Эгейское искусство

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

АНТИЧНОСТЬ

Целла




           
   
 
     
 
 


Золотая пантера с гравировкой. Келермесский курган. VI в. до н. э.

Таманский сфинкс (фигурный лекиф из Фанагории). Конец V в. до н. э.

Слоновая кость обычно передавала обнаженное тело, лицо; золото применялось в изображении во­лос, оружия, одежды и украшений, а также свя­щенных атрибутов (например, эгида Афины в Пар­феноне). Некоторые сведения об этой технике дают остатки статуй середины VI в. до н. э., найденные в Дельфах. Определенное представление об ис­пользовании золота может также дать т. н. таманс­кий сфинкс — великолепный фигурный лекиф из Фанагории конца V в. до н. э. Существуют высказы­вания древних авторов, позволяющие утверждать, что Фидий применял при создании Афины Парфе-


нос (см. Парфенон) золото разных тонов, что спо­собствовало большей пластической выразительно­сти и тонкости градаций формы. Подобный прием применяли и греческие мастера Северного При­черноморья при создании некоторых культовых;: ювелирных украшений, используя золото двух-трех оттенков и гравированный рисунок на нем.

ЦЕЛЛА (лат. се11а), первоначально небольшая комната для съестных припасов, кладовая в рим­ских жилых домах и усадьбах. Также внутренняя часть культовых зданий — храмов и монументаль­ных гробниц; закрытое святилище, в котором на­ходилось изображение божества.


Целла храма Афины Афайи на острове Эгина. Ок. 500-480 г. до н. э.

В римском храмовом зодчестве Ц. по своей функ­ции полностью совпадает с наосом древнегреческо­го храма (см Периптер). Поэтому святилище в древнегреческом храме также называют Ц., под­разумевая при этом все три обычных помещения храмового святилища: наос (собственно святили­ще), пронаос (преддверие) и опистодом (помеще­ние позади святилища). Ц. могла иметь двойную ко­лоннаду (см. Парфенон).






ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (крито-микенское ис­кусство), памятники культуры бронзового века (Ш-П тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря — Кикладах, Крите, а также в некоторых областях материковой Греции (Микены) и Малой Азии (Ана­толия). Центры эгейской культуры были открыты в результате археологических исследований XIX в. (экспедиции Г. Шлимана, А. Эванса). Ученые выде­ляют несколько самостоятельных археологических


культур, которые нередко также называются эгейскими цивилизациями: фессалийская, маке­донская, западноанатолийская, элладская, киклад-ская, минойская. Художественные памятники каж­дой из них обладают яркой самобытностью. Развитие Э. и. происходило неравномерно, культурные цен­тры переживали периоды расцвета и упадка в различное время, в связи с чем историю эгейской культуры принято делить на три основных перио­да: ранний, средний и поздний. При этом каждый локальный период подразделяется на три субпери­ода (I, II, III), например: раннеминойский — I, среднефессалийский — III и т. п. Формирование культуры эгейского мира было длительным и за­висело от множества перекрещивающихся влия­ний. Культуры Средней Греции и Западной Анато­лии возникли на основе местного неолита; на островах восточной части Эгейского моря преобла­дало влияние культуры Трои. Ок. 2300 г. до н. э. Пе­лопоннес и Северо-Западная Анатолия были раз­рушены набегами враждебных племен, вероятно, индоевропейского происхождения. В результате к началу II тыс. до н. э. материальная культура Греции, Трои и многих островов сильно видоизме­нилась. На острове Крит, не затронутом разруше­ниями, продолжала развиваться минойская куль­тура; в начале II тыс. до н. э. появилась иероглифическая письменность, а позднее — ли­нейное письмо.

Период наивысшего единства эгейской культуры — первая половина II тыс. до н. э. Ок. 1600 г. до н. э. на материковую Грецию пришли новые племена (воз­можно, ахейцы), положившие начало возникнове­нию небольших городов-государств т. н. микенского периода вокруг древних центров — Микен, Тирин-фа, Орхомена и др. В середине XIV в. до н. э. на Крите также появилось микенское население, принесшее собственную культуру и систему пись­менности. С конца XIII в. до н. э. глубокий внутрен­ний кризис эгейской культуры был усилен наше­ствием дорийцев и «народов моря», что привело в конечном счете к гибели эгейской цивилизации.

Э. и. развивается в условиях многообразных и глубоких взаимосвязей с художественной культу­рой Сирии, Финикии, Древнего Египта. В целом по сравнению с искусством Древнего Востока Э. и. отличается более светским характером. Среди древнейших локальных направлений культуры с их памятниками особенно выделяется своеобра­зием кикладская культура с ее изделиями для по­гребальных обрядов. К их числу относятся кикладс-кие идолы — мраморные статуэтки и головы статуй геометризованных и до предела обобщен­ных очертаний, нередко скрипкообразной формы. Ок. XXIII в. до н. э. центр культурного развития




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: