Античность Лисипп

Лисипп

Лисипп

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА



 



Леохар. Аполлон Бельведерскии. Римская копия. IV в. до и. э.

 

Леохар. Артемида Версальская (Диана-охотница). Римская копия. IV в. до н. э.


сальская», «Похищение Ганимеда»), отличает та­кая же виртуозность технического исполнения при холодном, официально-придворном характере об­разов. Тем не менее искусство Л. пользовалось ши­рокой известностью и славой. Творчество его высо­ко ценил Платон.

ЛИСИПП (1л51рроз), знаменитый древнегречес­кий скульптор IV в. до н. э.; был третьим великим скульптором эпохи поздней классики наряду с Прак-сителем и Скопасом. Л. родился в г. Сикионе (Пело­поннес), вероятно, в первое, а умер в последнее десятилетие века. Творческая деятельность Л. ох­ватывает период с 370 по 300 г. до н. э.

Он обладал редкой творческой продуктивностью и за свою жизнь, по свидетельствам древних авто­ров, создал 1500 бронзовых статуй. Среди них были и колоссальные фигуры богов, и группы, изобра­жающие все подвиги Геракла.

Имеются описания его гигантских изваяний Зевса в Таренте, Гелиоса с колесницей на острове Родос, аллегорической фигуры Кайроса в Олимпии. Эти

 

колоссальные произведения предвосхищают появ­ление в эпоху эллинизма несоразмерных масштабу человека гигантских скульптур (Колосс Родосский). Наряду с мифологическими образами в творчестве Л. нашли отражение исторические события. Будучи придворным мастером Александра Македонского, он запечатлел в большой композиции из двадцати пяти фигур всадников в натуральную величину одно из сражений Александра.

Отличительные качества искусства Л. заключа­лись прежде всего в стремлении приблизить изоб­ражаемые сюжеты к новому эстетическому идеалу. С этим связана и новая система пропорций челове­ческой фигуры, которую разработал Л. В отличие от Поликлета Л. придавал скульптурным изобра­жениям более утонченный облик; головы статуй он делал несколько меньшими, а фигуры с легкими удлиненными пропорциями представлял в слож­ном, многоплановом пространственном движении. По словам Плиния, Л. изображал людей не «каки­ми они есть», но «какими они кажутся».





Художественные поиски скульптора ярче всего проявились в статуе «Апоксиомен» — фигуре юно­ши, счищающего с себя пыль после гимнастичес­ких упражнений. Статуя сохранилась в мраморной римской копии. Юноша опирается на левую ногу, правая отставлена назад, слегка наклоненный кор­пус дан в энергичном повороте. Л. стремился учи­тывать возможность восприятия скульптуры со зсех сторон и с разных точек зрения. В искусстве Л. преобладают сюжеты, связанные с подвигами ми­фических героев, войнами и охотой. Скульптора привлекала сложность человеческого характера, он часто изображал своих героев полными энергии, напряжения, в сложных движениях, достигая неви­данных прежде эффектов в передаче внутреннего состояния человека.

При этом лисипповский герой вовсе не утверж­дает более своего превосходства над миром, не об­ладает он и неизменной идеальной сущностью; он подвижен и изменчив. Человек у Л. живет в окру­жающем его пространстве, связан с ним, он — часть большого мира. Поэтому и световая среда из нейтральной становится активным средством выра­жения. Светотеневая моделировка представляет

 

одну из важнейших художественных задач, решен­ных скульптором с новых позиций.

Значительное место занимает творчество Л. и в истории портрета. В своей серии семи мудрецов он стремится передать, пусть в самой общей фор­ме, характер и духовную жизнь героев. Так, в об­разе философа Биаса (сохранилась копия, восходя­щая к портрету Л.) скульптор передает состояние глубокой сосредоточенности; в портрете Еврипида (произведение круга Лисиппа) воплощен образ ве­ликого трагика, размышляющего над смыслом от­ношений человека и неумолимой Судьбы. Патети­ческой выразительности полна мраморная голова Александра Македонского, дошедшая до нас в пре­восходной римской копии. В обобщенном варианте здесь передана противоречивость и сложность ха­рактера Александра, контраст противоборствую­щих страстей и трагическая неудержимость. Среди достоверных произведений Л. (также дошедших лишь в римских мраморных копиях) — «Отдыхаю­щий Гермес», «Атлет Агий», «Геракл со львом». Л. был мастером, выразившим, вероятно, наиболее глубинные потребности культуры своего времени. Динамика и острая выразительность творений Л.


 



Лисипп. Голова Александра Македонского из Пергама. Эллинистическая копия. I в. до н. э.

 

Лисипп. Отдыхающий Гермес. Римская копия. I в. н. э.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: