Тема 1. Государство и право Великобритании в XVII-XVIII веках

РАЗДЕЛ 2. Планы семинарских занятий и тестовые задания

Дополнительная литература

Основная литература

РАЗДЕЛ 1. Литература по курсу

Предисловие

Содержание

Аннотация.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ИСТОРИЯ

Д.Е. Тагунов, Н.Г. Клюева

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

(Новое и Новейшее время)

Рекомендовано редакционно-

издательским советом Академии

Управления при Президенте

Республики Беларусь

Минск 2004


Учебное издание

Тагунов Дмитрий Евгеньевич

Клюева Наталья Германовна

История государства и права зарубежных стран

(Новое и Новейшее время)

Учебно-методическое пособие

Редактор А.И. Классеп

художник обложки О.А. Стасевич

компьютерная верстка

Лицензия 02330/0056905 от 01.04.2004г.

Подписано в печать 24.06.2004г. Бумага офсетная.

Формат 60х84/16 Гарнитура

Печать трафаретная. Усл. п. л. Уч.-изд. л.

Тираж 160 экз. Заказ

Отпечатано в Редакционно-издательском центре Академии управления

при Президенте Республики Беларусь

220007 г. Минск, ул. Московская,17


УДК 340+321](091)(075.8)

ББК 67.3я7

Т

Рецензент кандидат юридических наук, профессор М.Ф. Чудаков

Тагунов Д.Е., Клюева Н.Г.

История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время): Учебно-методическое пособие. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - С.

Учебное пособие по курсу "История государства и права зарубежных стран" написано в соответствии с государственным образовательным стандартом Республики Беларусь и типовой учебной программой по данному предмету. Использование пособия максимально упрощает подготовку к семинарским занятиям по данному предмету. Все темы, рассматриваемые в учебном пособии, снабжены материалом для быстрого повторения, а также сведениями о дополнительной литературе. Кроме того, в изложении материала учтен современный опыт аналогичных учебных пособий ряда европейских и американских университетов.

Учебное пособие в основном предназначено для студентов, аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей государства и права различных стран.

УДК 340+321](091)(075.8)

ББК 67.3я7

ISBN 985-457-255-2 Ó Тагунов Д.Е., Клюева Н.Г., 2004.

Ó Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.


стр.

Предисловие............................................................................................. 4

РАЗДЕЛ 1. Литература по курсу «История государства и права

зарубежных стран»............................................................................... 6

РАЗДЕЛ 2. Планы семинарских занятий и тестовые задания к ним...... 7

Тема 1. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII веках. 7

Тема 2. Формирование американской государственности

XVIII–XIX веков...................................................................... 17

Тема 3. Великая Французская революция 1789–1794 гг.

Последующее конституционное строительство во Франции 27

Тема 4. Государственный строй современной Великобритании....... 39

Тема 5. Современные тенденции государственно-правового

развития США......................................................................... 47

Тема 6. Государственный строй современной Франции.................... 62

Тема 7. Государственный строй современной Германии................... 69

РАЗДЕЛ 3. Примерная тематика дипломных и студенческих

научных работ...................................................................................... 74


Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является необходимым составным элементом высшего государствовед-ческого и юридического образования в Республике Беларусь. Без знания этого предмета невозможно формирование собственного мировоззрения, необходимого грамотному и творчески мыслящему государствоведу, юристу, политологу и т.д. Спецификой данного учебного курса является его комплексность, основанная на весьма обширном изучаемом материале, в рамках которого изучаются правовые документы различных эпох, исторические факты в их систематическом изложении, аналитические обзоры, способствующие выработке у студентов-первокурсников всестороннего подхода к изучаемым событиям.

Предмет «История государства и права зарубежных стран» служит фундаментальной основой для усвоения студентами большинства отраслевых дисциплин, своеобразным «базисом» для тех, кто собирается работать над общественно-политическими проблемами, поскольку помогает разъяснить и закрепить в сознании студента-первокурсника основытерминологии в области государства и права. Однако это достижимо лишь путем проведения регулярных семинаров и практических занятий по различным темам дисциплины. Естественно, для всестороннего изучения предмета студентам необходима квалифицированная помощь опытного преподавателя. Поэтому и создаются специальные учебно-методические комплексные пособия, в которых обобщены научные рекомендации педагогов-юристов. Такие советы служат ориентиром при подготовке студентов к семинарским занятиям по темам, изучаемым в рамках курса.

Пособие, предлагаемое авторами читателю, также способствует решению подобных задач. Как показывает практика, именно методологически правильное проведение семинарских занятий делает такой сложный предмет, как «История государства и права зарубежных стран» доступным для восприятия студенческой аудиторией. В процессе проведения семинарских аудиторных тренингов у юристов-первокурсников формируются навыки выступлений с докладами или сообщениями, опыт самостоятельной работы с первоисточниками, решения казусов на основе анализа правовых памятников. При этом правовые факты осваиваются в системном, сравнительном контексте, что способствует повышению уровня восприятия такого материала.

При написании учебно-методического пособия авторы исходили из требований государственной типовой программы курса «История государства и права зарубежных стран», являющейся базой для изучения этого предмета в вузах Беларуси. Однако за основу структуры пособия были взяты крупные тематические блоки изучаемых государственно-правовых явлений различных стран и эпох. Кроме республиканской типовой программы курса авторами были использованы несколько учебно-тематических планов других ведущих учебных заведений Республики Беларусь – Академии управления при Президенте Республики Беларусь, юридического факультета Белорусского государственного университета, а также ряда других республиканских вузов.

Мы старались избегать тенденциозных классовых оценок тех или иных событий, правовых документов – поэтому выдержки из приводимых первоисточников, нормативных актов практически не снабжены авторскими комментариями. Кроме того, в ходе проведения каждого семинарского занятия преподаватель уточняет и разъясняет взгляды отдельных ученых‑ исследователей на актуальные и проблемные вопросы.

Структура нашего учебно‑методического пособия такова:

· В первом разделе содержится информация об обязательных или дополнительных учебниках, учебных пособиях, монографиях и сборниках правовых документов для студентов в рамках всего изучаемого курса.

· Во втором разделе приводятся общая тематика, подробные планы семинарских занятий, что позволит студенту в целом увидеть весь комплекс ключевых проблем, которые станут предметом углубленного и детального анализа в ходе семинара.

· План семинара рассчитан на два академических часа и содержит от 4-х до 6-ти вопросов, причем определенным новшеством является то, что пособие содержит очень краткий материал для повторения*. Довод в пользу такого «дайджеста» таков: часть студентов не всегда достаточно готовится к занятиям (причины в данном случае не важны). Им дается возможность хоть что-то запомнить в процессе проведения занятия. Образно говоря, это слегка «комментированная хронология», которая очень хорошо запоминается.

· Приводимые выдержки из первоисточников, т.е. нормативных актов той или иной эпохи даются вперемежку с интересными фактами и событиями. Это сделано для привлечения внимания студентов или своеобразной «психологической» разрядки студенческой аудитории. Наш опыт преподавания показывает, что серьезный или даже скучный учебный материал при такой подаче гораздо лучше запоминается.

· К каждой теме приведено по несколько юридических задач‑казусов.

· Ко всем темам разработаны многоуровневые тесты, позволяющие проверить пройденный материал.

· В третьем разделе содержится примерная тематика дипломных и студенческих научных работ, а также методика их выполнения.

Д.Е. Тагунову принадлежит концепция данного учебно-методического пособия (и его оформления), предисловие, а также темы 1-я и 3-я, тематика и методика выполнения дипломных и студенческих научных работ.

Н.Г. Клюевой написаны темы с 4-й по 7-ю включительно.

Впрочем, такое деление материала весьма условно, т.к. соавторы действительно сообща работали над текстом данного пособия, за что они весьма признательны друг другу. Задачи (казусы), тесты ко всем темам, подбор литературы и интересных фактов к темам выполнены авторами совместно.

«История государства и права зарубежных стран»

Уважаемые студенты и слушатели! Следует иметь в виду, что учебники, основные учебные и методические пособия, документы к семинарским занятиям по данному курсу указаны в приведенном общем списке литературы. При выборе литературы предпочтение отдавалось учебникам, имеющимся в библиотеке Академии. В этой связи в списках литературы к семинарским занятиям указываются только дополнительные монографии и статьи по каждой теме.

1. Батыр К. Всеобщая история государства и права. –М., 1994.

2. История государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. П.Н. Галанзы. В 2-х частях. –М., 1980.

3. История государства и права зарубежных стран. В 2-х частях / Под ред. О. Жидкова, Н. Крашенинниковой. Ч.1. –М., 1988; ч.2. –М., 1991.

4. Конституции и законодательные акты буржуазных государств 17-19вв. –М., 2002 г.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 1–2, –М., 1998.

6. Сажина В.В., Тагунов Д.Е. История государства и права зарубежных стран. –Мн.: ЕГУ, 2003.

7. Сажина В.В., Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права (в вопросах и ответах) –Мн.: ЕГУ, 2004.

8. Федоров К., Лисневский Э. История государства и права зарубежных стран: В 3-х частях. Ростов-на-Дону, 1994.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Уч. пособие / Сост. В.Н. Садиков. Под ред. З.М. Черниловского. –М., 1996.

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под общ. ред. 3.Черниловского. –М., 1984.

11. Черниловский. З.М. Всеобщая история государства и права. –М., 1995.

1. Арчер Н. Английская судебная система. –М., 1959.

2. Батыр К.И. История феодального государства во Франции. –М.,1975.

3. Борисюк В.И. и др. Политические институты США: история и современность. –М.,1998.

4. Бромхэд П. Эволюция британской конституции. –М., 1978.

5. Война за независимость и образование США / Под ред. М. Севастьянова, 1976.

6. Кленнер Г. От права природы к природе права. –М., 1988.

7. США: Конституционные и законодательные акты. –М., 1993.

8. Давид Р. Основные правовые системы современности. –М., 1988.

9. Дженкс Э. Английское право. –М., 1947.

10. Дюприэ Л. Государство и роль министров во Франции. –СПб., 1906.

11. Дюприэ Л. государство и роль министров в Англии. –СПб., 1906

12. Дюприэ Л. государство и роль министров в Германии. –СПб., 1906.

13. Ильберт К. Парламент, его история, организация и практика. –СПб., 1906.

14. История буржуазного конституционализма 19 века. –М., 1986.

15. Крашенинникова Н.А. Великая французская буржуазная революция и ее первые конституционные акты // Вестник МГУ. Сер. Право. 1989. №4.

16. Лавровский В.М. Сборник документов по английской буржуазной революции XVII в. / Под ред. М.А. Барга. –М., 1973.

17. Ливанцев К.Е., Бельсон Я.М. История государства и права США. –М., 1983.

18. Лисневский Э.В. История государства и права Великобритании (1870-1917). Ростов н/Д., 1975.

19. Мижуев П.Г. Парламентаризм и представительная форма правления в главных странах современной Европы. –СПб., 1906.

20. Мар­шалл Дж. Решение по делу "Мэрбери против Мэдисона"// Анто­логия мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 3. –М., 1999. С. 405–406, США: Конституция и законодательные акты. –М., 1994.

21. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. –М., 1985.

22. Олар А. Политическая история Французской революции Происхождение и развитие демократии и республики. –М.-Л., 1936.

23. Прело М. Конституционное право Франции. –М., 1957.

24. Рождение французской буржуазной политико-правовой системы / Отв. ред. А.И. Королев. –Л., 1990.

25. Савельев В.А. Английский кабинет министров в XVIII – нач. XIX века // Труды ВЮЗИ. Т. 47, 1977. Его же: Гражданский кодекс Германии. –М., 1994.

26. Современный буржуазный федерализм. –М., 1976.

27. Токвиль А. Демократия в Америке. –М., 1992.

28. Уоркер С. Английская судебная система. –М., 1980.

29. Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена (очерки истории Верховного суда США). –М., 1982.

1. Буржуазная революция в Англии: ее причины.

2. Этапы революции:

а) конституционный этап (1628–1642гг.);

б) гражданские войны и объявление республики (1642–1647гг. и 1648–1649гг.);

в) республика и конституционное законодательство периода 1649–1653гг.;

г) протекторат Оливера Кромвеля (1653–58гг.).

3. Реставрация династии Стюартов и конституционное законодательство периода60–70-х годов XVII века.

4. «Славная» революция 1688 года в Англии и окончательное оформление конституционной монархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: