские и фашистские организации в армии. Однако ни одни из участников заговора, несмотря на его откровенно террористический курс, не понес наказания. Этот факт отражал характерные -герты развития фашистского движения в Японии. Если до 30-х годов фашистские идеи развивались оппозиционными правитель­ству группировками правящих классов, то со времени агрессии в Маньчжурии за фашизацию государственного аппарата стали выступать самые влиятельные группировки господствующего класса. «Фашизация Японии, — подчеркивал Е. М. Жуков, — происходила не в форме перехода государственной власти в руки определенным образом сложившейся политической партии и не через создание диктатуры, опрокидывающей прежний государственный аппарат, а путем планомерного закрепления господствующей роли тех частей и элементов существующего государственного строя, которые и ра­нее несли в себе зачатки неприкрытой диктатуры».

Финансовая олигархия — главная движущая сила агрессии и реакции — была основным звеном господствующих классов, содей­ствующим установлению военно-полицейского режима в стране. Фашизация проявлялась не только в полицейском терроре, перио­дических волнах репрессий, обрушивающихся на прогрессивные организации, на передовой отряд рабочего класса — КПЯ, но и в политике сращивания крупных монополий с государственным ап­паратом, дающей возможность защиты интересов финансовой оли­гархии. Эти государственно-монополистические тенденции япон­ского капитализма проявились в целом ряде законов, принятых в 30-х годах, которые обеспечивали государственную поддержку крупным монополиям и одновременно свидетельствовали о даль­нейшем подчинении ими государственного аппарата.

Среди этих законов наибольшее значение имеет принятый пар­ламентом в 1931 г. и продленный на новый пятилетний срок в 1936 г. закон о государственном контроле над главными отраслями промышленности. Он обеспечивал основным концернам решающие позиции в экономике страны. В 1934 г. был введен в действие за­кон о создании полугосударственного объединения металлургичес­ких заводов «Нихон сэйтэцу». Объединение включило государст­венные металлургические заводы и несколько крупных частных предприятий. Созданный трест «Нихон сэйтэцу» сосредоточил в своей сфере почти все производство чугуна в Японии, около поло­вины выплавки стали. Возникновение объединения принесло в ос­новном прибыли крупным концернам, так как и перекачивание го­сударственных дотаций, которые раньше шли только государствен­ным предприятиям, а теперь стали распределяться между всеми предприятиями «Нихон сэйтэцу», и серия законов о контроле над валютными операциями, о защите торговли и т. д. представляли воротилам дзайбацу реальные функции экономического регулиро­вания и контроля.

Милитаризация государственного строя в Японии выразилась и в том, что после подавления путча 1932 г. по требованию милита­ристских элементов был создан так называемый надпартийный кабинет, положивший начало новой тенденции з политической жиз­ни Японии. С этого времени прекратилось существование «партийных» кабинетов. Резкое падение значения политических партий в жизни страны привело к тому, что до капитуляции Японии в 1945 г. не было правительств, представляющих партию, имеющую боль­шинство в парламенте, и формирование кабинетов поручается лишь представителям военно-бюрократических кругов.В кабинетах Сайто (май 1932 — июль 1934 г.) и Окадя (1934 — февраль1936 г.)7возглавляемых адмиралами, не принадлежащими ни к какой парламентской партии, главенствующие фигуры фашистского движения играют все большую роль. Члены партий минсэйто и сэйюкай, входящие в состав этих кабинетов, по существу, не имеют никакого влияния на формирование правительственной политики. Решающее значение принадлежит почти бессменному в обоих кабинетах министру финансов Такахаси, представителю ос­новной группы финансовой олигархии, связанной с партией сэйю­кай. «Старые» концерны, и прежде всего Мицуи, рассматривали Такахаси как свою политическую креатуру, способную оказать им серьезную поддержку в борьбе с военщиной, рвущейся к моно­полии политической власти и активному вмешательству в экономи­ческую жизнь. «Молодое» офицерство добилось сохранения Араки на посту военного министра в кабинете Сайто после путча 1932 г.

Аракисты требовали оказашш государственной помощи мелким помещикам и кулакам, которые терпели значительные трудности в связи с кризисом. Такахаси, защищая интересы финансового капи­тала, отказывался удовлетворить эти требования, чем вызвал недовольство аракистских кругов, связанных с частью деревенской верхушки. Но скоро влияние Араки в среде «молодого» офи­церства стало падать, так как захват Северо-Восточного Китая привел к укреплению экономического,и политического положе­ния «старых» концернов, обеспечив им новые привилегии. В то же время произошло ослабление позиций «новых» концернов, и свя­занная с ними военщина пришла к выводу, что их ставленник Араки не сумел добиться в правительстве проведения полити­ческих и экономических требований этой группы. В январе 1934 г. Араки под предлогом болезни вынужден был уйти в отставку. В последующие годы он занимает пост министра просвещения, используя его для активной шовинистической пропаганды и мили­таризации идеологической жизни Японии.

Фашистский путч 1936 г.

Представители «новых» концернов и «молодого офицерства» все более открыто требовали милитаризации страны и дальнейшего развертывания агрессии на материке. Рост антифашистских настроений, неудача в попытках прийти к власти 26 февраля 1936 г. в Токио произошел фашистский путч в котором участвовало около 1500 солдат под командой «молодых офицеров». Отдельными частями столичного гарнизона были заняты важные правительственные учреждения (парламент, военное министерство, главное полицейское управление) В течение трех дней путчисты контролировали центральные кварталы столицы были убиты государственные деятели, которые считались особенно ярыми противниками «молодого офицерства», - недавний премь­ер-министр адмирал Сайто, министр финансов Такахаси, инспек­тор военного обучения генерал Ватанабэ. Тяжело был ранен адми­рал Судзуки, премьер Окада случайно избежал смерти. Однако путчисты, не получив достаточной поддержки со стороны частей токийского гарнизона и морского флота и встретив явно враждебное отношение со стороны населения столицы, 29 февраля сложили оружие. Мятеж был ликвидирован без вооруженного столкновения между войсками путчистов и остальными частями' гарнизона, но тем не менее правящие классы Японии увидели опасность момента в том, что в мятеже участвовало значительнее количество рядовых солдат. При обострении классовой борьбы в стране, особенно напряженной ситуации в деревне, нарушение дисциплины в армии, подавляющая часть рядового состава кото-рои состояла из крестьян, могло иметь серьезные последствия для всего правящего лагеря.

Антивоенное и антифашистское движение

Милитаризация экономики, проводившаяся до 1935—1936 гг. на базе инфляции, лишь временно оживила отрасли тяжелой и воен­ной промышленности. Уже в 1935 г. наблюдается снижение тем­пов роста производства, что было явным признаком надвигаю­щегося нового кризиса.Правящие классы, к прежде всего финансовая олигархия, получали от военных отраслей промышленности огромные при­были, в то время как трудящиеся массы испытывали всю тяжесть военно-инфляционной конъюнктуры. Реакционная внутренняя и агрессивная внешняя политика японского правящего лагеря встре­тила растущее сопротивление трудящихся масс. Голод в деревне, растущая эксплуатация крестьянства на фоне кризисных явлений в сельском хозяйстве привели к значительному росту числа аренд­ных конфликтов, основная масса которых возникала по поводу сгона арендаторов с земли и повышения арендной платы. В 1935 и 1936 гг. количество арендных конфликтов в два-три раза пре­высило их число в годы кризиса. Передовые крестьянские орга­низации вели также борьбу за создание единого фронта против войны и фашизма.

Выросла классовая солидарность и классовое самосознание рабочего класса. Усилилось его сопротивление полицейскому гне­ту, что проявилось в первомайских демонстрациях 1934 г., а также з активной борьбе против войны и фашизма, в упорном стремле­нии прогрессивных рабочих организаций создать антифашистский народный фронт. Инициаторами этого движения выступили рабо­чие осакского промышленного района. В г. Нагоя при участии проф­союзов был создан города ой комитет антифашистской борьбы. В эти годы наблюдается подъем стачечной борьбы японского пролетариата. По далеко неполным официальным данным, в 1937 г. произошло 2125 конфликтов, в которых участвовало 213622 человека. Такого размаха стачечного движения в Японии не наблюдалось с 1919 г. Наиболее активными участниками забастовок были рабочие крупных промышленных предприятий — транспортники, машиностроители, прядильщики.

Известными конфликтами этих лет были стачки на сталелитей­ных заводах в Явата и в Омори, близ Токио в начале 1937 г. Отличалась особой активностью борьба транспортников. В апреле 1937 г. бастовали трамвайщики Токио, в мае — рабочие и служа­щие автобусных линий столицы и железнодорожных линий То­кийского района.

Движение за создание единого профсоюзного фронта, в кото­ром активное участие принимали коммунисты, вопреки противо­действию правых профсоюзных лидеров, завершилось объедине­нием двух профсоюзных организаций Центрального района Япо­нии — Дзэнро и Содомэй. На их базе по инициативе низовых рабочих организаций в январе 1936 г. была создана Всеяпонская федерация труда (Дзэнсо), насчитывавшая около 100 тыс. членов. Борьба трудящихся против войны и фашизма нашла отраже­ние в префектурных выборах осенью 1935 г. и на парламентских выборах в феврале 1936 г.

В период до и после февральского путча правительственными кругами был проведен целый ряд реакционных мероприятий. Весной 1936 г. «Закон об охране общественного спокойствия» был пересмотрен: в новом варианте он усиливал полицейский произвол.

В системе образования также был установлен полицей­ский контроль. В правительственных органах началась разработка законопроектов, имевших целью сузить и без того незначитель­ный диапазон буржуазного парламентаризма в Японии. Но наступ­ление реакции не прекратило борьбу трудящихся за объединение рабочего фронта, усилило стремление к единству действий в борь­бе против милитаризма и агрессивных войн. Для упомянутых выше избирательных кампаний этого периода характерно, что от­дельные лица или организации, выступавшие с антифашистскими программами, пользовались поддержкой избирателей. В 1935 г. в нескольких районах страны возглавляемые коммунистами проф­союзы и крестьянские организации впервые сумели создать еди­ный фронт антивоенной и антифашистской борьбы. Количество мест, полученных в префектурных органах представителями де­мократических организаций, увеличилось в два раза по сравнению с 1931 г. Успех демократических сил на префектурных выборах 1935 г. отражал общий рост антифашистских настроений в стране. Следующий этап наступил во время парламентских выборов, когда многие левые легальные рабочие и крестьянские организации вы­ступили в избирательной кампании под лозунгом единого фронта борьбы против фашизма. По инициативе коммунистов на местах создавались временные организации единого фронта — рабоче-крестьянские советы. Всеяпонскийсовет профсоюзов создал де­вять таких организаций, которые во время выборов добились большого успеха, получив значительное количество голосов в Осака, Фукуока, Нара, Окаяма, Кагосима и Фукуи. За партии, выступившие с антифашистскими лозунгами, голосовало в общей сложности более 5 млн. избирателей.

Борьба, возглавляемая коммунистами, внушала серьезные опа­сения правящему лагерю. Весной 1935 г. министр юстиции Охара был вынужден признать в парламенте, что коммунистическое движение пустило глубокие корни в стране и правительство до сих пор не может добиться его окончательного искоренения.

25. агрессивная внешняя политика японии накануне и вовремя второй мировой войны. После первой мировой войны 3 факта осложняли отношения японии с западом:1.вытеснение яп.товаров с рынков азии,2.претензии японии на китай, отвергнутые западом.3.вопрос о военно- морских вооружениях. Вопрос о завоевании внешних рынков сбыта рассматривался как вопрос о выживании, то в стране начинает распр-ся мнение об намеренной изоляции японии. В японии растет ксенофобия(боязнь чужих), огранич-ся связи с союзниками- векикобританией,США. СССР-враг №1,США-враг номер 2. 1931- япония встате на путь агрессии, захватив манчьжурию. 1933- покидает лигу наций, осудившую японию. Манчьжурия- сырьевая «база» для агрессии. Во всех отраслях промышленности устан.военн.контроль, вся промышленность носила милитаристский характер. На предприятиях утановлен казарменный режим и 16-часовой рабочий день. Была введена трудовая повинность. Эксплуатация колоний создала яп.экономический потенциалдля развития агрессии. В качестве основного объекта агрессии был выбран сов.союз, но после поражения от красной армии в 1938 году, а затем в 39 в Санфенгол(хасал) они направили свои действия в среднюю азию. Осень 1940- япония предъявила ультиматум фран.властям в индокитае и оккупировала этот район(снабжение углем). Проблема индокитая разрушила натянутые отношения японии и США. 7 дек 1941- япония атаковала Перл-Харбор----- япония в войне на стороне фашистких государств. На первом этапе войны преимущество было на стороне японии. к середине 1942- оккупацияюдилиппин, индокитая, тайланда, бирму, ч.Новой Гвинеи, Индонезии. На захваченных територриях под лозунгом «сопроцветания» устанавливался жесткий колониальный режим. Который обернулся многочисленными жертвами. Вторая мировая война способствовала превращению японии в индустриально- аграрную державу. Доля тяжелой промышленности в 1942-43 превысила 72%. Война привела к деффициту бюджета, в 1944-45 году бюджетные расходы в 4 раза превышали доходы—галопирующая инфляция--- выдержать длительную войну япония оказалась не в состоянии. В сражении с амер.флотом в Корал.море (май 1942), у Отоло-Мидуэй(июнь 1942), у Соломоновых островов(сен1943-март1944) японский флот и авиация понесли тяжелые потери, которые яп.экономика оказалась не в состоянии восполнить. После вступления в войну СССР 9 августа 1945 сопротивление стало безнадежным. 14 августа император подписал акт о капитуляции японии,который подписан 2 сен1945 на борту амер.»Миссури». людские потери японии в войне около 5 млн человек, 340 кораблей, 50 самолетов, материальный ущерб-65 млрд йен, затраты военн.-35 млрд йен. Конец войны ознаменовался для японии экон-ой разрухой и полным расстройством финн систем и утраты суверенитета.

26. япония: демократические преобразования после второй мировой войны. Сан- францисский мирный договор. После подписания акта о капитуляции япония была оккупирована амер.войсками. верхняя власть перешла амер.оккупац.администрации во главе с генералом Мак-артуром. Но в отличии от оккупации Германии, в японии США сохранили старый гос.аппарат во главе с яп.императором, установив систему косвенного управления, когда яп.правительство сохранило ряд полномочий по осуществлению политических по осущ внутренней политики, а оккупац.власти взяли на себя полиц.и судебные функции, составление бюджета, поставили под свой контроль внешне- политические сношения японии, включая торговлю. В отношении японии амер.власти придерживались решения постдамской конференции(1946), которые предлагали проведение политики «4д»(демократизация, демилитаризация, денацификация, демонополизация). Осень 1945- в японии распущены все воор.силы, тайная полиция, запрещено военное производство, арестованы и переданы суду главы военн.перестройки. широкая чистка затронула гос.учреждения. От общ-ой и политич-ой деятельности были отстранены около 200 тыс служащих, ответственных за пропаганду войны. Чистка затронула и учебные заведения, которые занимались шовинисткой и национ.пропагандой.Были приняты новые законы о школьном обучении и просвещении, которые способствовали демократизации в стране. Было введено обязательное бесплатное 9- классное образование, создана система подготовки переподготовки кадров, через сеть специализированных институтов и колледжей, что открывало кадры для экономики. Радикальные изменения произошли в системе управления страной: шовинистические организации были распущены, при содействии оккупационных властей были воссозданы довоенные политические партии, распущенные в 20-30 годах(соц. И кум-ая партии), на основе довоенных буржуазных партий была создана либеральная партия Дзиюто и демократическая партия Минсюто. 1 премьер- министр- в окт 1945- Сидехара(лидер Дзиюто). Наибольший сдвиг в сознании японцев произошел благодаря политике оккупац.властей от императорской власти отделение религие Синта от гос-ва, прямое отречение Хирохито от мифа о божественном происхождении императорсокй фамилии. Новое политическое устройство было зафиксировано в японской конституции- монархия, японский император «символ нации», лишив его политических полномочий. Высшим законодательным органом стал парламент, обе палаты которого стали избираться прямым голосованием. Правительство страны было подчинено парламенту. Конституция провозгласила демократические права и свободы, равенство всех граждан перед законом, упразднило привеллегированое аристократическое сословие. в 9 статье конституции в декларации об отказе от войны как средстве разрешения международных споров, отказ от формирования вооруженных сил, за исключением сил самообороны, на содержание которых могло тратиться не более 1% от ВВП. Важнейшим из экономических мероприятий оккупац. Властей стала зем.реформа1946-49 года(ликвидировала помещичью собственность на землю, размер ограничивался, излишки земли подлежали выкупу государством с продажей бывшим арендаторам в рассрочку на 24 года). К началу 50-х количество крестьян- собственников увелич.в два раза, а площадь земли, сдаваемая в аренду сократилась с 46 до 9% обрабатываемых земель. В результате реформы крестьянское землевладение стало играть решающую роль. Изменения произошли в промышленности в соответствии о демонополизации в стране. 1946-47- нов.трудовое законодательство, 8-часовой раб.день, повышение зарплаты за сверурочные работы, введены оплачиваемые отпуска, соц.гарантии, право на организацию забастовок. В то же время в США не стремились восстанавливать эк-ую мощь японии как главного конкурента в тихоокеанском районе. Яп.экономика оставалась в разрухе, промышленность не превышала одной трети от довоенного времени. Зарплата составляла 13% от довоенного времени, безработица. Только в конце 40-х американцы меняют свою политику, опасаясь укрепления левых сил в японии и рассчитывая использовать японию в условиях «холодной войны». С начала 1949 оккупац.власти начали реализовывать план «экон-ой стабилизации японии»: меры по расширению яп.эскпорта, был установлен твердый обменный курс(360 йен за амер.доллар), реформа налоговой системы(налоги повысились на 62%, но произошло их перераспр-ие, понизились налоги на корпорации, отменен налог на сверхприбыль за счет повышения подоходного налога), были ограничены права профсоюзов, свобода их действий на предприятиях-----быстрое накопление капитала и высоким темпом эк-ого роста, но определяющую роль в восстановлении японской экономике сыграла война в коре, начавшаяся в июне 1950---повышение спроса на вооруж., военн.материала,, продовольствие и другие японские товары, что обусловило военно- промышленный подъем в японии. Япрния покрыла внешне- торговый дефицит и расширить импорт сырья. Объем промышленного производства в 1949-51 г вырос в 1.5 раза, оборот внешней торговли 1950-54х вырос в 10 раз. Завершение оккупац.режима связано с подписанием 8 сен1951 подписание сан- францисского мирного договора (вся полнота власти передавалась в японии местному правительству, при сохранении на территории японии американских баз (фев 1952)- договор о безопасности между японией и США.

27.факторы японского «экономического чуда». После окончания амер.оккупации в японии были созданы условия для быстрого экон-ого развития. За основу была взята теория Кейнса. При этом, японская модель кейсианства способствовала перевооружению в 1950-70х. вмешательство в экономику выражалось в поддержке своей промышленности, политике низкого процента, дешевые кредиты для промышленного строительства. Наибол.перспектив.отраслей прямое инвестирование. Гос.средства выделялись на развитие инфраструктуры(до 70% гос вложений,за 60-е годы больше 25% от всех инвестиций). Проникновение иностранного капитала в японию ограничивалось.. важным практич.шагом правительства для экономического роста- решение 1952 о снитии всех ограничений на связи между крупными компаниями и дочерними---возобновили деятельность крупные финансово- промышленные объединения. Основной упор в первой половине 50-х яп.правит-во сделало на развитие внешних экон-их связей. В 1952- закон об образовании экспорт.кортелей, в целях поощрения экспорта практиковалось субсидирование, но с другой стороны импортн.лицензии выдавались на закупку оборудования и сырья с целью развития собственной промышленности. Март 1952- закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказ-сь гос.помощь и финансовые льготы тем предприятиям, которые осуществляли конверсию, вкладывали средства в обновление оборудования. Японское правительство смогло предложить нас-ю цели в эк-ой сфере, которые были привлекательны для всей нации. 60-е годы – особенно популярен лозунг «догнать развитые иностранные страны по уровню ВВП». Выход японии на 3 место в мире по уровню ВВП, рассматривалось как вхождение японии в клуб великих эк-их держав. 1960-е –япония добилась роста производительности труда на 11% ежегодно, трудящиеся получали прибавку к реальной зарплате-больше 6%.политика японского правительства может быть дополнена другими факторами, объясняющими японское эк-ое чудо: 1.исп-ие иностранной (амер) эк помощи (на модернизацию промышленности).2.расширение внутреннего рынка (благодаря аграрной реформе).3.широкое использование иностран.научно- технических достижений(закупка потентов,лицензий,1945-1969- заимствованы более 10 тыс технических процессов, что позволило сыкономить время и быстро догнать развитые индустриальные страны).4.стремительное развитие собственной научно- исследовательской базы в отраслях, определяющих научно- технический прогресс(электроники, 1960-70е- затраты на научно- технические взыскания увеличились в 6 раз).5.наличие высококач.рабочей силы(в том числе благодаря реформе образования-1947).6.особенности системы наемного труда, которая характеризовалась гармоничными отношениями между наемными работниками и администрацией фирмы(забастовки были редки).7.низкие затраты на оплату труда, что позволяло повысить фонд на развитие промышленности.8.низкие расходы на содержание сил самообороны в рамках 1% от ВНП.9.выгодное географическое положение японии в центре азиатско-тихоокеанского региона, который со 2 половины 20 века стал стратегическим центром развития мировой экономики. Эти факторы предопределили успехи японии. Средне годовой прирост промышленности в 50-60е годы -15.2%, в то время как у ближайших исследователей ФРГ и италии- 7.4%. средне год.темпы прироста ВНП в 60-е годы-11%, а во Франции-5.8%. по объему ВНП япония в 1969 году вышла на второе место в мире, уступая США. 1970г- с долей в 7% япония заняла 4 место в экспорте. Т.о., за 1950-60 е годы япония укрепилась на 2 месте среди ведущих капиталистических держав. От периода 30-х годов экономические успехи сопровождались улучшением уровня жизни населения.

28. политическое развитие японии в 1950-1973гг. в первые послевоенные годы политическая обстановка в японии была нестабильной, на протяжении периода оккупации в стране сменилось 6 правительств, неустойчивость правительств было связано с экономическим положением, неспособностью партийного кабинета справиться с кризисом, с неустойчивостью самой партийной системы. Конец 40-начало 50х- внутренний раскол затронул прав.и левую партии японии. Раскол оказало социалистическое движение СПЯ, победившая на выборах 1947 и образовавшая коалиционное правительство, в декабре 1949- была вынуждена расстаться с левыми социалистами,несогласными с политикой правительства, которые образовали рабочее- крестьянскую партию(ронота), а после отставки правительства и поражения социалистов на выборах 1949 года партию покинула еще одна группа левых в 1952 году и образовали свою СПЯ. Отвергая прежнее руководство назыв-ся социалистами. На интересы трудящихся в японии претендовали три социалистических партии, на роль авангарда претендовала КПЯ, которая окрепла в конце 40-х, набрав на выборах 1949 около 3 млн голосов и проведя в парламент 35 депутатов. Однако и в рядах ком-ов не было единства. Кризис был вызван спорами по вопросу о вхождении ком-ов в парламент или в выборе прямых методов борьбы. Не менее жесткое противостояние было в рядах буржуазных партий. Правящая демократическая партия японии, образованная в 1948 году, путое слияния либ-ой партии и части пол-ов из демократической партии. В начале 50-х годов- на гране раскола, против лидера партии и премьер- министра выступила внутрипартийная фракция во главе с Хатаямой, которая потребовала полной смены руководства партии. Не добившись путем переговоров в ноябре 1954г. Хатаяма заявил о воссоздании демократической партии. Правительству Ёсидо был вынесен квотум недоверия, в январе 1955 демократическая партия одержала победу на парламентских выборах и возможность формировать собственное правительство. Демократы не могли прочно закрепиться у власти без поддержки либералов. Противоречия между 2 партиями после отставки ёсидо не носили принципиального хар-ра, что способствовало объединению политиков на правом фланге. Важным обытием стало объединение 15 ноября 55г. 2х партий в либерально-демократическую партию японии(ЛДПЯ).. стала ведущей партией, получив преобладание в парламенте(около 300 депутатских мандатов) и сосредоточили в своих руках все рычаги управления страной. Получив монополию на власть либерал-демократы выступили с лозунгами: «Превращение всего народа в средний класс»------} удвоение нац. дохода и доходов отдельного японца. Выполнение этих обещаний обеспечивало поддержку большинства общества, до начала 70х годов за ЛДПЯ голосовало около 50%, а само правительство стало фактором стабильности в стране-----} успехи в развитии Японии. ЛДПЯ не стала единой партией страны, преобладая в парламенте не смогли получить большинства 2/3 голосов, что позволило бы им изменить демократическую конст-ю 1947. Объе-сь, различные партии оппозиции смогли воспрепятствовать пересмотру закона о полиц-ой службе(1958), который предлагал расширение сил ведомств. 1973 – оппозиция помешала снижению размеров избирательных кругов, что может привести к повышению представи-ва в пар-те ЛДПЯ. В борьбе против попыток изменить конс-ю выступила оппозиция, против отмены антивоенной статьи конс-ии, против возвр-я японских сил. Т.о., оппозиция 50-60х не могла претендовать на власть, стала гарантом сох-я конс-ии и основных демократических свобод. Левая оппозиция играла роль политического противовеса ЛДПЯ. Оппоз-я выступала против ограничения соц. прав нас-ия, пров коррупции в рядах демократии, против прав-я партии. До сих пор в науке продолж-ся спор о сущ-ии в Японии дем-тии, формировании в Японии 1,5 партийой системы правительства, которая не дотягивает до 2х партийной, но при роли оппозиции разговоры об отсутствии дем-тии – беспочвенны. Оппозиция в Японии 50-70е была представлена соц-ой партией, которая восстан-ла свои ряды к 1957г. Объединенная СПЯ заявила о важности массовой борьбы трудящихся за экономические и политические права, победа соц. революции возможна только мирным путем на основе завоевания парламентского большинства. 50-60 годы СПЯ вела за собой около 100-130 депутатов парл-та. Сущ-ло 2 партии «среднего пути», которые выступали за создание общества «3 цивил-ии», которое бы отличалось от соц-ма икап-ма. 1Партия – партия Хомейто(партия чистой полки) была образована в 1964г. и стала 3 по величине партией страны(30-50деп). Требования:борьба с нищетой, стабилизация цен,строительство жилья, помощь мелким и средним предпринимателям,запрещение ядерного оружия, очищение от коррупции. 2 партия- ПДС(партия демократического социализма), отколовшаяся в 1960 году от СПЯ,социалистов выступавших за сохранение проамериканского курса во внешней политике\920-30депутатов). Опр-ое влияние сохранила КПЯ, добившаяся восстановления своих рядов в 1950, но не имевшая постоянное число в парламенте(35-38деп). Коммунисты перестали быть наиболее радикальной партией страны. В конце 60х массовое движение «новых левых»(студенты, рабочии, интеллигенты), боролась не только против буржуазных властей, но и против КПЯ, обвиняя ком-ов в предательстве революции, призывали к боевым действиям, к террору, восстаниям, но их действия выливались в погромы-----} движение пошло на спад. Не смотря на массовость «новых левых» политическая обстановка оставалась стабильной. Власть ЛДПЯ ост-сь непререкаемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: