Ахеменидов эпоха

Ахеменидов эпоха

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 
 


Г-11.


Золотой ритон с изображением крылатого льва. VI в. до н. э.


Крылатые сфинксы с львиным телом и человеческой

головой. Панно из дворцового комплекса в Сузах.

VI в. до н. э.



рамазда — получило в изображениях некоторые признаки ассирийского бога Ашшура.

Ведущую роль в художественной культуре Ира­на эпохи Ахеменидов играло зодчество. Первые комплексы дворцов и храмов возводились при Кире II Великом — победителе мидийского царя Астиага. Многие постройки были завершены в пе­риод правления Дария I (522-486 гг. до н. а), когда государство обрело не только сильнейшую ар­мию, но и все признаки военно-аристократической державы. В области архитектуры и изобразитель­ного искусства, как и в других сферах творчества, заметны следы воздействия на местную культуру традиций соседних стран. От Ассирии был вос­принят характер фризовых рельефов, убеди­тельность и тонкая пластическая моделировка человеческих лиц и фигур. Из Мидии в искусство А. э. пришел обычай украшать залы колоннами. Од­нако их традиции и приемы получили новое со­держание, которое во многом объясняется при­дворным, парадным характером создаваемой культуры. Искусство Ирана этой эпохи было при­звано прославлять правителей, и его ярчайшим воплощением стали дворцовые комплексы в Пасар-гадах, Персеполе и Сузах. В комплексе пасаргадских памятников, включающих в себя цитадели, дворцы и мемориальные сооружения, выделяется дворец-храм, некогда украшенный фигурами человекобы-ков, подобных ассирийским, и рельефами, на од-


ном из которых изображен крылатый дух-покрови­тель в эламском одеянии и египетской тройной тиа­ре. Так называемые дворец-резиденция и дворец аудиенций имели оригинальную планировку: в цен­тре постройки находился квадратный зал, крышу которого поддерживало восемь колонн. Зал был ок­ружен со всех сторон открытыми портиками с ко­лоннами, а при входе были возведены две стороже­вые башни. В иранской культуре это наиболее ранний пример т. н. ападаны. К этому же комплек­су относится самое известное здание эпохи — гробница Кира: каменный мавзолей с двускатной крышей на высоком постаменте с лестницей. Идея традиционной иранской гробницы (т. н. целлы) была соединена здесь с типом месопотамского зиккурата.

Точно так же настойчиво утверждал себя прин­цип синтеза и в дворцовом декоре.

Источниками рельефов во дворцах были мидийс-кие, ассирийские, урартские приемы; участие в со­здании искусства А. э. многих народов нередко под­черкивается надписями, где упоминаются мастера разных стран (например, надпись Дария о возведе­нии дворца в Сузах).

Остатки скульптурных панелей в пасаргадских дворцах содержат изображения, напоминающие декор ниневийского дворца Синнахериба. В то же время уже в пасаргадских дворцах имелись изоб­ражения другого типа, более близкие стилю позд­нейшего комплекса Персеполя. Это изображения



' :, '

Пропилеи (парадные ворота) царя Ксеркса в Персеполе с изображением крылатых быков. Первая половина V в. до н. э.



ДРЕВНИЙ ВОСТОК



самого Кира, его сановников и гвардии — вдохно­вителей и организаторов новой культуры «миро­вой империи».

Сформировавшаяся в Пасаргадах школа масте­ров, объединившая различные стили, еще ярче проявила себя в Персеполе, художественный ком­плекс которого начал создаваться ок. 520 г. до н. э. Персеполь (позднее названный так греками, а в древ­ности носивший имя Парса) был возведен на насыпной платформе и окружен оборонительными стенами. Он являлся местом торжественных коронаций и ритуальных празднеств. В соответствии с этим осо­бая роль в нем отведена величественным лестни­цам, предназначенным для парадных многолюдных процессий, и открытым многоколонным залам (апа-данам). При входе на платформу находилось здание-храм, которое называлось «Ворота всех стран» и охранялось гигантскими каменными фигурами че-ловекобыков. Лестница в два марша, ведущая в це­ремониальный зал-ападану, была украшена рель­ефами, изображающими армию «царя царей» и шествие народов, населяющих империю. Сюжеты рельефов, украшающих этот и другие дворцы Пер-сеполя, очень разнообразны: это царские портре­ты, придворные сцены, мифологические существа и символы. Рельефы имели вставки из бронзы и были ярко раскрашены.

При этом изображения выполнены в духе стро­гой каноничности и даже статичности (в отличие уг декора ассирийских дворцов). Мастера стараются неукоснительно следовать принципу симметрии з расположении фигур, нередко повторяя сцены в зер­кальном воспроизведении.

Архитектурные приемы также канонически зак­репляются в искусстве А. э. Тип ападаны становит-:я общепринятым в дворцовом зодчестве: наиболее известна т. н. ападана Дария — Ксеркса в Персепо­ле (см Ападана). Такой тип парадной залы неоднок­ратно применяется в дворцах ахеменидской эпохи например, он повторен в стоколонном зале Артак-еркса II), и его архитектурный замысел говорит

новом понимании пространства, обращенного к че­ловеку и призванного вызвать у него чувство тре­пета и восхищения масштабностью и торжествен­ной нарядностью дворца.

Найденные художественные принципы еще ярче взвиты в дворцовом комплексе г. Сузы, выстроен-- м на протяжении У1-1У вв. до н. э. Еще заметнее "ановится чисто декоративная природа изображе--;:л священных и мифологических животных; пыш-—е и богаче становится отделка помещений, в ко­рой изобилует золото. Подчеркнуто декоративны многоцветные панно грандиозной ападаны суз--~ого дворца, изображающие крылатых львов с че-

зеческими головами. Те же особенности отлича-


Эламский гвардеец Артаксеркса II. Изразцовый рельеф из дворца в Сузах. Первая половина VI в. до н. э.

ют и изображения людей: их фигуры лишены объемности и полностью подчинены архитектур­ным ритмам, превращаясь в своеобразный узор.

Ахеменидский «имперский» стиль, выработан­ный в Персеполе, распространился чрезвычайно широко, обеспечив узнаваемость и единство худо­жественной культуры на всей территории держа­вы. Он наложил отпечаток и на произведения при­кладного искусства: их сюжеты, тематика и ряд стилевых приемов заставляют вспомнить монумен-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: