ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Аккада период
АККАДА ПЕРИОД, наименование эпохи в истории Шумеро-Аккадского царства, древнейшей цивилизации Двуречья. Аккад (Агаде) — город, а затем и область, которая была крупнейшим центром семитического населения Южной Месопотамии. К середине III тыс. до н. э. началось смешение семитов-аккадцев с шумерами, и к началу II тыс. до н. э. они слились в один аккадский народ. Культура А. п. является одним из этапов развития шумеро-аккадской цивилизации, памятники которой обычно рассматриваются в рамках обширной и сложной вавилоно-ассирийской культуры, определяемой IV—I тыс. до н. э. Самобытность памятников А. п. определяется ролью города и его правителей.
Ок 2300 г. до н а Аккад стал столицей огромной державы царя Саргона Древнего (Аккадского). К этому времени в государстве шумеров становится возможным избрание царей из среды восточных семитов, и царю Саргону выпадает роль первого и крупнейшего объединителя государства. Согласно сложенным впоследствии легендам, Шаррукен (таково было имя, взятое Саргоном при вступлении на престол и означающее «истинный царь») был безродным сиротой, служившим у правителя Киша и ставшим царем по воле полюбившей его богини Иштар (шумерская Инанна). Он основал город, и его название затем перешло на всю северную область Южного Двуречья. Таким образом,
|
|
фигура легендарного царя, которого сказание делает также и реформатором многих сторон государственного уклада, явно отмечена следами мифологизации.
Памятники искусства А. п. относятся к XXIII в. до н. э. За исключением глиптики, они достаточно немногочисленны, разрозненны, и их датировка затруднительна. Вместе с тем их отличия от более ранних памятников шумерской культуры очень значительны и в техническом, и в эстетическом отношении. Ярче всего они проявляются в стиле рельефов А. п. Шумерская стела-рельеф середины III тыс. до н. э. представляла собой, как правило, небольшую каменную плиту, изготовленную в честь важного события (победы над врагом, закладки нового храма). Для нее типично членение по горизонтали на фризы с изображенными сценами повествовательного характера, причем фигуры царей или военачальников, в соответствии с древним каноном, всегда выделены размерами.
Такова стела Эанатума, правителя Лагаша (см. Шумерская культура). Все фигуры на ней подчинены плоскости и изображены с соблюдением единого трафарета. Аккадская стела преемника Саргона, царя Нарамсуэна (Нарамсина), со сценами битвы и победы над горным племенем лулубеев — произведение на ту же тему, но его художественные достоинства куда более очевидны. Стела читается
|
|
Медная скульптурная голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.
Статуя Гудеа — правителя Лагаша. XXII в. до н. э.
Статуя Гудеа — правителя Лагаша. Голова. XXII в. до н. э.
Стела царя Нарам-Суэна. Конец III тыс. до н. э.
снизу вверх, но в ней нет условного членения на фризы-регистры; композиция ее с центром в левом верхнем углу плиты динамична; изображение царя, хотя и увеличено по сравнению с остальными, исполнено движения и выразительности. Фигуры пластичны и пропорциональны, в композиции мастерски сочетаются пустые плоскости и фрагменты, тесно заполненные изображениями воинов. Большую редкость для шумеро-аккадского искусства представляет введение в эту триумфальную стелу пейзажа.
Сходны по стилю и стела Шаррукена, отмеченная пластической смелостью в изображении человеческого тела, и печати А. п. с их разнообразием сюжетов, взятых из мифологии и фольклорных преданий.
К числу шедевров культуры А. п. относятся и немногочисленные скульптурные головы, достаточно точно передающие этнический тип и, вероятно, при всей обобщенности и идеализированности наделенные портретным сходством. Особенной художественной удачей является знаменитая скульптурная голова Саргона Древнего, выполненная из меди. Индивидуальный по своим чертам, отличающийся тонкой моделировкой профиля, тугих завитков бороды, глаз (прежде инкрустированных), в портрете правителя Аккада ярко воплощаются в себе качества волевого и мужественного характера.
Именно в эту эпоху сложился облик излюбленного героя шумеро-аккадской мифологии Гильга-
меша, и отголоски сказаний об этом воине, мудреце и полубоге угадываются во многих образах пластического искусства.
Архитектура А. п. изучена несколько меньше и сохранилась лишь частично. О высоком уровне строительства свидетельствуют остатки дворцового комплекса Эшнунны (совр. Тель-Асмар). Ок 2200 г. до н э. Аккад был покорен полукочевыми племенами гу-тиев и утратил свое доминирующее значение, после чего центром Южной Месопотамии стал Вавилон. Однако традиции культуры А. п., особенно в области скульптуры, сохранили свою жизненную силу, и в позднейших памятниках ощущается тенденция к передаче портретной индивидуальности и тонкой пластической проработке материала. Аккадские традиции воздействовали на стиль, в котором выполнены многочисленные статуи правителя г. Лагаша — Гудеа (XXII в. до н а). Эти скульптурные портреты, несмотря на относительно небольшие размеры, отмечены почти неведомой доселе монументальностью. Они выполнены из твердого привозного камня диорита, но тщательно отшлифованы и отличаются филигранной работой. В портретах переданы не только характерные черты лица, но и возрастные признаки. Возможно, при дворе правителя работали мастера-аккадцы, наряду с шумерийцами, но симптоматично, что все лучшие скульптурные работы этой эпохи выполнены в аккадской манере.