Кикладская культура
Кикладская культура
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
мраморе, например в Геркулануме, копируют классические образцы. В большом количестве сохранились римско-кампанские настенные К. а., которые, как правило, являлись одной из декоративных составных частей настенной живописи. Особое значение имеют хорошо сохранившиеся поясные портреты умерших.
К. а. имели рамы. Чаще всего это были красные деревянные планки, которые прикреплялись по периметру к К. а. Написанные на дереве К. а. могли заключаться в металлическую раму с драгоценными камнями, что нашло свое продолжение в иконописи христианской эпохи. В классическую эпоху мастера стремились к художественному единству рамы с картиной; в эллинистический период рама приобрела самостоятельную декоративную ценность.
КИКЛАДСКАЯ КУЛЬТУРА, памятники быта, ритуальные и художественные изделия бронзового века, распространенные в III—II тыс. до н. э. на островах Киклады. Первые поселения здесь относятся ко времени среднего и позднего неолита, т. е. к V-IV тыс. до н. э., когда на острове Мелос стал добываться обсидиан. Расцвет К. к. приходится на ранний бронзовый век. На островах возникли поселения, были возведены укрепленные стены с башнями (Кастри на острове Сирое). К памятникам К. к. относятся предметы погребений, в том числе оружие, медные и серебряные изделия, помещавшиеся в каменных ящиках, а позже — в купольных гробницах.
|
|
Керамика имеет различный характер в зависимости от времени создания произведений. В их числе амфоры, кувшины, пиксиды (сосуды для хранения реликвий) с вырезанными в глине или штампованными орнаментальными узорами. Во II тыс. до н. э. К. к испытывает влияние минойской и эл-ладской культур. В керамике начинает использоваться матовая роспись. Особенной оригинальностью отличаются статуэтки и статуи из мрамора, изображающие воинов, музыкантов, женщин с деть-
ми. По некоторым предположениям, эти фигурки служили оберегами или ритуальными приношениями островным божествам.
Для кикладской скульптуры характерен суровый и скупой, предельно обобщенный стиль, парадоксально напоминающий искусство XX в. Статуи
изготавливались при помощи инструментов из ко-:унда или обсидиана, позволявших процарапывать::етали и выравнивать поверхности. На некоторых изделиях сохранились следы раскраски. Самые анние изображения, названные скрипичными ста-гуэтками, представляют собой фигурки без головы, выполненные в крайне упрощенной манере, так что их контуры напоминают корпус скрипки.
Наиболее прославилось островное искусство своими фигурками со сложенными на груди руками эти статуэтки впоследствии по аналогии с древне-гипетскими были названы каноническими). Во времена расцвета К. к. появляются достаточно сложные кульптуры («Арфист» из погребения на Керосе, -700-2500 гг. до н. э.). В позднейшие эпохи фигурки ьновь приобретают упрощенность и плоскостную.рактовку очертаний.
|
|
Загадочна история искусства одной из групп южных Киклад с главным островом Фера (Тира, или Санторин). Культура Феры достигла высокой стадии развития, когда в II тыс. до н. э. вулкан Строн-гила погубил эту цивилизацию. В настоящее время древняя Фера представляет собой группу из трех островов: Санторин, Ферасия и Аспронизи. Первые раскопки здесь начались в конце XIX в., еще до открытия А. Эвансом минойской цивилизации на Крите. Остров Фера находился на пути между Критом и Грецией, и влияние их культур проявилось в искусстве Феры. Были обнаружены руины крупного города, остатки улиц и домов, стены которых расписаны фресками, по стилю очень близкими работам минойских живописцев. Росписи Феры отличает особое пристрастие к растительным мо-
Жилой дом на о. Фера. I тыс. до н. э.
Синие обезьяны. Роспись из Феры. I тыс. до н. э.
Юноша-рыбак. Роспись из Феры. I тыс. до н, э.