Задание 1. Выберите тему из перечня тем контрольных работ и напишите реферат (50 баллов).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов
Семинарское занятие 1
Тема: Общественно-политические движения и культурная ситуация в России конца XIX – начала XX в. (2 часа)
План семинарского занятия:
1. Россия на рубеже XIX – XX веков. Альтернативные пути развития России.
2. Российское общество на рубеже XIX – XX вв. Социально-политический кризис и развитие революционного движения в России.
3. Манифест 17 октября 1905. Особенности российского парламентаризма.
4. Третьеиюньский переворот. Изменения в политической системе Российской империи.
5. Развитие российской культуры во второй половине XIX – начале XX века.
Рекомендуемая литература:
1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.
2. История России: учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 592 с. МОРФ
3. Федоров, В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист.фак. – М.: КноРус, 2008. – 544 с.
4. Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие / В.В. Фортунатов. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – 352 с. МОРФ
5. История: электронное пособие / А.В. Демочкин. СПб: Изд-во СПбАУЭ, 2010.
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо по согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 знаков), посвященное имиджевой проблеме. В творческой работе большое место должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.
Доклад является результатом самостоятельной работы студентов и подводит итоги углубленного изучения специальной литературы. Тема доклада согласуется с преподавателем. Текст доклада должен содержать введение, содержательно-аналитическую часть, список использованной литературы и источников. Докладчики должны:
- сообщать новую информацию
- использовать технические средства
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.; дискуссия - 10 мин
- иметь представление о композиционной структуре доклада.
К самостоятельной работе студента относится написание реферата. Цель реферата – осмысление и четкое формулирование позиции автора (авторов) по тому или иному вопросу. До написания реферата по выбранной теме необходимо провести поиск и изучение литературы. Литература, используемая в контрольной работе, должна быть разнообразной и включать не менее пяти названий. После изучения литературы студент приступает к написанию работы. В ней требуется всесторонне раскрыть основные вопросы темы, показать их глубокое знание и понимание, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.
По структуре работы и удельному весу ее частей рекомендуется иметь (в страницах):
- титульный лист — 1;
- введение — 1–2;
- основную часть (с подразделением на главы, параграфы и разделы) — 8–12;
- заключение — 1;
- приложение 1-3(таблицы исходных данных, графики, диаграммы, картограммы и т.д.);
- список сокращений и обозначений — 1;
- список использованной литературы — 1.
Во введении следует сформулировать цели контрольной работы, дать небольшой критический обзор литературы по теме работы. В заключительной части целесообразно сделать общие выводы и дать рекомендации по проблемным вопросам рассматриваемой темы.
Общий объем работы составляет 10-15 страниц формата А 4, шрифт 14, полуторный интервал. Количество использованных источников и литературы при ее написании – не менее 10, включая Интернет-ресурсы и периодику. Сноски на использованные материалы обязательны и должны соответствовать существующим требованиям.
Задания сдаются специалисту деканата за один месяц до начала очередной сессии для проверки преподавателем и выставления рейтинговой оценки.
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (зачету).
Выбор темы для написания контрольной работы осуществляется по последней цифре зачетной книжки (например, последняя цифра – 1, и темы, выбираемые слушателем для исследования – 1, 11 или 21 и т.д.).
1. Исторические источники и их классификация. Основные этапы становления российской исторической науки.
2. Славяне в древности. Расселение и занятия.
3. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.
4. Принятие христианства и его влияние на развитие древнерусской цивилизации.
5. Этапы становления Киевской Руси. Ярослав Мудрый.
6. Культура Древней Руси.
7. Государственная раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля в XII – XIII вв.
8. Татаро-монгольское нашествие и его последствия.
9. Александр Невский и отражение агрессии крестоносцев.
10. Централизация русских земель, возвышение Москвы.
11. Дмитрий Донской: историческая характеристика эпохи.
12. Образование единого Российского государства. Иван III и его роль в истории России.
13. Культура России в XIV – XV вв.
14. Социально-политическое развитие России в XVI веке. Иван IV и реформы Избранной рады.
15. Иван IV и опричная политика.
16. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Причины, периодизация и последствия Смуты.
17. Борис Годунов: человек и политик.
18. Смутное Время в Российском государстве. Правление Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.)
19. Самозванство в истории России.
20. Национально-освободительная война и восстановление государственной независимости России. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
21. Социально - экономическое развитие России в XVII в.
22. Правление первых Романовых в России.
23. Формирование крепостного права в России.
24. Социальные бунты середины XVII века. Восстание С.Т. Разина
25. Внешняя политика российского государства в XVII столетии.
26. Реформы русской православной церкви. Церковный раскол.
27. Культура России в XVI – XVII вв.
28. Россия на рубеже XVII - XVIII вв. Петр I и предпосылки преобразований России.
29. Северная война. Военная деятельность Петра I.
30. Реформы системы государственного управления Петра I.
31. Эпоха Дворцовых переворотов в России.
32. Внутренняя политика Екатерины II.
33. Крестьянская война Е.И. Пугачева.
34. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
35. Русская культура XVIII века.
36. Россия в эпоху Павла I.
37. Социально-экономическое развитие России первой половины XIX века.
38. Отечественная война 1812 г.
39. Внутренняя политика Александра I. Противоречия личности и политики.
40. Общественное движение в царствование Александра I. Декабристы.
41. Внутренняя политика Николая I.
42. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская Война и её последствия.
43. Русская культура в первой половине XIX в.
44. Александр II. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. и их значение.
45. Отмена крепостного права в России.
46. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период (вторая половина XIX в.).
47. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
48. Общественное движение России во второй половине XIX в. Народники.
49. Российская империя в годы правления Александра III. Содержание контрреформ.
50. Культура России во второй половине XIX в.
51. Россия в начале XX века. Социально-политический кризис.
52. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Монополистический капитализм и его особенности.
53. Первая российская революция 1905-1907 гг.
54. Русско-японская война 1904-1905 гг.
55. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте.
56. «Третьеиюньская» монархия и аграрная реформа П.А.Столыпина.
57. Формирование системы политических партий России в начале XX века.
58. Начало российского парламентаризма: деятельность Государственных Дум.
59. Российская империя в годы первой мировой войны.
60. Россия в 1917 году: от Февраля к Октябрю
61. Деятельность Временного Правительства: кризисы власти.
62. Октябрьские события 1917 г. II Всероссийский съезд Советов.
63. Гражданская война в России. Причины победы большевиков.
64. Белое движение в истории России: основные лозунги и причины поражения.
65. Экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918 – 1920 гг.). «Военный коммунизм».
66. НЭП в Советской России (1921 – 1929 гг.). План ГОЭЛРО.
67. Образование СССР.
68. Коллективизация в СССР. Результаты и последствия.
69. Индустриализация в СССР. Первые пятилетки.
70. Тоталитарный политический режим в СССР. Культ личности Сталина.
71. Внешняя политика СССР 1939 – 1941 гг.
72. Советский Союз накануне Великой Отечественной войны.
73. Начальный этап Великой Отечественной войны. Соотношение сил и планы воюющих сторон накануне войны.
74. Основные сражения Великой Отечественной войны: Московская, Сталинградская и Курская битвы.
75. Партизанское движение и тыл в годы Великой Отечественной войны.
76. Восстановление народного хозяйства СССР после войны.
77. Внешняя политика СССР в 1946 - 1953 гг. «Холодная война».
78. Борьба за власть в 1953 – 1957 гг. Н.С. Хрущев.
79. Реформы Н.С.Хрущева: планы и результаты.
80. Хрущевская «оттепель» и ее итоги.
81. Социально-экономическое развитие СССР в 1960-1980-е годы. Конституция СССР 1977 г.
82. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
83. Советская культура и наука во второй половине XX века.
84. М.С. Горбачев. Перестройка в СССР (1985 – 1991 гг.).
85. Кризис перестройки и распад СССР.
86. Суверенизация России. Конституция РФ 1993 г.
87. Символы российской государственности (флаг, герб, гимн и др.).
88. Политические и экономические реформы в 1990-е годы.
89. Россия в XXI веке. Основные направления развития современной России.
90. Современная Россия и ее место в мировом сообществе.