Лекция № 7.
Тема: Литература США
Произведения современных американских писателей в «литературном» ряду американской литературы: традиции и новаторство. Тим О'Брайен (1946). Обращение к реалиям современной жизни, к теме войны в романе «На Лесном Озере» (1994).
Писатель дебютировал в нач. 70-х гг книгой воспоминаний о своём полуторагодичном пребывании в действующей армии в Южном Вьетнаме «Если я погибну на поле боя, положите меня в гроб и отправьте на родину» (1973). Спустя год вышел его «вьетнамский» роман «Северное сияние». Обе книги явились подступами к главному пр-ю ТОБ. Хотя в своём творчестве он, исчерпав «вьетнамскую» тему обращался и к проблемам современности («Ядерная война», роман, 1985). Так он пытался осмыслить реалии атомного века с точки зрения рядового «человека с улицы». Но роман не вызвал сколько-нибудь значимого резонанса, и ТОБ вернулся к теме Вьетнама 60-х гг..
Роман «На Лесном озере» - продолжение «вьетнамианы»..
Поджанр пр-я определяют как «шаги по следам. Текст романа - поток сознания автора. Исподволь автор создаёт свою версию на известную тему «солдат дома».
|
|
Цитатность произведения (Сервантес, Достоевский, Чехов, Фрейд, факты из биографий известных политиков, выдержки из монографий солидных психоаналитиков). Судьба Уэйда оказывается встроена в контекст судеб цивилизации, в структуру всемирной истории. ТОБ интересует зыбкая грань, которая отделяет реальный факт от сознательного и бессознательного его искажения в памяти и воображении.
Роман-палимпсест Т. Корагессана Бойла «Восток есть Восток» (1990). Название романа создаёт эффект узнавания: намекается на строки Р. Киплинга о Востоке и Западе, которым «не встретиться никогда». Однако КБ важно, что это узнавание ложно. Главная темаромана: встреча Востока и Запада, их контакт, столкновение, сближение, диалог. И возможен ли контакт такого рода? → и сам роман, и его жанровая форма диалогична.
Роман как палимпсест.
Новое в решение проблемы «Восток - Запад».
Особенности поэтики романа. Эми Тан. Роман «Клуб радости и удачи»: особенности жанровой формы, способ выражения авторского «я».
«КРИУ» - роман в новеллах-монологах, написанных от имени немолодых китаянок, приехавших в Америку из Китая в 1949 г., и их дочерей, родившихся уже в США. Новеллы имитируют средневековые китайские повести о любви. Чередование монологов - чередование разных жизненных философий. Четыре фабулы романа. Центральная сюжетная линия.
Тема: Славянские литературы
Милан Кундера (1929) (Чехия). Постмодернистский деконструктивистский роман «Бессмертие» (1992 – пер. на русс. яз.) как «роман, рождённый из жеста», «роман возможностей». Основные темы романа. «Литературность» произведения..
|
|
Автор как комментатор. Описание хронотопа романа. Основные темы произведения.
Милорад Павич (Сербия), роман «Хазарский словарь» как роман-энциклопедия, словарь, кроссворд. Мифологическая модель мира в постмодернистском произведении М. Павича. Версификация как основа построения текста произведения. Интенциональность и интертекстуальность постмодернистских произведений.
К руг интересов Павича как писателя.
МП пишет в традиционной для ПМ-й литературы технике палимпсеста, когда герои, сюжеты, цитаты, кочуют из пр-я в пр-е и в новом контексте обретают новую жизнь.
Роман «Хазарский словарь» (1984) – «первая книга ХХI века», пр-е, которое существует на бумаге и на CD-ROMе (т.е. его можно читать в компьютерной версии, перемещаясь по истории хазарской полемики, как по ИНТЕРНЕТу, с помощью мышки в индивидуально выбранном направлении. Пособия к текстовым редакторам становятся ключом к пр-м МП → пр-я складываются в один огромный текст).
«ХС» перведён на многие языки мира. Его определяют как роман-лексикон. Основа романа. Существование романа одновременно в нескольких версиях.
Главный компонент романа – миф об Адаме.